72
73
74
МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “ГРЕЙТ-УОЛЛ” Заторможенная суета После нарядного Пекина и богатого Шанхая провинциальный Баодин кажется большим и густонаселенным поселком, масштабированным до размеров города. В центре возвышаются несколько высотных зданий, но стоит отъехать от него на километр-другой, и Баодин становится одноэтажным, тусклым и пыльным, как и вся китайская действительность, окружающая очаги городской цивилизации. На улицах творится настоящий транспортный хаос, однако изрядно замедленный – после московского темпа местный трафик выглядит словно в рапиде. Дорожное движение напоминает броуновское: понять принципы взаимодействия его участников решительно невозможно. Да и транспортные средства в своей массе существенно беднее, нежели в столице: если в том же Пекине трехколесная мототехника старой школы практически вытеснена с улиц вполне приличными на вид автомобилями собственного производства, лицензионными (или совместными) западными марками местного розлива, а также зажиточными “привезенками”, обогатившими таможню народной республики, то в Баодине, словно в заповеднике диковинных механических существ, еще можно встретить многотонные грузовики о трех колесьях и прочие вариации на тему мотоблоков разных размеров и степени запущенности. И именно поэтому завод “Грейт-Уолл Моторс” являет собой столь яркий контраст с окружающей действительностью: самое настоящее царство порядка и дисциплины в Поднебесной вселенной хаоса и заторможенной суеты. Расти, планка! Автобус плавно прокатился мимо пропускного пункта, предваряющего въезд на территорию завода, и облаченные в схожую с полицейской униформу охранники подле приветственно поднятого шлагбаума с любопытством проводили взглядами нашу делегацию. Мы подъехали к зданию головного офиса, на котором красовался новый логотип компании, – российские журналисты уже были здесь несколько лет назад, еще во времена старого лого. Что же изменилось с тех пор? Стилизованное изображение древней сигнальной башни, вписанное в овал, – это, безусловно, существенная, но в то же время наименее заметная метаморфоза, произошедшая с заводом. До 2007 года здесь выпускали исключительно вседорожники да пикапы, но три года назад в Баодине было запущено безоговорочно современное производство легковушек “Грейт-Уолл”, которое потянуло за собой целый шлейф новых подразделений, коими хозяева чрезвычайно гордятся и которые с превеликой радостью демонстрируют во всей красе. Прежде всего удивляет практически полное отсутствие персонала на улице. Я, признаться, ожидал увидеть нечто типа человеческого муравейника со снующими между корпусами трудовыми единицами – ан нет, рабочий люд, видать, проводит трудодни в цехах; и лишь редкий электропогрузчик деловито прошмыгнет мимо и скроется за воротами того или иного производственного помещения. Однако внутри корпусов жизни больше. В исследовательском центре, который находится неподалеку от штаб-квартиры, все покрыто стерильной чистотой и ходят люди в фирменных светлых куртках. Первое, что вижу при входе, – “Фольксваген-Гольф” шестого поколения, который, видимо, служит то ли примером для подражания, то ли источником вдохновения. Впрочем, изучение продук-ПЛОДЫ УСЕРДИЯДерево китайской автомобильной промышленности еще слишком молодо, чтобы полноценно плодоносить. Но то усердие, с которым наши восточные соседи его выращивают, дает основание предполагать, что очень скоро на нем вместо вышибающих слезу незрелых зеленых лимонов появятся сочные и сладкие помело.72 | w w w . z r . r u КИРИЛЛ БРЕВДОФОТО АВТОРАМЕСТО РОЖДЕНИЯЦЕНТР ГОРОДА“Грейт-Уолл” в Баодине – самый настоящий Автоград, оборудованный по последнему слову техники. Помимо двух производственных комплексов здесь действует научно-технический центр, который получил статус организации государственного значения – ничего себе! Здесь задействовано порядка трех тысяч сотрудников, 500 из которых – это высококвалифицированные инженеры и ученые. Центр располагает разнообразными тестовыми лабораториями, оснащенными самым продвинутым оборудованием: климатическая камера и стенды для испытаний двигателей – из Германии, система газоанализаторов и стенд для проверки работы подвески – из Японии, стенд для проведения испытаний с имитацией дорожных условий – из Англии, мобильная лаборатория – из Австрии… Ну и так далее. Кроме того, к центру приписаны лаборатории изучения старения и компьютерного моделирования, а также один из лучших в мире комплексов для точных измерений. Страшно представить, каких инвестиций потребовало создание такого НТЦ! ции конкурентов – обычная практика для любой автомобильной компании, так что удивляться тут нечему. А уж китайцам поднимать планку сам бог велел! Творчество по науке И средств для этого тут не жалеют. За двустворчатой дверью расположена лаборатория, в которой инженеры считывают данные с машины, практикующей бег на месте: идет отладка двигателей, которые должны отвечать экологическим нормам Евро-5 – “ГрейтУоллы” с такими моторами пойдут в серию в самое ближайшее время. Рядом с лабораторией работает стенд для ресурсных испытаний передних кресел: на подвижной платформе установлено сиденье с пристегнутым к нему водоналивным манекеном. Здесь же стоит седан “ВоликсС30” с проводами, ведущими из-под капота прямо в салон, а рядом с ним отдыхает компактный хэтчбек “Феном” (он же “Воликс-С10”, он же в девичестве “Тойота-Ярис”) с разбитым лобовым стеклом – испытательная работа явно кипит. А мы идем дальше – в одну из самых продвинутых в Китае лабораторий пассивной безопасности. Длиннющий ангар, по самой середине которого по всей его длине бежит канавка с железным тросом. К нему цепляют жертву, которой уготован последний путь. А где же сами скукоженные трупы испытуемых? А нету. Зато есть абсолютно целые машины, причем не только “Грейт-Уоллы”: тут и новехонький “Киа-Соул” с заклеенной скотчем эмблемой, и столь же девственный китайский конкурент из стана “Джили” – “Эмгранд-EC7”. Плюс еще целая дюжина автомобилей, скрытых под серебристыми чехлами. А что здесь делает кемпер на базе пикапа “Уингл”? Неужто и его об стенку? Дела моторные А нас уже зовут дальше. Идем в корпус, в котором собирают двигатели. На входе – зал славы, по периметру которого установлены образцы силовых агрегатов. Сами же моторы производятся в совершенно невообразимых размеров цехе. Здесь, опять-таки, все пронизано чистотой – похоже, культуру производства компания возводит в ранг религии. Рабочих на первый взгляд здесь немного, и в излишней суете их не уличить: каждый действует спокойно и уверенно – приятно посмотреть! А на выходе – моторы для легковушек: в частности, те, что устанавливают на знакомые нам “Пери”, “Флорид” и “Кул-Бэр” объемом 1,3 и 1,5 литра. Сами же автомобили собирают в других цехах, по которым нас галопом прокатили на электромобильчиках. Все, что удалось увидеть, мало чем отличается от тех заводов, которые западные компании понастроили в России: сварка, окраска, сборка – во всех процессах преобладает ручной труд, а роботы стоят только на наиболее ответственных операциях, требующих бескомпромиссной точности, – их здесь 22 штуки, и все японские, фирмы “Мотоман”. По словам китайцев, во главу угла здесь поставлено качество, и на разных этапах производства продукция подвергается строгой инспекции – правда, выборочно. Полигонки А напоследок нас отвезли на испытательный полигон, который также находится на территории завода. Конечно, масштабом он не поражает: его можно окинуть взглядом, не сходя с места. Тем не менее здесь присутствует джентwww.zr.ru| 73 МЕСТО РОЖДЕНИЯЗАВОД “ГРЕЙТ-УОЛЛ”ПРОИЗВОДСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ – это отдельное предприятие, раскинувшееся на площади 280 000 м2. “Грейт-Уолл” совершенно самостоятельно обеспечивает себя силовой продукцией: здесь производятся бензиновые и дизельные агрегаты для легковушек и вседорожников льменский минимум, позволяющий инженерам работать с настройками автомобилей: дороги с разными видами покрытия, подъемы различной крутизны, скоростной овал с профилированным поворотом и прочая. Помимо серийных моделей по трассам полигона циркулировал закамуфлированный… Чуть было не сказал прототип – нет, на самом деле в заклеенном черными полосками скотча кузове легко угадывался вышеупомянутый “Воликс-С30”, который уже с апреля находится в статусе серийной продукции. Но доводка продолжается – нет предела китайскому совершенству! Нас покатали по дорогам полигона на только что снятых с конвейера автомобилях, но без какого-либо намека на экстрим – так, в ознакомительных целях. За это время я успел вдоволь насмотреться на “Грейт-Уоллы”, которые в России не встретишь. Из крохотной “Пери” соорудили “Ховер-М1”, дополнив дизайн машины рядом украшательств, переводящих ее в ранг кроссоверов. Любопытно, что одним лишь стайлингом дело не ограничилось: М1 может оснащаться и полноприводной трансмиссией. Впрочем, ничего сногсшибательного в этом факте нет – если вспомнить, что в основе этого китайского креатива лежит “ФИАТ-Панда”, у которого, в свою очередь, также есть модификация со всеми ведущими колесами. Аналогичным способом, кстати, новообразовался и “Ховер-М2” (“Кул-Бэр” в обвесе а-ля оффроуд). А вот и “Ховер-H3” – это рестайлинговая версия известного у нас вседорожника с 2-литровым мотором, который уже продается и в России. Однако же скоро у нас появится и “Ховер-H5”, который будет отличаться иным оформлением передка, делающим его похожим на “Мазду-CX-9”. Очень похожим. Интересно, как отреагируют на подобную мимикрию японцы? Китайцы продолжают экспериментировать. Но несмотря на отдельные перегибы в этих своих экспериментах, они становятся все более цивилизованными в плане инжиниринга. Огромные средства, которые они вкладывают в развитие собственной школы автомобилестроения, рано или поздно, но начнут приносить свои плоды. Судя же по темпам прогресса, который бесстыдно выпячивает каждый последующий автосалон в Поднебесной, эти плоды все же появятся скорее рано, чем поздно.Этот вполне серийный на вид “ВОЛИКС-С30” – единственный автомобиль на полигоне, который хоть сколько-нибудь походил на прототип. Все прочие машины выглядели абсолютно товарными экземплярами, только сошедшими с конвейера74 | w w w . z r . r u