ГАЗ-23107 «Соболь 4×4» off-road: вдоль и поперек

Полноприводное направление на ГАЗе набирает обороты. Модели 4×4 пользуются спросом. И в подтверждение своих возможностей ГАЗ построил уникальную машину, способную покорять бездорожье на уровне машин cерии «Дакар».
ГАЗ-23107 «Соболь 4×4» off-road

На первой передаче машина не просто рвет с места – прыгает. На второй вдавливает в спинку сиденья, а на пятой забрасывает стрелку спидометра за 150. Для трека такая скорость – ерунда, но на бездорожье впечатляет. Машина летит, взрывая песок, пыль и щебень.

Отчетливо слышу упругую песню мотора, трансмиссии и мягкое шипение амортизаторов и гидроупоров длинноходной подвески. Автомобиль сбит, словно японский стортбайк: ни одного лишнего зазора в узлах ходовой или мотора. Машина отзывчива и строга к повороту руля, даже малому ходу педали газа или тормоза. Управляется отменно. Аппарат не ушел с курса даже после подброса и приземления с невесть откуда взявшегося «трамплина». Коллега справа крепко устыдил меня: дескать, нехорошо, Слава, дубасить, если не знаешь трассу, повадки автомобиля и недостаточно внедорожного опыта. Хотел возразить, но закусил губу и разумно сбросил обороты. Уже понятно, что аппарат получился на офф-роуде знатным.

В ЧЕМ ФОКУС?

В добротной конструкции машины. «Группа ГАЗ» доводила этот автомобиль вместе с известным тюнинговым ателье «Ульяновский авторемзавод» (УАРЗ).

Парни за дело взялись с энтузиазмом, ведь даже при беглом взгляде на серийный образец стало ясно: из «Соболя» можно соорудить настоящий внедорожник.

Мосты – загляденье, особенно задний: сварной, с прямоугольным профилем чулков. Хороши полуоси: толстые, прочные, с мелким эвольвентным зубом, таким же, как, скажем, на «Тойоте».

Спецы даже не посчитали необходимым усиливать передний мост или менять карданную передачу в поворотном кулаке – настолько все прочно в оригинале.

Оценили и главную гипоидную пару, способную передать огромный крутящий момент. Отметили карданные валы: большой диаметр труб, длинный ход в шлицах. Видно, что ГАЗ готовил их под большой ход подвески. Раздаточная коробка не хуже, чем на ГАЗ-66. Разве такую сломаешь на легком «Соболе»? А каковы наконечники тяг, рулевой механизм, тормоза!

Но самых добрых эпитетов заслуживает мотор – турбодизель «Каммминс-ISF 2,8». Видели бы вы глаза ульяновских инженеров, когда они обсуждали вместе со специалистами «Камминса» конструкцию и возможности двигателя. Ведь его можно запросто, не меняя железок, довести до 200 л.с.! Но вместе разумно постановили повысить напор со стандартных 120 сил до 145.

ПЕРЕСТРОЙКА

Определив объем работ, нижегородцы и ульяновцы решили готовить машину для бездорожья по максимуму. Тем более что совсем уж сложных переделок не предвиделось.

Сначала взялись за раму. Она высокотехнологична и проста, швеллер в сечении. Чтобы повысить жесткость на кручение, мастера тюнинга сделали лонжероны коробчатыми, а в каркас безопасности вварили две диафрагмы (поперечные кресты) – примерно по той же схеме, что на «Джипе-Рэнглер».

Как и любой тюнингованный вседорожник, «Соболь» отлифтовали. Кабину подняли на 70 мм. Штатными амортизаторами осчастливили знакомого маршруточника, а сами поставили длинноходные и более энергоемкие. Подобрали иные отечественные рессоры. И благодаря этим изменениям довели ход подвески до рекордных 250 мм. Такому результату позавидует и кроссовый автомобиль.

Ход подвески 250 мм. Не хуже, чем у кроссовых багги. Перемещение моста контролируют длинноходные амортизаторы и гидроупоры, популярные среди джиперов.

Для передачи возросшего момента стандартную коробку передач пришлось заменить корейской, сцепление – «керамикой» Mobi с корзиной LuK. И всё. Из крупных узлов это единственные, уступившие место инородным.

ПРОДУКТОВЫЙ НАБОР

Изюминка этого вседорожника, конечно, в пневомоблокировках УАРЗ («Спрут») переднего и заднего мостов. Включаются блокировки мгновенно, мягко, оберегая трансмиссию от пиковых нагрузок. Конструкторы утверждают, что блокировки должны ходить не менее 100 000 км. В довершение предусмотрели установку очень легкой (14 кг) и тяговитой вертолетной лебедки «Спрут». С таким набором «Соболь» может карабкаться и по отвесной стене.

Что еще нужно «проходимцу»? Конечно, первоклассные шины, способные поднять автомобиль над дорогой, уверенно толкать его в болоте, грязи и песке. А еще противостоять корням, камням и лихо мчаться на низком давлении. Покрышки подбирали долго. На одних машина ловко месила грязь, но отказывалась катиться по песку, на других крутилась и там, и сям, но была беззащитна перед острыми камнями. Найти подходящие все-таки удалось: Michelin Latitude Cross 7,5/100R16C.

Внешний вид не впечатлил спецов: «гладкий» протектор, скругленные плечи. Чем тут грести? Но когда отправились на тестовый маршрут, поразились цепкости покрышек. Мелкие ламели ловко хватались за любые неровности, а особой формы канавки вывозили машину в топком болоте. Удивительно, но внедорожная шина на асфальте шумит не более обычной легковой. И главное – на этом «Кроссе» дорожный просвет вырос до 260 мм! Найдите в этом классе машину повыше.

Сейчас пилот включил все блокировки: межосевую, переднего и заднего мостов. Даже в рыхлом песке «Соболь 4х4» бежит, не понижая давления в шинах.

КУДА ПОДАЛЬШЕ

Можно было бы на этом и остановится – проходимости у машины теперь с избытком. Но заводские конструкторы пошли еще дальше. Чтобы добиться высокой скорости на бездорожье (например, в ралли-рейде), стесняться не стали и сместили силовой агрегат на 800 мм назад, благо отлифтованная кабина позволяла провести операцию без особого труда. А в освободившемся подкапотном пространстве смонтировали снискавший славу среди джиперов огромный медный радиатор от ГАЗ-53. Лучшего товарища нагруженному турбодизелю не сыскать.

ЗА ПОЛНЫЙ ПРИВОД

Вадим Сорокин, директор дивизиона «Легкие коммерческие и легковые автомобили» «Группы ГАЗ»:

– Модернизируя на конвейере серийный полноприводный «Соболь», мы ставили несколько задач.

Во-первых, обеспечить отличные внедорожные характеристики. Во-вторых, совместить высокую проходимость с современным уровнем эргономики и комфорта. Ну и в-третьих, сохранить минимальное удорожание в сравнении с заднеприводной моделью.

Работа над машиной продолжается. Интерес к ней заметно вырос. «Соболь 4×4» отлично подходит для бизнеса, коммунальных служб и обычных автомобилистов. Он будет хорош и в работе, и на отдыхе.

Тема полного привода сегодня одна из ключевых в развитии модельного ряда ГАЗа. Ралли-рейд «Шелковый путь», на который мы планируем отправить этот «Соболь 4×4» вместе с серийными машинами, – уникальная возможность испытать как отработанные конструкции, так и новые в условиях экстремальной нагрузки.

ПО КАРМАНУ

Когда создатели машины окончательно подсчитали затраты на оффроудный тюнинг «Соболя», то изумились: с учетом работ и деталей удалось уложиться в 460 000 рублей – совсем не много для достижения таких характеристик, как у этого «Соболя», поверьте. Значит, они будут вполне по карману тем, кто собирается оттюнинговать свой вседорожник. И вовсе не обязательно повторять все изменения, можно остановиться, скажем, на блокировках и лебедке – машина сможет на равных биться с любым «проходимцем» в любом лесу, болоте, поле хоть вдоль, хоть поперек.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о ГАЗ Соболь (13)

— Хороший автомобиль, советую брать.
/ срок владения: 3 - 5 лет

Комментарий:

Хороший семейный автомобиль коротко говоря. Много вложений не требует, ломается не часто и запчасти достать не проблема по адекватной цене. Каждые 10 тыс. – меняю масло, 20-25 тыс – топливный и маслянный фильтра. Периодически смазываю и шприцую подшипники и крестовины. Машина у меня на дизеле, по расходу на полном приводе у меня выходит в среднем 9 литров на скорости 80 км/ч по трассе. По городу выходит чуть больше.

+6