30
31
РЕТРОMercedes-Benz 150 Sports RoadsterІВ легком весеДля большинства марка Mercedes-Benz ассоциируется с большими, мощными, чопорными машинами. Но в 1930-х были и совершенно другие Mercedes, например 150 Sports Roadsterегковесу со среднемоторной компоновкой и задней частью кузова в стиле boattail хватало всего 1,5 л и 54 л.с., чтобы развивать выдающуюся по тем временам скорость. Mercedes-Benz 150 Sports Roadster (серии W30) был представлен DaimlerBenz AG в феврале 1935 года на Международном автомобильном и мотоциклетном шоу (IAMA) в Берлине. Новая модель позиционировалась как самая компактная спортивная машина модельного ряда и планировалась к крупносерийному выпуску по цене отЛ6600 рейхсмарок. Однако свет увидели всего лишь несколько экземпляров. Сколько именно, не знает точно никто – по неизвестным причинам у дотошных, привыкших учитывать все без исключения немцев данных на этот счет не сохранилось. Теперь называются цифры от 2 до 20 единиц. Первая – официальная, представители Mercedes говорят, что одна машина была сделана для подиума автошоу, а вторая, позже – для испытаний. Цифру, что на порядок больше, приводят энтузиасты марки, ссылающиеся на чьи-то воспоминания. Дескать, завод собрал двадцать шасси,но поставили только пять кузовов, один в 1934-м, к выставке, и еще четыре годом позже. К тому же в источниках указывается, что модель выпускалась в 1934–1936 годах, а долгострой в Германии не в чести. Даже если допустить, что 150-х было два десятка, они просто не уцелели. Остался только один-единственный. Впрочем, Mercedes-Benz 150 Sports Roadster занял бы заметное место в истории, даже если бы стал массовым. Ведь это наглядный пример того, как штутгартская фирма переживала экономический кризис 1930-х годов. Не-смотря на тяжелое время, специалисты Mercedes не боялись создавать спортивные концепты и стремились наладить их крупносерийное производство. По какой причине это не удалось со 150-м, вопрос другой, и мы его оставляем за рамками. Главное – этот автомобиль был… Точнее – есть, смотрите! Его предтечей стал четырехместный Mercedes-Benz 130 (W23), выпущенный в 1934 году, первый серийный автомобиль из Штутгарта с двигателем, установленным сзади. Менее чем через год инженеры компании создали и двухместную модель 150 среднемо-Максимальная мощность полуторалитрового мотора – 54 л.с. при 4600 об/минНесмотря на компактные размеры автомобиля, интерьер как у «взрослых»Здесь хорошо видны устройство шасси и силовой агрегат сзади30№14І июль–август 2010 І За рулем – Регион І Mercedes-Benz 150 Sports Roadsterторной компоновки. Машину назвали спортседаном, хотя в современном понимании это было купе или спорткупе. Ее предназначением стало участие (и конечно, победа) в большом ралли «2000 километров по Германии». Надежды создателей полностью оправдались. На волне успеха «по мотивам» 150-го в 1936 году был выпущен Mercedes-Benz 170 H (W28), четырехместный «спортседан» с двигателем заднего расположения. Двухместный спортивный родстер Mercedes-Benz 150 был представлен в 1935-м. Технически он повторялкрышкой багажника) вертикально, на ножке. На автомобилях моделей 130 и 170 Н она была прикреплена к кузову. У родстера была мягкая крыша, сильно заваленное и разделенное надвое ветровое стекло, фара головного света по центру передка и две дополнительных на крыльях, два запасных колеса на бортах перед задними крыльями и сужающаяся хвостовая часть в стиле boattail. Причем сзади – два держателя для номерных знаков, чтобы номер машины было видно и справа, и слева. Конструкторы предусмотрели даже места для багажа.Mercedes-Benz 150 Sports Roadster поражал современников в середине 1930-х и восхищает до сих пор«спортседан», а его миссией тоже должно было стать участие в национальном марафоне. Двигатель стоял в базе, перед задней осью, а за ним – коробка передач. Инженерам пришлось исхитриться, чтобы обеспечить охлаждение. Радиатор поставили над задней осью. Воздух в него подавался из нагнетателя с приводом от двигателя. В названии модели, согласно традиции фирмы, был зашифрован рабочий объем – 1,5 литра. Максимальная мощность достигала 54 л.с. при 4600 об/мин, по 36 сил на литр. Но при том автомобиль мог развить немалую скорость – 78 миль/ч (125 км/ч), демонстрируя внушительное ускорение на всех передачах. Как было сказано в одной из брошюр о Mercedes-Benz 150, «этот автомобиль идет фактически наравне с компрессорными машинами!». Блестящую динамику обеспечила небольшая масса автомобиля – чуть больше тонны. Автор той же брошюры подсчитал – «всего лишь по 19 кг на каждую лошадиную силу!». Можно представить, как все это впечатляло современников. Внешне родстер существенно отличался от седана. Фирменная эмблема – трехлучевая звезда стояла на капоте (вернее, на облицовке перед В перчаточный ящик, как и положено, клали перчатки. За спинками сидений можно было разместить еще какуюто мелочевку, а в отсек спереди влезал целый дорожный чемодан. Правда, более ничего положить туда было нельзя, так как остальное пространство занимал топливный бак. Установить, пришлось ли MercedesBenz 150 Sports Roadster показать себя в ралли, не удалось. Сведения на этот счет отсутствуют. Но абсолютно точно известно, что единственный сохранившийся родстер, по официальным данным, выпущен в 1936 году и принадлежит Daimler AG. Он был приобретен заводским музеем в начале 1950-х с пробегом 44 500 км на одометре. Покупка не состоялась бы без Якоба Верлина, являвшегося в то время членом Совета управления: он обнаружил уникум и вел переговоры с бывшим владельцем. Хотя компании пришлось изрядно раскошелиться, сделка оказалась, безусловно, удачной, ведь этот автомобиль по-настоящему бесценен. Илья ПИМЕНОВ Фото Daimler AGЗа рулем – Регион І №14 І июль–август 2010на правах рекламы31