118
119
120
121
122
123
124
125
126
ЭКСТРИММОТОПРОБЕГ В ЗАПОЛЯРЬЕка»алерий «БатюшВир»тоас«Пй», Николай Тюмени до Нового Уренгоя.натолий «ЛютыАмте!..»к» изтолемлышПроы зимой езжайВг «Мотополярни!бемторолеопнивыйоткимниолиорганизова днялся шум: «Герои-поляр вал потом Лютый, «тольк лезыпоекаетКак рассВ интерножно».л: «Не вопрос!»рил, что это возмвенеоктПастор ответини:илне крутпальцем у вискааастников пробегИМОВА, фото учКСМАаегОлттекс118moto.zr.ru март 2012118-126 travel zapolar.indd 1182/9/12 10:34 PM «Только на Север!..» (Г. Седов)оготовящемся пробеге от Тюмени доЯмбурга мне сообщил Саша «Вард»(интервью с ним читайте в «Мото»№1-2011). Ямбург – заполярныйвахтовый поселок на закрытой территории Газпрома, что на берегу Карскогоморя за Полярным кругом. Попасть тудабез спецразрешения нельзя. Поэтому я неотнесся к информации серьезно. И вдругв начале декабря звонит Валера «Герыч»с вестью, что внес меня в список участников. Что же, отступать поздно, и я началготовить мотоцикл – BMW GS 800 с коляской. Официально старт пробега планировался в Тюмени. Но мы с Валерой решилипроехать весь путь от дома до дома надвух… точнее, трех колесах. Пробег приурочили к 100-летию полярной экспедицииГеоргия Седова – видимо, потому, что онбыл такой же авантюрой. Но, как говоритВард, идея-то вкусная!1 января. Выезжаю из спящей Тулы, написав на коляске: «С Новым годом!» Создал,так сказать, праздничное настроение и себе, и окружающим. Доехав до Москвы, заночевал у Валеры. Весь дальнейший путьмы будем неразлучны.Наша боевая подруга Нина «Ежиха»тоже выразила желание ехать. Но организаторы были категоричны: «Без женщин!Требования слишком жесткие, и создаватьспециальные условия для дам мы не можем. Да и риск велик – в прошлом годутам было минус 52…» Что ж, прокатитсяс нами до Тюмени, развеется.Утром мы покинули столицу на двух мотоциклах. Температура –8 °С, дорога сухая. Но чистый асфальт вскоре закончился, повалил снег. У меня начало водитьзаднее колесо – поставил не ту резину.А у Герыча шипованная, идет отлично.Пришлось сделать остановку в Лакинске,взять у Варда более подходящую резину(шиповать свою негде – 2 января!). Сталонемного лучше.Первая ночевка в Чебоксарах. Оттударванули до Набережных Челнов, родногогорода Валеры. Температура –15 °С, скорость 80–100 км/ч. Снежит. Нина держится бодрячком.На подъезде к Челябинску у Герычарвется цепь. Беру его на трос, и мы гордо въезжаем в город под растеряннымвзглядом гаишника. Около четырех утраостановились перед гостиницей, и Валерапослал SMS знакомому, который год назадпомогал ему менять… цепь. Перекатываеммотоциклы на другую сторону улицы, поднимаем голову и… этот парень стоит перед нами. Оказалось, он ехал мимо, увидел мотоциклы и решил остановиться.Дежавю! Утром нашли цепь б/у, поставили времянку. А я зашиповал резину.К вечеру были в Тюмени. На въезде в город нас встречают ребята, провожают в гараж, где уже стоят мотоциклы участников.Смотрим,у Варда обрезана морда коляски. Он начал пространно объяснять проразвесовку, аэродинамику и т.п. Народуши развесил, задумался, кто-то дажевник. И тут Вард признался: два мотоцикла на прицеп не помещались. Вовремя,а то народ начал бы коляски резать.Валеру уже ждет новая цепь со звездами. Из Челябинска он позвонил в Москву,попросил купить цепь и передать с кем-нибудь в Тюмень. В аэропорту парни обратились к первому стоящему в очереди напосадку. А он в ответ: «Как вы поняли,что у меня друзья-мотоциклисты?» Парни опешили… Ну не знали они в лицо Володю «Босса» Зяблова, который как разлетел в Тюмень, чтобы принять участиев пробеге.На следующий день на старте 54 участника (еще многим пришлось отказать).«Жив в России дух авантюризма!» – резюмировал Лютый. Всего стартовало 11 мотоциклов и группа машин поддержки. Ехатьодной кучей сложно: разные и техника,и темпераменты участников. Поэтому разделились на несколько групп. Организаторы закрепили за каждым мотоциклом техничку с прицепом на случай поломки илиадской погоды, чтобы все могли спастись.Но погода шепчет: дорога сухая, температура –8 °С. Ехать одно удовольствие!март 2012 moto.zr.ru118-126 travel zapolar.indd 1191192/9/12 10:34 PM ЭКСТРИММОТОПРОБЕГ В ЗАПОЛЯРЬЕ«ВСЕГДА ВОСХИЩАЛСЯСВОИМ УМЕНИЕМВЛЯПАТЬСЯ ВОВСЕ МЫСЛИМЫЕЗАДНИЦЫ… »(ВАРД)120Жаль, не удалось посмотреть Тобольск – график движения строг.За несколько дней мы уже попривыкли к зимней дороге, а многие привезли мотоциклы наприцепах и еще не успели вкататься. В одномсложном повороте Ярослава из Москвы вынеслона встречку, и он, чтобы не столкнуться с фурой,взял влево на обочину. Влетел в сугроб, перевернулся. К счастью, сам цел и мотоцикл особоне пострадал. Вытащили, подшаманили – поехалсвоим ходом.Первый чек-пойнт через 500 км в маленькомпоселке Уват: три дома вдоль, два с половинойпоперек. А посреди фантастический «Уват Грандотель» (он же база биатлонистов). Двухместныйномер тут стоит 4 тыс. руб. (но организаторы договорились о хороших скидках на жилье по всему маршруту, и с нас взяли половину). Публикаи сервис соответствующие. И тут мы! Работникиотеля были в шоке. Например, Игорь «Волк» изМосквы потерял баул со всеми вещами (отвязался по дороге), и из одежды у него только экип,что на теле. Надел он в номере халат, тут жеугваздал его какой-то рыбой, потом пришелв нем в ресторан, а позже в нем же поехал в поселок на такси за коньяком.Следующая ночевка в Нефтеюганске, это около 400 км. Местные пугали плохой дорогой, нодаже Вард, ехавший на макси-скутере, ничегоособенного не заметил. А мы и подавно. Погодамягкая, – 8… – 10 °С, что на 15 °С выше климатической нормы. По местным меркам почти лето.Хотя такая погода хуже, чем мороз: на дорогуосаждается влага, под колесами чистый лед.Полярная ночь закончилась за несколько днейдо нашего приезда, но полноценный световойдень, когда солнце выходит из-за горизонта, –всего пару часов. Впрочем, с 10 утра до 5 вечера света для езды вполне достаточно.Ребята из клуба «Дорожные Акулы» организовали роскошную встречу. Разместили мотоциклыу себя на базе, заселили кого в гостиницу, когопо домам, потом отвезли в баню, напоили самогоном. Не успели мы разомлеть, как нас сновавезут в бар… Носились с нами как с детьми. Утром оказалось, что в гостинице не кормят. Мыс Герычем ночевали у Жени «Пули», супруга которого запекла гуся. Это была сказка!moto.zr.ru март 2012118-126 travel zapolar.indd 1202/9/12 10:35 PM «СПИСОК ТЕХ, КОГОПАСТОР, БАТЮШКАИ ЛЮТЫЙ СМОГЛИУГОВОРИТЬ, ОБЕЩАЕТ,ЧТО ПО ЕЗДКА БУДЕТНЕСКУЧНОЙ, НЕТРЕЗВОЙИ БЕЗ БАБ!»(ВАРД)118-126 travel zapolar.indd 1212/9/12 10:35 PM ЭКСТРИММОТОПРОБЕГ В ЗАПОЛЯРЬЕВпереди 400 км до Ноябрьска. На данном перегоне к нам присоединились ребята из Сургута.Есть такая штука на севере – что-то типа зоныповышенной влажности, в которой значительнохолоднее. Едешь как в тумане: земли не видно,а вдалеке вышки торчат с факелами на верхушках. Красиво! Но холодно…Чем дальше от цивилизации, тем меньше трафик. Фуры практически исчезли, попадаютсятолько легковушки и джипы, иногда спецтехника, но редко.В Ноябрьске нас запустили в большой теплыйангар местной команды эндуристов. На северевсе пытаются попасть в поле зрения Газпрома.Если попал, ты в шоколаде. Эндуристам повезло.Нас поселили на призывном пункте. Современные трехэтажные корпуса, роскошные номера,на стенах картины, ковры, в столовой продаетсяпиво… Так и послужить не грех!Утром собираемся перед ангаром, утепляемся. Сегодня перегон до Нового Уренгоя, 500 км.И тут пролетает парень на «спорте» с шипованной резиной. Курточка типа «Аляска», обычныеботинки, на руках легкие перчатки… А на улицениже 20! Мы ощущали себя отважными покорителями севера со стальными яйцами, а у парняпросто нет машины, поэтому он всю зиму в Заполярье ездит на мотоцикле… Такое здорово сбивает спесь.«Сейчас начнется бетонка – плиты. Дорогасовсем плохая, так что собираемся вместеи идем не спеша», – сказали организаторы. Мынапряглись. В нашем представлении бетонка –плиты с зазором сантиметров в 10, торчащая арматура и все такое. Но когда увидели, что в худшем случае это стыки с перепадом в несколькомиллиметров, от сердца отлегло. Некоторое время параллельно дороге идет железнодорожнаяветка. Нас нагоняет товарный состав. Наверное,машинист не поверил глазам, но от души погудел, приветствуя нас.К полудню низко над горизонтом показалосьсолнце. А с двух сторон от него два ярких столбацветных разводов. Искрятся, переливаются. Может, это и было северное сияние, а может, радуга какая. Но безумно красиво!У Гены «Балтики» начало «таскать зад». Оностановился, подумав, что спустило колесо.Оказалось, дело не в колесе, отвернулась коляска. Первый раз видел, как под одним мотоциклом лежат пять человек, да еще и на морозе!За 70 км до Уренгоя остановились на заправке. Подъезжает местный на внедорожнике и настойчиво предлагает проводить. «Но мы едем80 км/ч, не больше!» «Хорошо! – отвечает. –Быстрее не поеду». И не обманул – со скоростью40 км/ч мы дотащились до города.Е«СЛУЧИЛОСЬ САМО ОКТСТРАШНО Е – ВСЕ, Ь,СОБИРАЛСЯ ЕХАТ ЙШНЫВЫЕЗЖАЮТ… СТРА ЬЮ.СОН ОКАЗАЛСЯ ЯВ М!»НАГОСПОДИ, ПОМОГИ(ВАРД)122moto.zr.ru март 2012118-126 travel zapolar.indd 1222/9/12 10:35 PM Мир тесен, а дорога полна сюрпризов. Натой же заправке Вард встретил Сергея «Батона» из нижегородских «Ночных Волков», который работает тут на вахте. «Вы как это?..Здесь? На мотоциклах?!. Офигеть!.. Я, конечно, знал, что вы долбанутые, но не настолько же!..» Вард смеялся позднее: «Надо быловидеть его глаза!»На въезде в Уренгой нас встречал Анатолий«Лютый». Вдоль дороги ряд «Паджер», и каждому приехавшему выделялся сопровождающий. Мотоциклам отвели место в гигантскомангаре, где ремонтируют тралы и другую спецтехнику. Они в нем просто растворились. Туда же загнали машины сопровождения. Местные работяги угостили пивом и вкуснейшейрыбой. Перед гостиницей к нам подошли двапарня: «Вам тут Анатолий приготовил перекусить. Забирайте!» Мы думали, что-то типа чаяс бутербродами, а они вынимают из УАЗика50-литровый армейский термос с шулюмомиз половины оленя, зелень и другую снедь,а также пятилитровую бутыль виски.Жилье по прейскуранту – 1500 руб. с носа,но с нас взяли по 500. Утром отправились назавтрак, а навстречу первые поевшие с вытя-118-126 travel zapolar.indd 123нутыми лицами: «1200 руб. на троих за яичницу с кофе – это перебор!» Решили проверить.«А почем у вас позавтракать?» «Да вы садитесь, ешьте. Потом оплатите». Мы все же попросили меню. Бутерброд с сыром – 72 руб.!Серега «Пан» спрашивает: «А откуда беретсятакая цена?!» «Как откуда? – вопрошает официантка. – Хлеб – 4 руб. Масло… Сыр… Эээ…Да, как раз 72 руб.!» Интересная арифметика!Такие вот цены на Крайнем Севере. Везде и навсе. На территории Газпрома случайных людейнет. Вахтовщики, спортсмены, командировочные… За всех платят организации, но мы-тоедем за свои. Поэтому плотно закупились всякой быстрорастворимой снедью. А в ангаре насуже ждет телевидение, репортеры, журналистыи фотографы – толпа! Ощутили себя звездами.После Уренгоя начинается закрытая зонаГазпрома. Въезд только по пропускам. Проскочить, может, и получится, но перед Ямбургом точно развернут. Там все жестко: охрана,полиция. А это 300 км в одну сторону. Именноотсюда начинается настоящая тундра. Именноздесь приходит ощущение другой реальности.Картины сюрреалистичные – из снежной глади вылезают трубы и вновь скрываются в ней,2/9/12 10:35 PM ЭКСТРИММОТОПРОБЕГ В ЗАПОЛЯРЬЕ«ХОРОШО, ЧТО ЕСДРУЗЬЯ, А У НИХ ВС ТЬЕГНАЙДУТСЯ ДУРАЦКИ ДАЕИДЕИ». (ВАРД)на горизонте темнеют силуэты вышек, по краямдороги занесенные снегом подстанции и линииЛЭП, исчезающие в снежной дымке.Вскоре увидели стелу «Полярный круг». Мороз реальный, минус 28. Начался боковой ветер,через дорогу несется поземка, завихряясь замотоциклами. Дальше, даже в Ямбурге, заправок нет, потому что нет людей, кто заправлялся бы за деньги. Даже обычная машина тут редкость, в основном КамАЗы-вахтовки и другаяспецтехника. Поэтому Лютый организовал заправку в пути, пригнал… огромный бензовоз!Заправились с трудом: диаметр пистолета шире,чем горловины наших баков. «Лось» («Аль-каш»из Самары), работающий на вахте, с вышки увидел бензовоз, к которому подъезжают мотоциклы. Протер глаза – не глюк. «Ну, раз уж сюда заехали мотоциклы, – решил он, – значит, нашидолжны быть точно!» Приехал поздороваться.Мир действительно тесен!И вот конечная точка нашего пробега – Ямбург. Перед поселком железная стела с птичкой,которую я видел только на фото, понимая, насколько она далека и недостижима. И вот мы перед ней! Ни с чем не сравнимые ощущения. Решив сфотографироваться, Вард снял перчатки,облокотился рукой о стелу и… примерз. Пришлось отдирать. Пока все собрались, стемнело.Красиво прокатившись колонной по ночному поселку, выехали на берег Карского моря. Остановились, вышли на лед, простирающийся до горизонта, окропили лед желтеньким… Мы доехали!У нас получилось!124Потом отправилисьв храм. В Ямбурге находитсяится самый северныйкаменный храм на территории России – ИоаннаБогослова. Отец Дмитрий из Пензы (батюшкабайкер из объединения Al-Kashi) написал икону, которую мы привезли в дар. Батюшка ждал,пригласил всех внутрь. Олегc, передавая икону, сказал: «Мы здесь представляем не толькоразные города, но и разные конфессии. Но насобъединяет одно – мы пытаемся быть сильными духом. А ваша стезя – укреплять и наставлять дух идти по правильному пути. Мы передаем вам икону, написанную пензенскимимастерами. И каждый участник экспедициивложил в нее часть своей души».Мотоциклы распихали по ремонтным мастерским, а нас заселили в гостиницу, самую дорогую за весь маршрут – 2700 руб. с человека(и это со скидками!). Зато поразила дешевизнав столовой даже по сравнению с магазиннымиценами: 200 руб. за полноценный ужин.Из Ямбурга до Уренгоя все, кроме сломавшихся, доехали своим ходом. Я думал, следующийдень будет посвящен отдыху (читай – пьянке).Но нет! На тралах привезли два огромных гусеничных вездехода «ТМ» («транспортный малый»). Интересно, какой же тогда большой?!.Шесть человек садятся в кабину, остальныев кузов. Думаем, сейчас потихонечку поедем.А он как дал жару через овраги и прикопанныетрубы! Вверх-вниз, вверх-вниз. Мы за сиденьядержимся, перед ветровым стеклом то небо, тоснег. Парни в кузове – как шарики в спортлото.вот, перевалив очередной подъем,И вотводитель остановился, переключил что-товодителрычагом и молвил: «Все. Асфальта дальше небудет…»Привезли нас на ненецкое стойбище оленеводов. Стадо – 2 тыс. голов. И если коров на пастбище гонит пастух, то олени идут куда хотят,а ненцы-пастухи кочуют за ними, перемещаясвои чумы каждые несколько дней. Низенькаяненка Зина рассказала, что чум собирается за2–3 часа из войлока и оленьих шкур. В чуме тепло, топится он буржуйкой и бензогенератором.Рядом маленький чум для собак. Кто-то, видимо, начитавшись книг про Чингачгука, спросил:«А как вы лечитесь? Печенью оленей?..» «Зачемпеченью? Таблетки есть, – отвечает Зина. – Садишься на «Буран», и через четыре часа поселок. На иностранном и за три доехать можно».А нам порой за хлебом выйти лень…Любая поездка – дорога не только туда, нои обратно. Пришла пора возвращаться. Из Уренгоя все начали разъезжаться. Мы выехали последними. Халява закончилась: мороз усилился,и с мотоциклами начались проблемки. Под Сургутом включил электроподогрев на всем экипе.Еду, а совесть гложет: как там Герыч?.. Предложил ему часть вещей, но он отказался. В итогеэти девайсы высосали аккумулятор, и я их отключил. Совесть успокоилась: мы в равных условиях. Под вечер у Герыча спустило колесо исорвало покрышку с обода. По совету водителя фуры с помощью бензина и компрессораудалось поставить ее на место. Напрыгались,moto.zr.ru март 2012118-126 travel zapolar.indd 1242/9/12 10:35 PM 118-126 travel zapolar.indd 1252/9/12 10:35 PM ЭКСТРИММОТОПРОБЕГ В ЗАПОЛЯРЬЕвспотели, замерзли – пришлось заночеватьв Сургуте. Под Уватом у меня из движка начало давить масло. Оказалось, замерз сапун.А в Тюмени мы наконец прочувствовали север! Первый раз, сняв амуницию, оделисьв куртки и джинсы. И когда Саша «Цветочник», у которого мы остановились, повезнас за покупками, страшно задубели, пробежав 100 м от машины до магазина.Вроде едем на юг, а температура падает.Под Курганом –33 °С. Доехали до городкаСатка (Челябинская обл.) и заночевали у Андрея «Ледона», который живет в однокомнатной квартире с женой и ребенком. Заходим,а у него ночуют Агата «Нанс» и Алексей, едущие на «Иже» из Омска в Рязань. И тут ещенас двое! Мир тесен, но как-то неудобно перед хозяином… Они рассказали нам про альтернативу М5 – хорошую и очень красивуюдорогу через Уральские горы.В последние несколько дней пути я ловилабсолютный кайф. Есть такой физический термин – «термодинамическое равновесие». Видимо, я его достиг, мне было тепло и спокойно. После туманов, морозов и обледенелыхдорог Крайнего Севера тут солнце, минус 15,сухой асфальт. Еду как летом, в удовольствие.126Заехали в Тольятти, на «Сноу Догс».Пообщались, повеселились, отдохнули.Я забрал приз за самый дальний пробег,к тому вре мени было пройдено уже свыше8 тыс. км.Под Пензой, за 600 км от дома, у Валерызастучал двигатель… Взял его на буксир,потихоньку дотащил до Пензы. Герыч не подавал вида, но я видел, что он очень расстроен – не дотянул такую малость. Чтоподелаешь, бывает! Благо не там, не в Заполярье.Ну вот я и дома. На одометре 9030 км. Всеостальные тоже вернулись живыми и здоровыми. Мы ожидали бόльших трудностей и готовились к ним, а все прошло относительнолегко… насколько это вообще возможно длязимней езды на мотоцикле, да еще по Заполярью. Думаю, что нам повезло. И с погодой,и с техникой, и с организаторами. Последним – честь и хвала! Умудриться четко организовать толпу взрослых самодостаточныхличностей – это искусство. Хочу отдать должное и тем, кто ехал на техничках, обеспечиваянам все условия. Им было не легче нашего,разве что не холодно. Но мы едем в своем режиме, а они к нам привязаны и за нас отвеча-ют. И весь нервяк на них. В итоге слава нам,а геморрой – им. Спасибо, парни!Зачем мне это было надо? Отвечу словамиОлегcа: «Когда затеваются такие пробеги, гдеможно испытать себя и побывать на мотоцикле там, где не был еще никто, я всегда готовучаствовать! Кроме того, интересные местаи хорошая компания. Что еще надо человеку,чтобы хорошо отдохнуть?..»Отдельная благодарность Союзу ветерановВЧК-КГБ-ФСБ за помощь в организации пробега.«ЧТО ТАКО ЕНЮДЯМОНТОПОЕПОКО-ЯХА?ИЕОКАЗАЛОСЬ, НАЗВАНРЕКИ, НА БЕРЕГУ ДЗАКОТОРОЙ 30 ЛЕТ НАРГ».ПОСТРОИЛИ ЯМБУ(ВАРД)moto.zr.ru март 2012118-126 travel zapolar.indd 1262/9/12 10:35 PM