Хроника: первые испытания Volkswagen

75 лет назад, 22 октября 1936 года, начались испытания первой серии прототипов будущего Volkswagen.

Колонна прототипов Volkswagen направляется на испытания. Автомобили были построены опытным производством концерна Daimler-Benz AG. Каждый обошелся германской казне в сумму около 11000 рейхсмарок – в 11 раз дороже предполагаемой цены серийного автомобиля

История Volkswagen продолжает волновать современных историков. Главным образом, спорят о том, кто же все-таки придумал автомобиль первым. «Иногда я подсматривал через его плечо, иногда он», – так вспоминал о том времени Фердинанд Порше, тесно общавшийся с Гансом Ледвинкой и Эдмундом Румплером. Всех их можно назвать представителями венской конструкторской школы.

Фердинанд Порше возле одного из образцов 1936 года. Автомобиль обозначался V3 (от слова Versuch – опытный). Внутри Porsche это был проект Typ 61K. Более ранние V1 и V2 еще мало напоминали будущий Volkswagen. Название VW 30 придумано, по всей видимости, уже после войны, поскольку в 1930-е в средствах массовой информации машина фигурировала под обозначением KdF. Это сокращенный лозунг трудового фронта, Kraft Durch Freude, «Сила через радость». Под этим девизом в Германии строились народные курорты и целых корабли, вроде «Вильгельма Густлова»

Крах Австро-Венгерской империи разбросал их по разным странам, однако творческие контакты не прекращались. И, в частности, в ту пору живо обсуждалась концепция доступного автомобиля. Размещение силового агрегата сзади, вблизи ведущих колес, представлялась оптимальным решением. Снижалась материалоемкость конструкции, упрощался привод, благодаря лучшей загруженности ведущих колес можно было обойтись маломощным двигателем.

Автомобиль из опытной партии на альпийском перевале. Форму V3 придумал кузовной конструктор бюро Porsche Эрвин Коменда (который впоследствии проектировал и корпус танка «Маус»). Впервые на кузове появились «усы», позднее давшие повод назвать машину «жуком»

Первые подобные автомобили уже разъезжали по европейским дорогам – вспомним Hanomag 2/10PS 1925 года конструкции инженеров Фиделиса Бёлера и Карла Поллиха. И более того, даже термин Volkswagen, «Народный автомобиль», был у многих на устах. Именно как Volkswagen рекламировал свою малолитражку еще один австрийский конструктор, Йожеф Ганц.

Фердинанд Порше со своим главным конструктором Карлом Рабе. Снимок конца 1930-х годов

Фердинанд Порше просто оказался удачливее своих коллег. Или пронырливее. В 1934 году в берлинском отеле «Кайзерхоф» он встретился еще с одним земляком, Адольфом Гитлером. Гитлер ухватился за идею доступного народного автомобиля и самолично набросал в блокнот инженера его эскизы (благо, считал себя художником). Рисовал он, правда, не Volkswagen в его окончательном виде, а… заднемоторный прототип Mercedes-Benz M17, построенный в 1931 году. Кстати, оснащен прототип был оппозитным 1,2-литровым четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения.

Один из эскизов, сделанных Гитлером в отеле Кайзерхоф в присутствии Фердинанда Порше и Якоба Верлина (промышленного функционера, курировавшего автомобильную отрасль)

В 1932 году аналогичная машина появилась у Skoda, в 1933-м – у Tatra. Именно на Tatra, точнее, на Závody Ringhoffer-Tatra a.s., служил конструктором друживший с Порше Ледвинка. С 1927 года «Татрой» владел чешский магнат барон Ханус Фрейхерр фон Рингхофер, потомок знаменитого чешского пивного короля Франтишека Рингхофера.

Выдающийся чешский и австрийский конструктор Ганс Ледвинка (14.2.1878 – 2.3.1967 гг.)

Вскоре после выпуска в 1936 году Германией первой опытной партии автомобилей V3 разразился скандал. Судебный иск против Порше, а точнее, против той организации, которой было поручено организовать производство Volkswagen, - Германского Трудового фронта, подало чешское патентное ведомство. Дело не имело судебной перспективы, поскольку Трудовой фронт был организацией политической, а Гитлер не раз демонстрировал пренебрежение нормами международного права. В итоге дело застряло в Гаагском трибунале, а после захвата Германией Чехословакии потеряло юридическую почву.

Tatra V750 1933 года стала робким прообразом аэродинамических заднемоторных автомобилей чешской марки. Машина действительно больше напоминает Volkswagen

К вопросу вернулись уже после войны, причем истцом в деле выступала австрийская компания Ringhoffer-Tatra, а не национализированные чехословацкие заводы Tatra. К слову, самого Ганса Ледвинку новые социалистические власти осудили за сотрудничество с нацистами и выгнали из республики.

Гораздо менее известный проект, чем Tatra V750, - Skoda 932 1932 года. Ее называли также «Кадломобилом». Кадло – это уменьшительное от Карела, так звали конструктора машины, инженера Хрдличку. В задней части машины находился четырехцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения (1,5 л, 30 л.с.)

Дело решилось, когда Порше давно уже не было в живых: 12 октября 1961 года земельный суд Дюссельдорфа признал, что в конструкции Volkswagen использованы решения, придуманные Ледвинкой для автомобилей Tatra. Volkswagen AG выплатил наследникам барона Рингхофера компенсацию в три миллиона немецких марок, однако Ледвинка ушел с пустыми руками.

Один из экспериментальных проектов Mercedes-Benz (W25 D) конструкторов Ганса Нибеля и Макса Вагнера оснащался миниатюрным трехцилиндровым дизелем в заднем свесе
Получив доступ к идеям Порше в качестве субподрядчика, инженеры Daimler-Benz AG тотчас попытались спроектировать похожий автомобиль!

Проект автомобиля KdF оказался для независимого бюро Порше настоящим «золотым дном». Порше перебрался из нескольких комнаток на штутгартской Кронеберг-штрассе в шикарный особняк в пригороде Цуффенхаузен
Окончательный облик Volkswagen приобрел в 1938 году. Тогда же развернулась всенародная подписка на автомобиль

Пройдя по ссылке, получите доступ к полному архиву ЗР с 1928 по 2011 г.

Подпишитесь на «За рулем» в