62
63
64
65
66
HIGHTECHKTMFREERIDE350 / , см³ / л.с. / , кгKTMFREERIDE E / ЭД / л.с. /  кгЕщеЕще неднедавнодавно ллюбителиюбители офроуда стояли перед выбором:или пользоваться простыми и недорогими, но устаревшими«гражданскими» эндуро, или покупать гоночный аппарат за серьезнуюсумму и учиться на нем «вваливать на все деньги». КТМ разрубилагордиев узел, выпустив мотоцикл с пиковыми ТТХ 250-кубового«олдскула», но кардинально легче и намного эластичнее. Ценавнедрения «военных» технологий – отнюдь не «мирный» прайс.ЗЕМСНАРЯДтекст .Stinger, фото КТМ62moto.zr.ru март 2012062-066 KTM freeride.indd 622/9/12 8:55 PM Первая реакция на этот аппарат –глядя на него самого: ой, должнобыть крут-та на нем в пампасах!Вторая – при взгляде на ТТХ: действительно эндуро XXI в., причемэндуро не для гонок, а для собственного удовольствия. И третья –остолбенение от циферок в прайслисте. Семь с лишним килоевро«там»; сколько же он должен стоить «тут» со всеми растаможками-сертификациями? «Герасим!За что?»Ну, насчет сертификаций –прилипалы из НАМИ и МАДИфонда в отличие от кровосо-сов с таможни в данном случаев пролете. Хохлы остались безхалвы: мотоцикл не предназначен для дорог общего пользования. Причина – всемерное облегчение: отказавшись отдальнего света, поворотников и стоп-сигнала,сэкономили как минимумодин отнюдь не лишнийкилограмм массы.Остальные килограммы выгадали, построив мотоцикл по принципу «необходимо и достаточно», но без малейшей экономиина себестоимости. В основе си-ЭргономикаFreeride скроенапо меркамсовременныхэндуро, что,помимо прочего,означает малопригодноедля сидячегоположения седло.март 2012 moto.zr.ru062-066 KTM freeride.indd 63632/9/12 8:56 PM HIGHTECHKTM FREERIDEКРУТИ  И ЛЕТИ!текст Алана КАТКАРТА, фото Хейко МАНДЛАТолько КТМ может спасать планету виртуозно и с удовольствием.В то время как другие производители электротранспорта строятскучные рабочие лошадки, австрийцы выжали из кислого лимона политкорректности освежающий лимонад – настоящийфан-байк по имени Freeride E!Как в Европе, так и в США фанатам внедорожных мотоцикловживется все труднее. Приходитсягромоздить свою технику на прицеп и уезжать в глушь, чтобы нераздражать никого воем мотора.А вот для электрокроссачей можно строить трассы прямо в городских парках! Никакого выхлопа,никакого шума, разве что цепьзвенит. Лыжники и то шумнее!Собственно, в этом главная причина того, что КТМ, один из главных производителей внедорожных мотоциклов, ухватился заэлектротему. Австрийцы поставили перед собой задачу: создатьаппарат, сравнимый по массе, динамике и управляемости со125-кубовым двухтактным кроссачом. Поэтому они выбрали300-вольтовый электромотор немецкой компании PERM. Он развивает мощность как у 125-кубового двигателя и вдвое большийкрутящий момент. Быстросъемный литий-ионный аккумуляторна 2,1 кВт·ч берет полный зарядза 1,5 часа, а 80% заряда – за 45минут. Он весит 25 кг, электромотор – 10 кг, так что их общая мас-са примерно такая же, каку 125-кубового двигателя и полного бензобака. Масса Freeride Е(95 кг) и развесовка (49/51%)почти идеальны для внедорожного мотоцикла.Давненько я не ездил на кроссачах – с тех пор как продал своюHusqvarna 125, чтобы купить подвески WP для моего гоночногоDucati. Посадка удобна: седло неслишком высокое (910 мм), подножки расположены низко – какраз то, что надо, для новичка илитакого бывшего кроссмена, как я.Щелкаю переключателем и наблюдаю иллюминацию на информационной панели: зеленые светодиоды сообщают о зарядебатареи. Нажимаю на кнопкустартера под переключателем,кручу правую ручку – и вперед!Электромотор способен развиватьмаксимальный крутящий момент,еще не раскрутившись, так что прирезком старте немудрено и опрокинуться – поэтому система управления запрограммирована выдаватьмаксимальный момент лишьс 500 об/мин, но уж отсюда – домаксимальных 6600 об/мин. СпецыКТМ рассчитывали запас хода на45 минут активной езды или на 1,5часа прогулочной – я разрядил аккумулятор за час, хотя и очень старался. И это был лучший час в моейвнедорожной практике: я простонаслаждался. Главное в том, чтовся тяга доступна с самых малыхоборотов. Я въехал на почти вертикальный трехметровый склон,хотя для разгона у меня было всего5 м. На малой скорости мотоциклсбалансирован и маневрен – кактриальный. К тому же, как ни тяжела трасса, вам не надо ни переключать передачи, ни подтравливатьсцепление. К ходовой части тоженикаких претензий, но все же главная розочка на торте – это уникальные возможности электромотора.Компания планирует выпустить500 Freeride E летом 2012 г., этобудет пробная партия для потребительских испытаний от Швециидо Испании. А в конце года развернется серийное производство:мотоцикл с аккумулятором будетстоить около € 10 тыс. Поначалув продаже появятся две версии:кроссовая и эндуро, оборудованная фарой и указателями поворотов. Затем последует супермотос дорожными шинами и подвесками и даже Е-Duke!Перевод Александра ВОРОНЦОВАлового агрегата апробированныйв гонках 350-кубовый движок, ноего масса снижена за счет отказаот кикстартера и отливки картерав кокиль, а не «в песок», а главное, мощность – ресурса радии эластичности для – сокращенапочти вдвое. 23 сил, по расчетаммаркетологов, вполне должнохватить для самого что ни на естьфрирайда по бездорожью любой64конфигурации. Что по лесам, чтопо буеракам.Должно хватить и ходов подвесок – 250 спереди и 260 сзади. Как хватает их владельцам250-кубовых эндуро прежних поколений (включая выпускающиесяпо сей день XR). Вот только еслите аппараты были вполне себеуниверсальными: и на работу сгонять, и в уик-энд не слишком да-леко скататься, то этот заточенисключительно под внедорожноеиспользование, причем на небольшие расстояния. Что позволило довести вес мотоцикла беззаправки до фантастических99 кг!Фантастических, конечно, померкам простых эндуроюзеров.А за пределами этого на сей деньвесьма консервативного миркатехнологии уже отработанные.Рама – сложносочетанной конструкции: центральная часть отлита из алюминия, передняя хромансилевая трубчатая, задняя…Задний подрамник – ноу-хауKTM/Husaberg: он выполнен изполипропилена, армированногостекловолоконной «лапшой»и металлическими закладнымиэлементами. (К слову, именно этуmoto.zr.ru март 2012062-066 KTM freeride.indd 642/9/12 8:56 PM Freeride 350не омологировандля дорог общегопользования, чтопозволило поставить«прямоток»и обойтисьбез катализатора.Передняя часть рамыстальная, средняя –алюминиевая,задний подрамник –пластмассовый.KTM FREERIDE 350На бензиновойверсии стояттриальныепокрышки,на электрической –кроссовые.KTM FREERIDE Еданные производителяХод подвесокдостаточендля «гражданского»использованияна бездорожье.данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год2012Модельный годСнаряженная (без топлива) масса, кг99,5Снаряженная масса, кгБаза, мм1418База, ммВысота по седлу, мм895Угол наклона рулевой колонки, град.Объем бензобака, л235> ДВИГАТЕЛЬ1-цил., 4TГРМDOHC, 4 клапана на цилиндрСистема охлажденияПередний суппорт –радиальный,полумоноблочный,4-поршневой.Система запуска> ТРАНСМИССИЯотсутствуетотсутствуетГлавная передачацепь O-ringвпрыск топливажидкостнаяэлектростартер> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРамакомбинированнаяПередняя подвескаWP, телескопическаянерегулируемая вилка перевернутого типамногодисковое, в масляной ванне6-ступенчатаяГлавная передачацепь O-ring> ХОДОВАЯ ЧАСТЬЛитий-ионный аккумуляторэлектроверсии выполненбыстросъемным. Емкость 2,1 кВтч,масса 25 кг.электрическийКоробка передачКоробка передачРама> ДВИГАТЕЛЬ88×57,5> ТРАНСМИССИЯСцепление23Сцепление349,7Диаметр цилиндра × ход поршня, ммСистема питания910Угол наклона рулевой колонки, град.12,3:1Рабочий объем, см³Степень сжатия951418Высота по седлу, ммТипТип2013Диаметр труб, мм43Ход колеса, мм250Задняя подвескамаятниковая, с моноамортизатором WP, регулируемым по поджатиюпружины и гидравлике отбоя и сжатияХод колеса, мм260комбинированнаяТормозная система гидравлическая, раздельнаяПередняя подвескаWP, телескопическаянерегулируемая вилка перевернутого типаПередний тормоздиск ∅ 240 мм,4-поршневые радиальные скобыДиаметр труб, ммЗадний тормозХод колеса, мм43250Задняя подвескамаятниковая, с моноамортизатором WP, регулируемым по поджатиюпружины и гидравлике отбоя и сжатияХод колеса, мм260Колесадиск ∅ 210 мм,1-поршневая скобаспицованныеПередняя шина80/100–21Задняя шина110/90–18Тормозная система гидравлическая, раздельнаяПередний тормоздиск ∅ 240 мм,4-поршневые радиальные скобыЗадний тормозКолесаПередняя шинаЗадняя шинатехнологию намерены использовать в «ё-мобиле» для несущейструктуры.) Внутри этого полумонокока расположена управляющая электроника мотора и аккумулятор, бензобак же (он изполупрозрачного пластика) находится на традиционном месте.Отработаны технологии и подругим элементам шасси. Как43-миллиметровый «перевер-тыш», так и моноамортизатор с прогрессивнойхарактеристикой (оба традиционно для КТМ сработаны голландцами из WP), позволяющий обойтись без рычажнойсистемы в подвеске. А четырехпоршневой радиальный полумоноблочный передний тормознойсуппорт впечатляет лишь скромными габаритами, и то тех, ктодиск ∅ 210 мм,1-поршневая скобаспицованные90/90–214–18Электрический силовой агрегат(точнее, блок «мотор – батарея»)ставится в шасси «бензинового»Freeride с минимальнымидоработками последнего.март 2012 moto.zr.ru062-066 KTM freeride.indd 65652/9/12 8:56 PM HIGHTECHKTM FREERIDEТак выглядела мотардверсия прототипаFreeride E, показаннаяв марте-2010 в Токио.не имел дела с «прокачкой» скутеров.Как видим, мотоцикл получился превосходным для своих условий эксплуатации, но ввиду всетой же узкой специализации – нишевым. Расширить эту нишу призвана версия с электроприводом.У Freeride E шасси практическиидентично 350-кубовому «доно-66ру», но вместо ДВС 30-сильныйэлектромотор. Литий-ионная батарея емкостью 2,1 кВт·ч заряжается за полтора часа и дает возможность покататься 45 минутв «гражданском» режиме и 20 –в «боевом». Для прогулок по бездорожью слезы, но самое то длякроссовой трассы, а именно накроссовое назначение намекаетотсутствие всякой оптики и кроссовая, а не триальная резинаэлектроверсии.Будут ли еще соплатформенники? Не исключено. Помнится,два года назад рядом с прототипом Freeride E на стенде КТМ в Токио красовалась его мотард-версия на 15-дюймовых колесах,с П-образной (как на скутерахи маунтинбайках) вилкой и асимметричной линзованной оптикой.Серийное продолжение (а ведьв бензиновом варианте это была бы реальная бомба!) пока неанонсировано, как и другие возможные версии, но очевидно, чтоначало новому классу (точнее,новым подклассам) мототехникиположено. А заодно и гонке вооружений здесь, и вряд ли австрийские инноваторы отдадут этуполяну без боя конкурентам.И ПЕРЕДАТОЧНЫЕОТНОШЕНИЯ ТРАНСМИССИИ,И (ВНИМАНИЕ!) СЕЧЕНИЯДРОССЕЛЯ И КАНАЛОВВ ГБЦ ОСТАЛИСЬ ТЕМИ ЖЕ,ЧТО И У 45-СИЛЬНОГОЭНДУРО. ТОНКИЙ НАМЕКНА ВОЗМОЖНОСТЬФОРСИРОВКИ?moto.zr.ru март 2012062-066 KTM freeride.indd 662/9/12 8:56 PM