68
69
70
72
73
74
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВPIAGGIO BIGBLOCKе отнесешь.нротомтоиниринга эт ба в разном качестве)жнимарвердце, к шедчем дважды, причем оесанукурПоложаынок» (при ли его культовым.рв«еинадНо попагеров сделанинютмзаи энтузиОВТСНЕБЕШ РЕТОКТАБУавljet и из архивато Piaggio, Itaфоr,getin.Sтекст68тораmoto.zr.ru март 2012068-074 zhizn-motorov.indd 682/9/12 9:08 PM «Роллерренессанс» – вторую волну популярностискутеров в Piaggio чуть непроспали. В конце 1980-хв Азии и Европе продавались на ура японские «скутерматики» всех калибров и тактностей,а в Понтедерре упорно пыталисьзаинтересовать покупателей слегка модернизированными версиями Vespa образца 1960 и 1963 гг.,восходящими, в свою очередь,к модели 1946 г. Пусть поздно, ноочухались и к началу 1990-х выпустили серию унифицированныхскутеров «новой школы», при этомс конструктивными изюминками,как потом оказалось, обеспечившими долголетие моторам и вы-В 1998 г. вместес 11-дюймовымиколесами и обновленнымипластиком и оптикойHexagon получил180-кубовую версиюмотора.СЛОВЕЧКОBIGBLOCKНЕМЕЦКИЕ ФАНАТЫСКУТЕРТЮНИНГАСПЕРЛИИЗ ЛЕКСИКОНАЛЮБИТЕЛЕЙАМЕРИКАНСКИХАВТО, ЧТОНЕ ПОМЕШАЛООБЩЕПРИЗНАННОСТИЭТОГО ПОЧТИ ЧТОТЕРМИНА.На море клипер,на клипере шкипер…Piaggio SKR 125 1992 г.дающийся потенциал для форсировки.Вот только все они были «полтинниками» – лишь Sfera имела «раздутую» до 80 см3 (46,5х44 мм против 40х39,3) версию для немецкогорынка. А в среднекубатурном сегменте… Ну да, он тогда был многократно меньше мопедного, но наличествовал-таки и имел тенденциюк росту. Например, как раз в то время немецкие законодатели разрешили ездить с категорией В не на«80-ках», а на «125-ках». Но этов перспективе, тогда же продажи125-кубовых «японцев» в Европебыли скромными. А потому принялисоломоново решение: новый моторнужен, но он должен быть макси-А это уже наши дни:типичный проект из SKR.Clean look (у шкипероводовэтот стиль в особом почете!),решетка и седло от Quartzи основательный, новполне «гражданский»(сил на 25) тюнингс «водяным»цилиндроми прочимидевайсамииз арсеналаMalossi, а такжес настроеннымна «середину»выхлопом Jolly Moto.Первый Hexagon,еще на 10-дюймовых колесах.март 2012 moto.zr.ru068-074 zhizn-motorov.indd 69692/9/12 9:08 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВRunner SP 1998 г.: уже с дисковымзадним тормозом и «13-м тапком»,но еще с перевернутой вилкойи «коротким» седлом.Редкая пташка – второепоколение Skipper 1998 г.Уже через полтора годавместо «бигблока» началиставить четырехтактныйLEADER.С 1995 ПО 1999 Г. ПАРАЛЛЕЛЬНО ВЫПУСКАЛСЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ125КУБОВЫЙ МОТОР, ПРЕДЕЛЬНО УНИФИЦИРОВАННЫЙ С BIGBLOCK.мотора к раме (так называемуюкачалку).Новинка пошла на ура – в основном среди степенных немецкихбюргеров. Им же предназначаласьи новинка-1993 – «самоходныйдиван» Hexagon. По габаритам аппарат был немногим меньше самого большого скутера того времени – Fusion 250 и сильно крупнеедругой хондовской «четвертинки» – Freeway. А потому сюда установили чуть форсированнуюи снабженную жидкостным охлаждением (опять же на пьяджо-полтинничий манер, с помпой подколенвалом, для ремонта требо-мально унифицирован с «полтинниками» и производиться на том жеоборудовании с минимальной переналадкой.Первым результатом такого компромисса стал в 1992 г. PiaggioSkipper (на немецком рынке SKR)125/150. Двухтактный «воздушник» с пятиканальной продувкойдаже в 125-кубовой версии былкороткоходным (почти общепринятый «квадрат» 54х54 не позволил бы использовать имевшеесяоборудование или потребовалбы «кроилова» на шатунном подшипнике), его компоновка в точности совпадала с «полтинничьей»(включая привод маслонасоса зубчатым ремнем), форма картераи дизайн крышки вариатора совпадали до степени смешения, немало было общих и узлов, и деталей.Например, впускной клапан – какэто потом аукалось тюнингерам!14-сильный моторчик вставилив шасси тогдашней топ-моделифирмы – Quartz. Впрочем, простого «свопа» не получилось. Болеемощный генератор и новый коммутатор потребовали иной проводки,а главное, повышенная вибрациямотора (балансирного-то вала небыло!) вынудила перейти на инуюрычажную систему подвешиванияВ 2001 Г. PIAGGIOПОКАЗАЛА АНТИDRAGSTER: СКУТЕРМОТАРДНА ОСНОВЕ БИГБЛОКАИ РАМЫ GILERA ICE. УВЫ,GILERA MAD MUDТАК И ОСТАЛАСЬКОНЦЕПТОМ.НЕКОТОРЫЕ СЕРИЙНЫЕ СКУТЕРЫ С МОТОРАМИ PIAGGIO BIGBLOCK70МодельPiaggio SKR 125Piaggio Hexagon 150Piaggio Typhoon 125Piaggio Hexagon 180Piaggio Skipper 150Gilera Runner FXR SPItaljet Dragster 180Aprilia SR125Годы выпускаРабочийобъем, см³1992–19971993–19971995–20001998–20011998–19991998–20021999–20021999–2004124150124176150176176124Диаметр цилиндра Макс. мощность,х ход поршня, мм л.с. при об/мин55x5260,6x5255x5265,6x5260,6x5265,6x5265,6x5255x5214/725015,6/775014/725020/800014,3/755020/800020/800013,3/7200вавшей «колоть» мотор) версию125–150-кубового мотора. Впрочем, «версия» мягко сказано: всеиз-за той же помпы пришлось городить новый картер.Двухтактность новинок Piaggioне сильно смущала бюргеров:нефть тогда была недорогой. Новот когда цены на ГСМ взлетеливверх, итальянцам пришлось быстро думать над новыми сегментамисбыта «кубатуры». Точнее, над сегментом: «спортивными» аппаратамидля молодняка, выросшего из «полтинников». Пробным шаром сталв 1995 г. Typhoon/TPH 125, полученный из популярнейшей 50-ку-База, ммСнаряженнаямасса, кгМаксимальнаяскорость, км/ч12501400128014001280128013101325105138108140118125126112105105105120110128128105moto.zr.ru март 2012068-074 zhizn-motorov.indd 702/9/12 9:08 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВPIAGGIO BIGBLOCKAprilia SR 125 SP отличалась отбазовой версии полутораместным седломот «полтинника».бовой модели аналогично SKR.Новинка не то чтобы нарасхват,но пошла. И тогда…И тогда родилась сенсация-1997 –Gilera Runner 180. «Бешеный обмылок» с тоннелем, доходящим доседла, и с условной грязезащитой,экстравагантным для своего времени видом отметавший всякие намеки на бюргерскость. Техническиже это было дополненное и переработанное издание предыдущихверсий. Шасси по сути то же, чтоу Typhoon 125, но колеса стали12-дюймовыми, а главное, в рамувварили трубчатую распорку, резкоувеличившую жесткость. Моторже… Мотор жидкостного охлаж-дения был переработан во многихдеталях, незаметных невооруженному глазу. Мощность увеличилис 15,5 (у Hexagon 150) сразу до21 л.с. благодаря новому цилиндруи как следует настроенному выпуску. (Вот только впуск оставили темже, вплоть до карбюратора.) Подэто пришлось усиливать коленвали перерабатывать трансмиссию(причем валы и крышку редуктораделать вовсе заново, с иными посадками и диаметрами). Даже картер был новый: под увеличенныйцилиндр пришлось растачивать«дырку» и наращивать межшпилечное расстояние, а «ногу» удлинили под увеличенное колесо.Italjet Dragster180, пожалуй, самыйэкстравагантныйскутер всех времени народов.Кроме того, чтобы соответствоватьвозросшей динамике, использовали140-миллиметровый тормозной барабан, а год спустя, убедившись,что этого недостаточно, на Runnerпоставили задний дисковый тормоз. Версия же со «140-м барабаном» пошла на модернизированныйHexagon, аналогично переработанная (и тоже с «длинным картером»)воздушная – на новое поколениеSkipper. Правда, продержалась нанем недолго, всего через год уступив место четырехтактному движку, но почти сразу же нашла местов переработанном шасси SR тогдаеще не принадлежавшей PiaggioGroup Aprilia, и в Typhoon 125,В отличие от прочих «бигблочных» аппаратов у Aprilia SR 125/150 «качалка» опиралась не на одинцентральный, а на два боковых «больших» сайлентблока, обеспечивавших большую жесткость присхожем гашении вибраций. В остальном как у всех: в картере стояли «маленькие» сайлентблоки,«устававшие» максимум за 10 тыс. км, а в шарнирах «качалки» – долговечные полиэтиленовые втулки.72получившем по такому случаюиндекс XR.Осенью-1998 на свет явился,пожалуй, самый экстравагантныйскутер всех времен и народов (покрайней мере из крупносерийныхточно) – Italjet Dragster 180. Мне,драгстероводу с 11-летним стажем(а ныне владельцу двух экземпляров разной степени прокачанности), трудно беспристрастно судитьоб этом аппарате. Позволю себелишь вспомнить восхищенные вопли моих знакомых, побывавших намюнхенском дебюте, и первую поездку на «хрюкстере» летом 2000 г.по Москве, когда каждый второйпрохожий выворачивал голову, ви-Вкусно, небюджетно и основательно построенный, но без особыхотклонений от общепринятых «рецептов» – гибрид шасси Zip SP Iи «бигблока». Обратите внимание на колеса и тормоза от Runnerи регулируемую вилку Malossi.moto.zr.ru март 2012068-074 zhizn-motorov.indd 722/9/12 9:08 PM Последний из скутеров с «бигблоком» –рестайлинговый Runner FXR 2002 г.От более ранних версий отличалсяудлиненным седлом и неперевернутой(зато разборной и более долговечной)вилкой.дя аппарат у светофора или кафе.Ну примерно как сейчас, увидевLamborghini на окраине Курска.И мотор для своего самого известного творения синьор Тартаринивыбрал безошибочно…Но главное событие (помимо запуска в производство, естественно)в биографии движка произошлов конце 1996 г. Тогда один из китовскутертюнинга – Malossi презентовал тюнинговый цилиндр (точнее,цилиндры – «воздушный» и «водяной»), позволявший снимать ужесо 172-кубового мотора от 20 сил.«От» – потому что вскоре компоненты для прокачки начали плодиться как грибы после дождя.Редкий случай – «бигблок»(«воздушный» и «короткий»;видимо, от «первого Шкипера»)в шасси Vespa.И лидером была все та же Malossi,быстро освоившая выпуск всех моторных компонентов, включая увеличенный впуск и усиленный коленвал, а также всего необходимогодля доработки трансмиссии. В «цивильной» версии (со штатными эйрбоксом и выпуском) сие давало 22–22,5 л.с. на валу, в конфигурацииже для гонок (в частности, кубкаMalossi) – 30–32. И это был далеконе предел даже в 1998-м, спустя жекаких-то пять лет аппараты с «бигблоком» (словечко вошло в обиходк началу века вместе с популярностью мотора у тюнингеров) выдавалидо 35 сил уже «на колесе», а на вторичном рынке Runner 180 (не говоряуже о 125-кубовой версии – там цилиндр Malossi 172 почти обязателен)без сколь-либо серьезного тюнингане встретить. И если штатную выпускную систему на «саксофон» меняют относительно редко, то впуск(«25-й карб», клапан и коллектор),позволяющий исправить «родовуютравму» мотора и накинуть минимумпару отнюдь не лишних «кобылок»,ставят почти все.Конвейерная жизнь «бигблока»продолжилась в мае 2001 г. с переработкой трансмиссии (у ведомоговала вариатора наконец появиласьопора в крышке) и закончилась виюне 2004 г. Нормы Евро-3 моторне проходил ни под каким соусом,Суперфорсированный мотор (на снимке видны полнощекий коленвал, «34-й»карбюратор и коллектор Tassinari со спрятанным в нем клапаном от Yamaha RD350)в процессе постройки. Впоследствии с него (точнее, с оснащенного им Dragster)снимут 31,2 л.с. на колесе.ЕСЛИ ВЫПУСКНУЮСИСТЕМУ И КОЛЕНВАЛMALOSSI МНОГИЕТЮНЕРЫ СОЧЛИИЗЛИШНЕРЕЙСИНГОВЫМИИ ПРЕДПОЧЛИКОМПОНЕНТЫ С БОЛЕЕУМЕРЕННЫМИХАРАКТЕРИСТИКАМИИ ЦЕНОЙ, ТО ЦИЛИНДРИ ВПУСК ИЗ КАТАЛОГАФИРМЫ ПО СЕЙ ДЕНЬСЧИТАЮТСЯ ЗОЛОТОЙСЕРЕДИНОЙ.а дорабатывать его не захотели(хотя до того гоняли на стендахдаже непосредственный впрыск).Но парадоксальным образом именно в это время начался лавинообразный интерес к постройке по-настоящему экстремальных скутеровна основе этого движка. Причем заоснову все чаще брался не комплектный Runner FXR, а шасси Piaggio Zip SP и изношенный движок отSKR или Hexagon. Тип охлаждения«донора» роли не играл (все равноставить электропомпу), важнее было то, что крепления «бигблока»март 2012 moto.zr.ru068-074 zhizn-motorov.indd 73732/9/12 9:08 PM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВPIAGGIO BIGBLOCKАдский ад: гибрид длядрагрейсинга с «дропнутым» шасси,форсированным сил до 40 мотороми прочими «вкусностями» вродеасимметричной задней подвески.аналогичны«полтинникам»Piaggio. А дальше начинался…Нет, не тюнинг –постройка полностью нового мотора настаром картере (и то часто усиленном наваркой алюминиевых полосили установкой дополнительнойопоры колеса: штатная «нога» оказалась хлипковатой для «заряженных» моторов и лопалась прямо посередине). Подшипники, коленвал,впуск, выпуск – все менялось на новое. Благо в это же время началисуетиться производители действительно экстремальныхкомпонентов, благодаря которымможно было снять до 43 сил на валу, и не со 176, а уже с 207 см3 –столько (68х57 мм) получалось прииспользовании кита Fabrizi FHT, шокировавшего помимо цены и чудовищного качества отливки «в землю» громадным выпускным каналомпрямоугольного сечения. Другиеже, наоборот, используя былые наработки по постройке болидов изVespa PX, приспосабливали «верх»от мотора Rotax 122, получая 34–37сил на 125 «кубах».Впрочем, вышеописанное (точнее, вышепомянутое, посколькузаслуживает отдельной, и немаленькой, статьи) уже не имело отношения к Piaggio. К тому же завод методично сокращал поставкизапчастей (уже сейчас невозможнонайти новый «водяной» картер,даже «длинный»: «короткие» закончились на складах лет семьназад), а те, что предлагаются,в основном китайского производства, оттого тюнинг и «продвинутый афтермаркет» все чащезанимают место оригинальныхдеталей. Ведь поголовье аппаратов с «бигблоками» сокращаетсяхоть и неуклонно, но медленно:кто-то не желает расставаться состарым, многократно откапиталенным и перетюнингованным Runner,кто-то выискивает на аукционахDragster, а кто-то находит в закоулках соседского гаража «закисший», но с минимальным пробегомSKR – под проект, конечно.Лет 10 назад многие британскиескутербойз покупали Runner илиDragster в качестве аппарата накаждый день, чтобы не гробитьресурс «выходной» тюнингованной Lambretta. Сейчас эти аппараты сами приобрели ценность в качестве «доноров» для любимойигрушки – зачастую в руках всетех же персонажей. Вот толькоиспользуемые ими ныне в качестве рабочих аппаратов Vespa GTSи Runner ST вряд ли когда-либостанут столь почитаемыми, тем более в качестве «доноров» для настоящего уличного снаряда, проносящегося между рядами там,где не пролезет ни один мотард.В 20022004 ГГ. НАРАБОТКИ МОСКОВСКИХТЮНИНГЕРОВ ПО БИГБЛОКУ КАК МИНИМУМНЕ ОТСТАВАЛИ ОТ ДОСТИЖЕНИЙ НЕМЕЦКИХИ БРИТАНСКИХ КОЛЛЕГ. А ИНОГДА И ОПЕРЕЖАЛИНА ПАРУ ЛЕТ….Драгстерот немцев из SCKс 364-кубовымдвухцилиндровымдвижком на основе«бигблока»: 51,7силы «на колесе»в первых жезамерах!74moto.zr.ru март 2012068-074 zhizn-motorov.indd 742/9/12 9:08 PM