Итоги III квартала: это мы не проходили?

За три квартала нынешнего года в России было продано на тридцать тысяч автомобилей больше, чем за весь 2010-й. Много это или мало – тридцать тысяч? Скажем так: примерно столько машин за девять минувших месяцев купили наши соседи венгры.

Несмотря на все старания продавцов, покупателей и банкиров, докризисного уровня продаж мы пока не достигли. Однако приближаемся к нему стремительно: если по итогам I квартала наше отставание от самих себя трехлетней давности составляло 21%, за полугодие – 17%, то сейчас осталось отыграть всего 15% – это 326 тысяч автомобилей. Конечно, не такой уж и пустяк – в полтора раза больше, чем продано за 9 месяцев по всей Австрии. Но ведь и нас все-таки не 8 миллионов, как альпийских жителей…

Если позволить себе немного помечтать, предположив, что до конца года российский рынок сумеет сохранить темпы роста в 54,8% (этот показатель соответствует III кварталу), то к концу года рекордный результат 2008-го будет побит. Ненамного – всего на полсотни тысяч автомобилей, – но все же.

К слову, в докризисный год удержать динамику роста к новогодним праздникам не удалось – начало сказываться разрушительное влияние больной мировой экономики. Ведущие аналитики и сейчас не верят в чудо. Так, например, оптимистично настроенный Дейвид Томас, председатель комитета автомобилестроителей AEB, дает прогноз на 2,45 млн. машин; и этого явно не хватит, чтобы рекорд продаж в 2,735 млн. пал.

Второму месту России в Европе теперь ничто не угрожает: следующая за нами Франция топчется на месте, отставая уже на 100 с лишком тысяч автомобилей. Но и на лидерство пока нет оснований надеяться: Германия ушла далеко вперед и капитулировать не собирается. В мировом масштабе у нас тоже все неплохо – шестое место.

Китай за три квартала обеспечил себе безоговорочную победу, поглотив 10,5 млн. транспортных средств. Да и американцы со своими 9,5 млн. тоже недостижимы. Вот Япония и Бразилия – эти соперники нам вполне по силам, однако и они пока не уступают. Впрочем, оставим в стороне глобальные намерения – время для них еще не пришло. А вернемся к себе домой, благо в пределах Отчизны нам есть чем гордиться. И пусть эти победы не такие громкие, как хотелось бы, зато они очень важны для России.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки:

Отечественное производство автомобилей по итогам 9 месяцев превысило результаты того же периода 2008 года на 15,4% – то есть на 173 тысячи машин. Полагаете, АвтоВАЗ наконец-то оценил государственную заботу и решил сторицей воздать за поддержку, которая ему оказывалась в самые тяжелые времена? Как бы не так.

Львиную долю успеха обеспечили машины иностранных марок, что собирают на российских предприятиях. По сравнению с тремя кварталами прошлого года их производство увеличилось на 87%, в то время как модели АвтоВАЗа, УАЗа и примкнувшая к ним “Шеви-Нива” по совокупности смогли приподняться лишь на 24,3%.

За три минувших месяца обрусевшие иностранцы отвоевали еще 1% в общероссийском производстве, и теперь на их долю приходится 61%. Между прочим, речь идет не только о количественных показателях – в денежном выражении разрыв еще более значителен.

Закономерно, что первые 15 мест по популярности среди автомобилей с иностранным паспортом занимают те, у кого в нем стоит российская прописка – исключение составляют только узбекские “Нексия” и “Матиз”, а также британский по происхождению “Кашкай”.

Совокупные продажи этих 15 лидеров превысили объем реализации всех 11 отечественных моделей – 516 448 против 507 401 единицы. Таким образом, советские реликты отнюдь не задавлены количеством противников – их медленно, но верно побеждает качество, которое ныне ценится все больше – даже несмотря на высокую цену, которую приходится за него платить.

В лидирующей группе иномарок правит бал внутренняя борьба за симпатии покупателя. Старые кумиры сходят со сцены, уступая напору более современных моделей. Первое место вполне ожидаемо покорилось “Солярису”, которому нет еще и года от роду. Он не только оттеснил почивавший на лаврах “Логан”, но и солидно от него оторвался.

На 6 место прорвался годовалый “Поло-Седан”. Старенький “Матиз”, сопротивляясь изо всех сил, постепенно откатывается все ниже и ниже: невысокая цена уже не может компенсировать низкий уровень безопасности и устаревший дизайн. Беззаветно любимый народом “Фокус II” тоже сдает позицию за позицией, но из глубины рейтинга ему на смену уже пробирается новый “Фокус III”.

Десятку лучших временно покинула “Астра” – ненадолго, поскольку версию H на конвейере постепенно сменяет автомобиль с индексом J. Та же судьба в ближайшее время ожидает и “Рио” – с 1 октября заказы принимаются на модель 2012 года.

Все эти пертурбации прямо отразились на самочувствии автомобильных компаний. Самая диверсифицированная из них – “Киа” вернула себе лидерство после временного отступления под натиском “Рено”. Французы не удержались и на втором месте, пропустив вперед “Хёндай”, поставивший все на единственную неубиваемую карту – “Солярис”.

На четвертое место из самых низов “десятки” пробился “Ниссан”, сумевший консолидировать успех “Кашкая”, “Тииды” и “Икс-Трейла”. Среди остальных компаний обращает на себя внимание “Фольксваген”, который также опирается на несколько своих моделей, пусть не вышедших в своих классах на первые роли, но в совокупности обеспечивающих ему солидную покупательскую базу.

Немало способствовал 7-му месту также и взлет “Поло-Седана”. А вот “Форд” со своим единственным бойцом откатился на 8-ю позицию и ждет, пока “Фокус III” наберет обороты и вновь выведет “Голубой овал” в число лидеров.

“Давай, дорогой!” – говорит российский рынок автомобильным компаниям. И они “дают”, понимая, что его возможности колоссальны. По данным агентства “Автостат”, личной машиной сейчас владеет только каждый четвертый житель России, и лишь 50% семей имеют в собственности автомобиль. А такая роскошь, как два и более автомобиля – удел 10–15% ячеек общества.

Это значит, что автомобилизация населения в России примерно в два раза ниже, чем в Европе, где сейчас в среднем на 1000 жителей приходится 480 машин. Но даже эти цифры не показательны: в Германии, Франции или Италии более 600 автомобилей на тысячу. А наш нынешний уровень соответствует тому, на котором развитые европейские страны находились аж в середине 70-х годов.

Тот же “Автостат” констатирует, что в самых крупных русских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре), где пробки практически парализовали движение, на каждую тысячу жителей приходится совсем немного – всего 330–350 – легковушек.

“Автомобиль не роскошь, а средство передвижения” – лозунг Остапа Бендера пришелся очень по сердцу русскому человеку. Сократившись по части других предметов роскоши (их послекризисное потребление выросло всего на 10%), он не хочет отказываться от приобретения новенького авто.

Нет денег? Да, зарплаты наши не чета европейским, но разве это остановит жаждущего? Ведь существуют банки! Стремительный рост продаж в 2011 году поддержала не столько благополучно завершившаяся летом программа утилизации, сколько другая государственная инициатива – льготное кредитование.

Она распространялась на автомобили стоимостью до 600 тысяч руб. и свою роль сыграла достойно: по данным директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, в рамках действия льготного автокредитования с января по сентябрь было выдано 179 тысяч кредитов – больше, чем за весь прошлый год.

То есть 10% автомобилей нашли своих владельцев именно благодаря помощи государства. В программе участвовали 56 моделей, из которых лишь 17 принадлежали АвтоВАЗу. Кредитная лихорадка охватила не только финансовые организации, заручившиеся бюджетной поддержкой.

Через “Тойота Банк”, например, за 9 месяцев было продано 12 555 автомобилей – на 116% больше, чем в 2010 году, а Московский банк Сбербанка выдал 17,6 тысячи автокредитов на сумму в 8,5 млрд. рублей, что на 30% больше, чем в январе–сентябре 2010 года. Все вернулось на круги своя. К концу 2008 года доля продаж автомобилей в кредит дошла было до 46,4%, но затем финансовый кризис – или его искусная имитация – подрубил ноги этой схеме, и кредитные машины составляли всего 24,1% от общего числа покупок.

В 2011 году, как считает “Автостат”, покупка машин на заемные средства вышла на докризисный уровень и даже перекрыла его, охватив около 50% рынка новых легковушек. Вроде все замечательно – лучше не бывает. Но расслабляться все-таки не стоит – в чем мы могли убедиться три года назад. Взгляните на поквартальную динамику продаж – не правда ли, до боли знакомые цифры?

Конвульсивные скачки рубля осенью подпортили-таки благостную картину, которая старательно выписывалась маслом первые полгода. Результатом стало замедление стремительного роста рынка: во втором квартале было продано на 141,9% автомобилей больше, чем в первом, а третий квартал по сравнению со вторым показал динамику всего в 54,8%.

Банки стали осторожничать с выдачей кредитов самой многочисленной категории – покупателям бюджетных моделей. По некоторым оценкам, их доля сократилась до 30% от общего объема автокредитования. Финансисты – самое слабое звено в цепочке, протянувшейся от конвейера к покупателю. Именно они более всех нуждаются во взаимном доверии всех участников процесса, и они же первыми это доверие предают.

Хорошо, что не поддались панике хотя бы автомобильные компании. По крайней мере, пока они не торопятся спешно повышать цены или привязывать их к доллару, как случилось во время кризиса. Ведь защититься от колебания курса валют можно и подругому – развивая производство комплектующих здесь же, в России. Такой путь, в частности, выбрал “Ниссан”. Однако тревожный звоночек прозвенел…

Три месяца назад мы уже отмечали, что ситуация на рынке во многом напоминает 2008 год. С тех пор опасения не развеялись. Напротив, теперь можно провести новые неприятные параллели. Например, по итогам 9 месяцев отрицательную динамику показали Великобритания, Италия и Испания, с которых все началось три года назад, и проценты падения продаж в этих странах практически те же, что и раньше.

А как хочется верить в светлое будущее – в то, что наш полет не будет в очередной раз прерван и Россия все-таки выйдет на первое место в Европе – ведь осталось-то не так уж и много.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В ЯНВАРЕ–СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА*

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ЕВРОПЕ В ЯНВАРЕ–СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА*

ИТОГО

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ ПРЕВЫСИЛО РЕЗУЛЬТАТЫ ТОГО ЖЕ ПЕРИОДА 2008 ГОДА НА 15,4%

ЛЬВИНУЮ ДОЛЮ УСПЕХА ОБЕСПЕЧИЛИ МАШИНЫ ИНОСТРАННЫХ МАРОК, ЧТО СОБИРАЮТ В РОССИИ

КОНВУЛЬСИВНЫЕ СКАЧКИ РУБЛЯ ОСЕНЬЮ ПОДПОРТИЛИ-ТАКИ БЛАГОСТНУЮ КАРТИНУ

ВОСХОД СОЛНЦА

Еще летом стало очевидно, что “Солярис” оттеснит “Логан”. Так оно и произошло. Обе машины – российской сборки, но “Хёндай” – новее и обаятельнее на вид. Впрочем, если вспомнить, что “Сандеро”, продажи которого за год выросли почти втрое, на самом-то деле “Логан”-хэтчбек, то совокупный результат “Рено” выглядит просто фантастически – ровно четверть рынка!

“Поло” неуклонно продолжает свое восхождение и занимает уже 4-е место, хотя еще в июне был на седьмом. Любопытен прыжок на 13-ю строку с 21-й очаровашки “Соула”, но по темпам роста похоже, что он там надолго не задержится и отправится выше.

НАШЕСТВИЕ ДВОЙНИКОВ

Раздвоившийся “Фокус” пока сохраняет первое место за своей старой версией, в то время как на 15 строчку уже вышла модель 3-го поколения. Правда, из-за более высокой цены и придушенных двигателей ей будет трудно в кратчайшие сроки занять место предшественницы – и это хороший шанс для старушки “Нексии” покрасоваться во главе списка по итогам года.

В двух лицах представлена и популярная “Астра”: одной своей инкарнацией она за последний квартал поднялась с 8 строчки на 7 место, а второй – с 12-го на 11-е. Отметим, что обе машины выпускают в России, и в будущем году “Опелю” по силам войти в тройку лидеров “гольф”-класса. За бортом оказались “Лансер” и затеявшая обновление “Элантра”. Вместо них в компанию лучших вошел “Гольф”.

ВОПРОСЫ ПРОПИСКИ

Из-за смены поколений “Пассат”, ставший чисто немецким, в начале года продавался ни шатко ни валко и вошел в полную силу только с мая. Однако затем он успешно отыгрался, потеряв в результате всего одну позицию. Интересно, что его куда более дорогой сородич с индексом СС нисколько не утратил покупательских симпатий.

Баварская “трешка” отыграла потери начала года: спецсерия в преддверии появления новой модели распродается по интересным ценам. Получив калининградскую прописку и подешевев на 70 тысяч, наращивает темп “Инсигния”, месячные продажи которой с начала лета выросли в полтора раза. Зато совсем отстал в ожидании рестайлинга “Авенсис”.

НАСТЫРНЫЙ ЯПОНЕЦ

Единственным изменением среди лидеров стало поступательное движение “Лексуса- ES”, за год сумевшего добраться до 9 места: с середины лета каждый месяц продается по сто с лишним экземпляров этой модели. Второй дебютант А7 удовольствовался успехами, достигнутыми за первое полугодие, оставшись на восьмой строчке.

Обновившийся седан “Инфинити-М” оказался менее удачливым: за первоначальным интересом, подогретым новым дизайном, наступило успокоение и резкий спад продаж.

КРУЖАТСЯ ПАРЫ

Пока идущие ноздря в ноздрю “Версо” и “Венга” по очереди меняются друг с другом местами, “Зафира” потихоньку увеличивает свое преимущество над “Гольфом” – за три месяца ей удалось отыграть 0,7% рынка в классе вэнов.

Отдельный спарринг затеяли “С3-Пикассо” с “Тураном”, “Румстер” с “фольксвагеновским” семейством и “С4-Пикассо” с “Эс-Максом”. Еще одна пара разлучилась: “Сценик” покинул список пятнадцати лучших, а “Гэлакси” посчастливилось зацепиться за последнюю строчку.

ГОРЕЦ. ЧАСТЬ 1-Я

Растолкав былых претендентов, на третьем месте утвердился “Хайлендер”. Причем “Тойота” – единственная в тройке, кому удалось увеличить свою долю на рынке за квартал. С лета еще на ступеньку опустилась “Каптива”.

Посвежевший “Соренто” сделал робкий шаг по направлению к своему близкому родственнику “Санта-Фе”, оттеснив по дороге “Лексус-RX”. В самом низу турнирной таблицы “С-Кроссер” сдал позиции БМВ-Х5.

ПРИВЫЧКА К НЕПРИВЫЧНОМУ

С июня продажи ASX упали вдвое – обновленной машины просто-напросто не было у дилеров. В результате последовал провал с 3 на 5 место. Попавший в подобную ситуацию RAV4 справился с проблемами куда лучше и сохранил за собой вторую позицию.

Непривычного вида “Джук” стал уже привычным явлением на наших дорогах – за последний квартал его продажи выросли в 2,5 раза, и этого оказалось вполне достаточно для скачка на три позиции вверх. Англичанин “Фрилендер” неожиданно много уступил корейцу “Актиону” – что ж, новый облик “Сан-Йонга” больше не вызывает раздражения у публики.

ЛЮБИТЕЛИ СДЕРЖИВАЮТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Шедшие год назад на 14 и 15 местах “Лексус-GX” и “Рекстон” не пришлись ко двору и так же синхронно опустились на 17 и 18 позиции. Их места заняли “Патруль” и “Рейндж-Ровер” – тоже не бог весть какие профессионалы.

Обновленный “Туарег” прибавил оборотов и сумел отстоять свое небольшое преимущество над рвущимся к победе “Паджеро”. “Пасфайндер” уверенно прошел “Ховера” – “китайцу” все-таки трудно бороться на равных с “японцем”.

ЦИФРЫ ПРОИГРЫВАЮТ ИМЕНАМ

Безнадежно устаревшее семейство 2104/2105/2107, год назад красовавшееся на топ-позиции, постепенно теряет одну позицию за другой. Вот его обошла уже и “Приора”. Судя по темпам роста, скоро на третьем месте окажется уже “Самара”. На фоне общей невысокой динамики продолжают удивлять уазики, в два-три раза более активные, чем модели АвтоВАЗа. Впрочем, их выпускается слишком мало, чтобы они могли оказывать какое-то давление на массовые “Лады” и “Нивы”.

ДОРОГА ЛОЖКА К ОБЕДУ

После временного подъема продаж в феврале-марте пикап BT-50, похоже, впал в спячку – в некоторые месяцы число реализованных автомобилей падало ниже 60 штук. Ничего удивительного – обновление модели основательно затянулось, хотя по своим внедорожным качествам автомобиль очень неплох.

Неудержимый L200 – лучшее предложение среди пикапов – продолжает подгребать рынок под себя. Его доля в группе грузопассажирских авто превысила уже 22%.

От первого лица

“МЫ ГОТОВИМ “СОЛЯРИСУ” ГРУППУ ПОДДЕРЖКИ”

С начала года дела “Хёндай” идут все лучше и лучше: к осени корейцы выбрались на второе место среди иностранных марок в России, уступив лишь своему собрату по концерну – “Киа”. Денис ПЕТРУНИН, управляющий директор “Хёндай Мотор СНГ”, не скрывает удовлетворения.

– В сентябре мы продали в России 15 317 новых автомобилей, включая те, что собраны на конвейере нашего петербуржского завода, и стали лидером среди других иностранных компаний по итогам этого месяца. Около 60% от общего объема продаж приходится на долю “Соляриса”, который был изначально создан для отечественных покупателей. Эта модель бьет точно в цель – она вышла на рынок в нужное время и предлагает современные технологии, высокое качество и надежность по доступной цене.

– Вы не боитесь класть все яйца в одну корзину, ставя положение компании на рынке в зависимость от судьбы единственного бестселлера?

– Мы активно стараемся подготовить “Солярису” группу поддержки. Ведь наши кроссоверы также очень популярны. “Санта-Фе” в своем классе стремительно прогрессирует, а продажи ix35 до недавнего времени ограничивались недостатком производственных мощностей. Но уже в сентябре своих владельцев нашли 1664 компактных кроссовера, а с этого месяца мы планируем продавать до двух с половиной тысяч таких автомобилей.

Подпишитесь на «За рулем» в