112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
В нашей семейной библиотеке тома БСЭ* были«пищей» для детских фантазий. Прошло многолет, и вдруг на глаза попалась маленькая заметкас названием «Ладакх»… Отчетливо вспомнилисьдетские переживания, как я мечтал оказатьсятам, а воображение вновь нарисовало горные«ландшафты холодных пустынь».ДОРОГАДОРОГтекст Вадима ЦЕЛЯ, фото Армана УМАРХОДЖИЕВА«Ла» означает перевал, «дакх» – страна. Ладакх – это малонаселенная область на севереИндии, по которой проходит самая высокогорная дорога в мире. Федеральное шоссе NH21начинается в городе Манали в долине Кулу,эдаком индийском Амстердаме для измученных отдыхом гоанцев и успешных индийцев на«семерках», и заканчивается в Ле, административном центре Ладакха, который еще называют Малым Тибетом. Горы – это всегда серьезно. Гималаи – серьезно вдвойне.На Дороге Дорог мы не первые и не последние, но для каждого это «same but different»!* Большая Советская Энциклопедия.112За полгода мы сделали предоплату прокатной конторе за мотоциклы и маленькую «гостишку» в Старом Манали и затаились в ожидании июньского отпуска…Попасть из московского дождливого июняв делийские «плюс 50» может показаться экстримом, но для меня это было, как вернутьсядомой. Даже не знаю, почему. Позднее Максверно заметил: «Лучше сто раз покрыться потом, чем один раз – инеем!»С Максом и Манголом встретились в Дели.Дядя Ильгизар уже дня три «висел» в Ришекеше, распространяя идеи иссык-кульского «ничегонеделания» среди ищущих просветления.Если у Дели есть сердце, то это район ПахарГанж, а его нервы – это улочки Мэйн Базара.Величайшее представление всего, что существует в мире, от последних айфонопадов и бэтмобилей до ремесленников, факиров, нищих,фланирующих бэкпекеров «на дредах и кедах».Мусор и блеск неона, запахи специй и помоев,улыбки и повсеместная доброжелательность –умопомрачительный синтез жизни, способныйлибо влюбить в себя, либо раз и навсегда отвергнуть. Не знаю, как у кого, но мы с Максомоднозначно влюбились!Следующим утром перелет Дели-Кулу местной авиакомпанией Kingfisher на проверенномветрами и временем Fokker F50. После Деливоздух Кулу густой, солнечный и прохладный –не надышаться! Берем такси прямиком до Манали. Подъем вверх, через трафик из тук-туков,moto.zr.ru октябрь 2012page_112112-123 travel india.indd 1129/14/12 1:03 PM ‣ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО САМОЙ ВЫСОКОЙ ДОРОГЕ с.112,ИНТЕРВЬЮ С ОЛЕГОМ КАПКАЕВЫМ с.124,ВОЛХОНСКАЯ ВЕРСТА с.128, НОВОСТИ с.130МОТОКЛУБКоманда подобралась подстать планам.Ильгизар (Чолпон-Ата,Киргизия). Дядя. Прожженный татаро-киргиз с береговИссык-Куля. Анархист вне умаи духа, «полигурный интегральщик»,идущий дорогой одного известного индийского гуру.Арман «Мангол» (Алма-Ата, Казахстан). Потомокпророка и наследник ходжей, о которых бытует легенда, что кровь у них голубая и кость белая. Птеродактиль, пишущий в Казахстане трактат о Насреддине.Макс (Караганда, Казахстан). Успешный бизнесмен и географ, разбирающийся в тонкостях цветнойметаллургии, особенностях работы прибора ПАПУАС-2, легко дискутирующий на тему современногокиноискусства, особенностей идей Ницше и обустройства улиц в Караганде.Вадим «ФишЪ» Цель (Москва, Россия). То есть я,живущий в южных лесах ближнего Подмосковья,авантюрист, который не будет давать себе каких-либо характеристик, ибо скромен безмерно от природы, суров и молчалив.октябрь 2012 moto.zr.ru113page_113112-123 travel india.indd 1139/13/12 10:45 PM РАСПАХНУТЫЙ МИР114ПО САМОЙ ВЫСОКОЙ ДОРОГЕmoto.zr.ru октябрь 2012page_114112-123 travel india.indd 1149/13/12 10:45 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу moto@zr.ruЯ ЧИТАЛ, ЧТО НА ПОДЪЕМК РОТАНГУ ЛЮДИ ТРАТИЛИПОЛДНЯ. ОН БЫЛ «ВЗЯТ»ПРИ СОЛНЫШКЕ ЗА ЧАС!джипов, аавтобусов, женщин, тракторов и садкху.бордово-оранжевые одежИногда встречаютсявсды монахов, и все чаще метровые зарослиганжи и чортены… Проскочили Манали,гачерез мост въехали в Старый Манали…чи вот мы уже на балкончике нашего пентхауса с видом на водопады и на долинухаКулу. Механик Акбар готовит мотоциклыКулпрохвату, а мы, потягивая индийский ром Oldк проMonk, ждемприбытия Дяди Ильгизара. Местныежресторанчикии магазинчики. Много людей, мноресторргог курицы,кури много специй, много музыки… многоатмосферы! Двигаться никуда не хочется, с недоатмосфаумением глядишь на прошлое и с возрастающимумениунепониманием на будущее. «This is Old Manali,нfriend! Relax and enjoy the moment!»* К вечеруfсобрались полным составом и решили утром катсннуться к Ротангу, первому перевалу на Дороге.Интересно попробовать этих дивных зверей RoyalИEnfield на ходу, чтобы понять, что это такое, и воEчто мы по уши влипли…Ротанг Ла (3978 м) был «взят» при солнышкеза час! Во время виртуальной подготовки я читал, что из-за трафика на подъем к Ротангу людитратили полдня. Но в этот день не было никакоготрафика, и в чем причина этого волшебства, мытак и не узнали. Мы недоуменно переглядывались: неужели качественный асфальт, приятныекафешки с пивом, почтенные матроны с кукурузой и нелепые индусы в шубах будут преследовать нас до Ле?! Партнеры смотрят на меня с укором: «ФишЪ, брателла, ты нам обещал снегаи говны, а тут курорт и пена в ванной!» М-да…Мотоциклы – super good! Послушные, мягкие,всепрощающие. В поворотах шуршат, на подъемах рычат, на спусках бухтят… Бук-бук-бук –песня! Правда, один заменили: коптил без мерыи масло давил из двигла. Механик Акбар – чумазый и веселый крепыш, глаза горят, зубы белые,ладони в масле. «It’s easy, friends! It’s easy!»** –смеется Акбар. Он 17 лет колесит по Индии. Навопрос, был ли он в Ле, отводит глаза в сторону:«Don’t worry, bro! Road is good!»*** «ОК, приятель!Где засады?» Нет ответа…Решили 500 км до Ле проскочить за день. Я тоже поддался общему оптимизму и, изменив план,разбил маршрут на два участка: Манали – Сарчу;Сарчу – Ле.Утро. Серая мгла. Проливной дождь. Потокиводы со склонов. Облака на уровне глаз.Ехать? Не ехать? Короткий разговор с Курамом, владельцем конторы:– Курам, как долго дождь?– Не знаю, посмотри на своем телефонепрогноз, я не умею.Смотрю: обещают дождь на 5 дней.– Курам, а что на Ротанге? Снег?– На Ротанге всегда снег! – смеется. – Но сейчас дождь!Ехать! Пакуемся, вьючим «Энфилды» (системабагажников великолепная!) Мангол: «Да-а! Гру* «Это Старый Манали, приятель! Расслабься и наслаждайсямоментом!» (англ.)** «Это просто, друзья! Это просто!» (англ.)*** «Не волнуйся, браток! Дорога хорошая». (англ.)женые, эти мотоциклы выглядят лучше всех насвете!»Макс с Акбаром сгоняли в магазинчик, чтобыкупить какие-то ненужные parts’ы, и в гараж,чтобы раздобыть ненужные tools’ы. Все, блин!Общее фото перед стартом, и в путь! 11 утра,дождь не ослабел… Бук-бук-бук! Против потоковводы катимся вверх, к Ротангу. Через 15 минутвсе начинают мерзнуть. Температура с каждымвитком серпантина падает на пару-тройку градусов. Облака, сквозь которые мы едем, и не думают рассасываться. Когда до перевала остается16 км, причаливаем к кафе у вчерашних знакомых в кислотных шубах. Зуб на зуб не попадает,руки дрожат, в ботинках океан… А мы ведь облачились в дождевой экип! Ротанг Ла – особенныйла! Резкий порывистый ветер, клочья тумана, мегалитры воды. «Джинджерлемонхани, френд!»Имбирный чай с ромом согревает и успокаивает.Бродячий сборщик горных трав и по совместительству факир пытается втюхать нам полкилошафрана за 1000 баксов, но уговорил лишь надве граммульки за доллар, которые мы кладемв стаканы и с удовольствием пьем «…энд шафран». Мандраж отпускает, холод волшебным образом становится приятной прохладой. Отступатьнекуда, позади Манали!Последние километры до Ротанга мы ехали 3часа. Это была самая жизнерадостная пробкав мире! Серпантин забит людьми со всех уголковИндии, жаждущими прикоснуться к снегу, подержать его в руках, посмотреть, как он тает и превращается в воду. Чудо!Бьемся сквозь месиво из авто, людей, грязии ослов. Местами по узеньким проходам, где слева или справа пропасть. Но всюду улыбки, ободряющие крики, похлопывание, а самым шустрымудается даже сфотографироваться. Дождь переходит в снег. Макс в голос орет Высоцкого, Мангол учится правильно обращаться с камерой нашлеме, Дядя Ильгизар медитирует в своем интеграле. Мы расталкиваем пробку! Где силой мысли,где силой голоса, где силой врожденного обаяния, где шуткой, а где и крепким словцом. Опытбесценен, и каждый из нас добавил на Ротангепару драгоценностей в копилку.Мы наверху! Проезжаем насквозь по снежномутуннелю лавину (или ледник), переваливаем, и,в полном одиночестве, с потоками воды скатываемся в долину Лахаул-и-Спити. Ротанг пройден!Четыре часа пополудни…Голодные и мокрые, ввалились в уличную забегаловку, где были накормлены свежайшим, нежнейшим и горячущим мясным бульоном с картошкой и лапшой. Вкуснотища! Молча слопали попаре тарелок, хлопнули по паре джинджера, и поконям!Вах! Великолепного качества асфальт, правильно уложенный в бесконечных поворотах,длинной лентой то полого спускается в долину, тослегка поднимается вверх по склону, потом сноваустремляется вниз. Встречаются и несложные эндурные участки, где даже скорость не сбрасываешь и на тормоз не жмешь. У всех улыбки, мы парим над Дорогой, а она несет нас, радуя зеленьюсвоих садов и снежными шапками исполинскихоктябрь 2012 moto.zr.ru115page_115112-123 travel india.indd 1159/13/12 10:45 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО САМОЙ ВЫСОКОЙ ДОРОГЕвершин. Проскакиваем заправку Indian Oil. Ещенемного, и мы в Килонге.Классный городок! Под колеса Дяди падаетпарнишка: «I’m really rasta! Nice to meet you!Stay in here, please!»* Цена за комнату хорошая, парковка есть – супер! Остаемся здесь,в первом же гэстхаусе Килонга. Опять пентхаус,и вновь вид на ущелье дивной красоты. Маленькие поля, буддийский монастырь напротив, ак нему еле заметная тропа в скале. Шумит река,течет беседа. Наши соседи, индусы, рассказывают нам о Шринагаре: «It’s paradise of India!»Да тут кругом парадиз! В столицу Кашмира поедем в другой раз…Из сумерек родилась ночь – густая, сочная,вкусная, как ужин, приготовленный в местнойстоловке, где на стене карта Лахаула. Поводилипо ней пальцем, рассмешили местных. Немногопива, еще немного разговоров и спать. Сохнутвещи, трещит обогреватель, веки тяжелеют,и только собаки не спят в Килонге, брешут колыбельную.Отдохнули дивно! Высохли. Выспались. Неспешный завтрак и неспешный старт. От Килонга до Сарчу всего 120 км, сегодня БаралачаЛа – первый пятитысячник. Отлично! Возвращаемся к заправке и заливаем полные баки.* «Я реальный раста! Приятнопознакомиться! Останьтесь здесь,пожалуйста!» (англ.)116Встречаем мототусовку из Дели, прикатившуюс Ротанга. Куча разного народу: индусы, янки,голландцы… Улыбчивые, вежливые.– Your country?– Different countries! Russia… Kazakhstan…Kyrgyzstan…– Wooow!!!– And your country?– My country is Holland!– Wooow!!!Солнечно, сухо, горно и очень эндурно! Асфальт уже эпизодический, все больше перегонов по жесткому грунту с камнями, щебенкой,песком. В какой-то момент асфальт закончилсясовсем. Небольшой пыльный трафик из редкихмашин. Дружно пилим, серпантин все вышеи выше. Вижу, что есть эндуро-срезы междувитками серпантина и думаю: «неплохо бы срезать». Срезаю! Бук-бук-бук – «Энфилд» уверенно затаскивает меня наверх аж через два витка.Макс и Дядя не решились, а Мангол полез замной. Мне повезло, ему нет… Извините, братья,что втянул вас в это! Падение… Итог: сцепление«пули» каким-то чудом цепляет краешек маховика и еле-еле тащит мотоцикл. М-да… И этов начале основных перевалов! Вскрывать двигло на дороге нереально, нет ни parts’ов, ниtools’ов! Что делать? Ехать, пока не встанем,а тогда и будем решать, что делать.В каком-то из поворотов работаем на камеру – Монгол снимает наш проезд по витку сер-пантина… Упля! Байк на боку, а я исполняю«закубаря» в стиле Рембо. И тут же зеркальновалится Дядя. «Ну, – думаю, – началось!..» Хотябез «закубаря» и трип не трип! Высота сказывается: реакции неадекватные, поспешные, ошибочные. Это понимают все, особенно послежаркого выступления Макса, проявившего недюжие способности тоталитарного оратора.Мост Зингзинг ничем не примечателен, кромесидящих перед ним погранцов. Контроль визи паспортов. Куда интересней мост Wiskey Bar!Остановившись, горланим Джима Моррисона.Высота все больше, на 1–2-ой скоростях мотоциклы тупят, а на 3–4-ой потребность в кислороде меньше, и они скачут, как кони! Так мыи влетели в Сарчу – палаточный кемп, известный всем, кто был на Дороге Дорог. 4400 м.Нас всех догоняет «горняшка», или AMS.В голову забили гвоздь. Тошнит, колотит, плющит, крутит. Паркуем мотоциклы возле палатокна хлипкой травке и валимся с ног. На каждоедвижение два вдоха – один выдох, сердце колотится. Трудно, но жить можно.Местный, который за старшего, советует питьмного воды. Пьем! На ужин только трава и яйца,мясо в дефиците. Чапати-омлет и масала-чай –вещь! Мангол шарится по окрестностям, копаясь во внутренностях шиваитского придорожного храмика. Молчаливые каменные пирамидысмотрят на нас со склонов гор обездвиженно,но с пониманием.moto.zr.ru октябрь 2012page_116112-123 travel india.indd 1169/13/12 10:45 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу moto@zr.ruСоседи угостили индийским вискарем, мыв ответ – русской водкой. Местные бросили вызов, пригласив рубануться в шахматы. Все лежали вповалку, и мне пришлось час прикидываться Лужиным – в серьезной битве нашипобедили!Постепенно сумерки холодом и проднизывающим ветром разгоняют всех по палатобщая подружка, любит всех однокам. Боль – овременно.без аппетита. Ильгизар воЗавтрак съеденсъобще отказался.Подъемы, подъемы, подъотказаемы! КонтроКонтроль паспортов, и опять серпантины.Поднимаемсяна Лачулунг Ла. Классно езПоднимдят индийцы!Но «баран за рулем» – явилениелени транснациональное, их вездеполно.Вот и за нами зацепилсяпоодин:од нервно мигает, сигналит.Надоел, пропускаем. На одномиз витков стоит. Объезжаем,МОЛЧАЛИВЫЕзаходим на перевал. Такую краКАМЕННЫЕсоту ни ветром, ни пылью не испортить! Любуемся, фотаемся.ПИРАМИДЫБаран снова впереди. ДогоняСМОТРЯТ НА НАСем. Сигналю, а он ни в какую –еСО СКЛОНОВ ГОРедет по центру и пылит. Ладно,е«дай дураку дорогу!» Отстаю.«ОБЕЗДВИЖЕНО,Но Мангол, рискуя, обошел своННО С ПОНИМАНИЕМ.лочь и демонстративно катитсялу него перед капотом. Сигналитбаран,кружит и фарит баран…баПозади приложился Дядя. ОстанавПозливаюсь, возвращаюсь. Мы с Максом помогаемприкрутить на место багаж. Через пару километров встречаемся с улыбчивым Манголом,прячущим ножичек в карман и подвигающимноском ботинка в тень здоровенный булыжник.– Прибил?..– Нет! Баран дальше поехал, а я вас жду. Нобыл готов ко всему.Пьем воду, любуемся видом на реку внизуи даем барану время уехать подальше. Забегаявперед, скажу, что на подъеме на Тангланг Ласитуация с ним повторилась, и наверху чутьдействительно его не прибили. Спасибо всем,кто разнимал нас на перевале, сохранив здоровье зловреду и не дав нам испортить карму.Спасибо Дороге, которая баранов терпит, а друзей любит!Спуск. Подъем. Спуск. Подъем… Надо же!Впереди, будто срезанное бритвой, идеальноровное плато. Остановились перевести дух.Что-то необычное во всем этом… Верчу головойпо сторонам и понимаю, что вокруг нет ничегоживого! Только камни, горы, пыль да песок.Плато Мор. Впрочем, я перебрал – жизнь тутесть. Это мы, это вон те солдаты в колонне зеленых грузовиков и эти приветливые люди в хижинах, что отпаивают нас чаем. Живые – французы, парень с девушкой. Спустились с ТанглангЛа на «Энфилде». Они остались без ведомойзвезды: цепь нещадно сожрала все зубья, и,как обычно, нет ни parts’ов, ни tools'ов. Попыта-октябрь 2012 moto.zr.ru117page_117112-123 travel india.indd 1179/13/12 10:45 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО САМОЙ ВЫСОКОЙ ДОРОГЕлись поковыряться вместе. Зубья звездыторчат миллиметра на три, новой звездынет. Остается тянуть цепь так, чтобы хотьнемного цеплялось. Ближайший сервис либо в Килонге, либо в Ле. Предлагаем кому-нибудь рвануть с нами в Ле за новойзвездой. Отказались. Говорят, что найдут наДороге. И мы уверены, что найдут! Вместепьем чай, болтаем. Ну все, нас ждет Тангланг Ла. Счастливо оставаться, друзья!Теперь только подъем. Кислорода всеменьше, грязи все больше. Тают снега ледников, заливая Дорогу, превращая ее в месиво из черной жижи вперемешку с камнями и ямами. Мотоциклы чихают, не тянут.Мангол без сцепления ползет вверх благодаря каким-то мистическим силам, заклинаниям и общим молитвам. Обгоняем двухпарней на одном мотоцикле. В резиновыхсапогах, закутаны в одеяла, какие-то нелепые зимние шапки. Смешные! Ползутеле-еле. Машем вопросительно. В ответбольшой палец вверх: «Все ОК!» Ладно,увидимся наверху!118Вот он, Тангланг Ла! На перевале кучамотоциклов, их прикатили с другой стороны, из Ле. Они нам рады, обнимаемся.Мы тоже им рады, обнимаемся. Тут барани приехал… После сюжета в стиле«ковбои в салуне» мы с новыми дружбанами жахнули по глотку хорошегорома. Все на 500-кубовых «Энфилдах», другие мотоциклы выше5000 м не заходят: задыхаются, нехватает мощи. Веселая мотогурьбауехала, и мы остаемся один на одинс Тангланг Ла, небом, солнцем и маленьким храмом всех религий мира.Салют тебе, Мир!Доезжают ребята в одеялах и валятся прямо на землю. Едут из Делив Бутан. Им плохо. Очень плохо. У одного еще получается разговаривать,второй же сидит без движения,только дышит. Помочь нечем,вам только вниз, друзья!Бродим вокруг. На табличке:«Тангланг Ла. 5360 м. Второй по вы-moto.zr.ru октябрь 2012page_118112-123 travel india.indd 1189/13/12 10:46 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу moto@zr.ruЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ТЕЛЕФОН?ЗАЧЕМ ТЕЛЕВИЗОР?ЗДЕСЬ ТОЛЬКО«ОМ ШАНТИ! ОМШИВА! БУМ-БУМБУМБУЛЕ!»ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ ПО ИНДИИПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy MotoКОГДА ЕХАТЬЛето, начиная с апреля, – удобное время для посещения высокогорных гималайских районов страны.Эти регионы лучше не посещать в зимний период,поскольку температура варьируется от 0 до -20 °С,часты снегопады, дороги закрываются.Зима – период с октября по март – хороша для путешествия по континентальной и южной Индии, нетизнуряющей жары и сухих пыльных ветров.Сухой сезон – с апреля по июнь, сезон дождей –с июля по октябрь.КАК ДОБРАТЬСЯРегулярные прямые рейсы в Дели выполняет«Аэрофлот», стоимость от 16 500 руб.Чартерные рейсы выполняются в сезон в штат Гоа,стоимость от 18 500 руб.Для въезда на личном ТС необходим «Карнетде пассаж».ВИЗАГражданам России для въезда в страну требуется виза, которую оформляют в Посольстве Индии в Москвелибо Генеральных консульствах Индии в Санкт-Петербурге и Владивостоке.Посольство Индии в РФМосква, ул. Воронцово поле, 6/8(495) 783–7535Консульский отдел Посольства Индиив МосквеМосква, ул. Воронцово поле, 4(495) 917–4835 (англ.), 917–1935 (русск.)Визовый центр Индии в МосквеМосква, Большая Сухаревская площадь, 9(495) 411-9027, 988-7129Генеральное консульство Индиив С.-ПетербургеСанкт-Петербург, ул. Рылеева, 35(812) 272–1731, 272-1988, 579-3002Визовый центр Индии в С.-ПетербургеСанкт-Петербург, Невский проспект, 32 (4-й этаж)(812) 407-8075, spb@tts-moscow.ruГенеральное консульство Индииво ВладивостокеВладивосток, ул. Верхнепортовая, 46, п/я 90308(4232) 413–920ТАМОЖНЯВвоз и вывоз ввезенной ранее иностранной валютынеограничен, национальной – запрещен. Наличныеденьги в сумме, превышающей 10 тыс. USD, а такжекомпьютеры подлежат обязательному декларированию. Разрешен беспошлинный ввоз сигарет – до 200шт., или сигар – до 50 шт., или табака – до 250 гр.,спиртных напитков – до 0,95 л.БЕЗОПАСНОСТЬИндия – безопасная страна, но следует быть осторожным в местах большого скопления народа, гдепроцветает мелкое воровство. Важно соблюдать пра-вила гигиены, чтобы избежать серьезных желудочнокишечных инфекций. Пейте только бутилированнуюводу, тщательно мойте руки, овощи, фрукты. И не забывайте о солнцезащитном креме!ВРЕМЯЛетом время опережает московское на 1 час 30 мин.,зимой – на 2 часа 30 мин.ВАЛЮТАИндийская рупия (INR), состоящая из 100 пайсов.Курс (декабрь 2010): 10 INR = 6,7 руб.ЯЗЫКГосударственные языки – английский и хинди.Ну и язык жестов никто не отменял.ГОСТИНИЦЫОт 100–400 руб. за номер на постоялом дворедо 15 000 руб. в пятизвездочной гостинице за сутки. Четырех- и пятизвездочные гостиницы расположены только в туристических местах, в остальныхрайонах – «простое» размещение.ПРОКАТ МОТОЦИКЛОВЕдинственно возможный вариант – Royal Enfield 350или 500, стоимость – 250–300 руб. в сутки, торгуместен. Если повезет, найдете модели 2008–2009годов. За доплату могут дать мотоцикл с электростартером. Для аренды необходимо предъявитьводительское удостоверение и паспорт, внести возвращаемый депозит (около 500 евро, зависит от прокатной станции).ЗАПРАВКИ, ЦЕНА ТОПЛИВА1 л бензина – 31 руб., заправки есть практическивезде.ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫКод Индии – 91. Полиция – 100. Пожарная команда –101. Скорая помощь – 102.Посольство в Нью-ДелиShantipath, Chanakyapuri, New Delhi, 110021, Indiaтелефон: (9111) 2611–0640, 2611–0641, 2611–0642,2611–0644, 2611–0565, 2687–3800www.india.mid.ruГенконсульство в Мумбаи42, Jagmohandas Marg (Nepean Sea Road), Mumbai,400006, Indiaтелефон/факс: (9122) 2-363-0403, 2-363-3627,2-363-0403Генконсульство в Мадрасе (Ченнаи)14, Santhome High Road, Madras, 600004, Indiaтелефон/факс: (9144) 498-23-20, 498-23-30,498-23-36Генконсульство в Калькутте22A, Raja Santosh Road, Alipore, Calcutta, India700027телефон/факс: (9133) 479-99-73, 479-78-30,479-88-89октябрь 2012 moto.zr.ru119page_119112-123 travel india.indd 1199/13/12 10:46 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРПО САМОЙ ВЫСОКОЙ ДОРОГЕсоте перевал в мире. Вы можете не верить в это,но это так». Мы верим!Вниз с перевала – хайвэй. Опять летим! Скалы, чортены*, деревушки. Вот и первый огромный молитвенный барабан. Рядом землянка, настене портрет Далай Ламы и панорама Лхасы.На столе международный «доширак» с перцем.Пальчики оближешь!Макс не завелся… Точней, не завелся его«Энфилд». Километр тащили на веревке, пытали толкачем – молчок. Пинали колеса, протирали фару и все такое, но как только поменялисвечу – дрынь-дынь-дынь – есть контакт!Чортены, деревушки, скалы, снова чортены.Люди улыбаются, как нигде на Земле. Улыбкиоднозубые, двузубые, трехзубые, разнозубые…Но все от сердца, искренние. Это видно, эточувствуется. И от каждого из нас в ответ такая же улыбка.Темнеет. Пошел дождь, но нам все равно. Огни города где-то там, впереди… Бац! Зеленыйзнак «LEH». Есть! Фары радостно пляшут.Выезжая из Манали, мы позвонили в первыйнайденный интернетом отель в Ле с красивымназванием Shanti Guesthouse Hotel. Трафик нежесткий, но беспокойный – в темноте снуютбыстрые ладакхцы. Куда ехать – не знаем. Находим таксиста, но по дороге теряем Манголаи Макса. Возвращаюсь и вижу, как Макс подпи-рает сзади мангольскую «пулю» ногой и толкает ее в гору. Главное – едут! У отеля она сдыхает окончательно. Спасибо тебе, Хранитель, чтопомог нам не остаться ночью в горах! Отель –то, что надо! Входная дверь уже шедевр. Ужинаем, поднимаемся в номер (да-да, опять пентхаус!) и валимся без задних ног. Всё, батарейки сели…Утреннее солнце шпарит прямо в глаза через огромные стекла. Все четверо одновременно проснулись. Вышли на балкон, точнее,на крышу. Вот это да! Ле у наших ног? Нет, Леу нас на ладонях! Посмотрели, что за спиной.А мы на ладонях у какой-то огромной ступы,возвышающейся над нами. Да это же ступаШанти!Знакомимся с владельцем и управляющимотеля, мистером Дорджи. Высокий, подтянутый,деловой мужчина лет тридцати. В треникахи кроссовках. Много фоток на стене, и, судя поним, он любит треккинг (пешие походы). Одновременно с деловитостью проглядывает в немкакая-то безалаберность, безбашенность. Нашчеловек, и мы нравимся друг другу! Бьем по рукам. Мы тут на четыре дня, и не важно, что горячей воды нет. Это же Шанти гэстхаус!Ле (или Лех) – город легендарный. По преданиям, пять-шесть тысяч лет назад на этом местемедитировал бог Шива и пребывал в состояниишанти, забыв о людях и Земле. Полагаю, легенда правдива, потому что уютный городок, закрытый от суровых ветров и непогоды чашей из* Чортен – тибетский вариант буддистской ступы. Чортеныслужили небольшими реликвариями, но возводились такжеи в виде крупных сооружений для обхода верующими.120moto.zr.ru октябрь 2012page_120112-123 travel india.indd 1209/13/12 10:46 PM «ТАНГЛАНГ ЛА.5360 М. ВТОРОЙПО ВЫСОТЕ ПЕРЕВАЛВ МИРЕ. ВЫ МОЖЕТЕНЕ ВЕРИТЬ В ЭТО,НО ЭТО ТАК».гор, наполнен безмятежнойразмеренной жизнью. Зачем здесь телефон? Зачемтелевизор? Здесь только«Ом Шанти! Ом Шива! Бумбум-бумбуле!»Бум-буле бум-булями, номангольскую «пулю» чинитьнадо. Удается дозвониться Акбару в Олд Манали:– Clutch is broken! What are we doing?! – SearchJuma in Leh!**Как найти Джуму в Ле? Спросите у первоговстречного, и вам укажут путь! Кто ж не знает** «Сломалось сцепление! Что нам делать? – Найдите Джумуиз Ле». (англ.)page_121112-123 travel india.indd 1219/13/12 10:46 PM РАСПАХНУТЫЙ МИРЛЕ (ИЛИ ЛЕХ) – ГОРОДЛЕГЕНДАРНЫЙ.ПО ПРЕДАНИЯМ, ПЯТЬШЕСТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТНАЗАД НА ЭТОМ МЕСТЕМЕДИТИРОВАЛ БОГШИВА И ПРЕБЫВАЛВ СОСТОЯНИИ ШАНТИ,ЗАБЫВ О ЛЮЮДДЯЯХХИ ЗЕМЛЕ.122ПО САМОЙ ВЫСОКОЙ ДОРОГЕДжуму?!.. Джума – это Акбар-2. Бегло осмотрелсначала нас, потом «Энфилд». Выяснил, откудамы, что случилось, и, отодвинув в сторону парочку дреднутых европейцев, сказал заехать послеобеда. На такой super good мы не рассчитывали и,осмелев, попросили провести ТО всех мотоциклов. Получили согласие и одобрение. Джума –красава! Все сделал как надо и дешево, несмотряна бившихся в истерике патлатых стиляг. Лихойтест-драйв от мастера, и «Энфилды» готовы нестина себе нашу карму.Кардунг Ла – это перевал, открывающий долину Нубра, лежащую по ту сторону от Ле. Вокругего высоты не умолкают споры, разлет цифр от5359 до 5682 м. Но он внесен в Книгу рекордовГиннеса как самый высокогорный перевал на Земле, доступный для техники с ДВС. От Ле всего34 км. На «туда-сюда» ушел день и все силы.Путь того же свойства и качества, что вся ДорогаДорог, за исключением последних километров –грязь, вода, лед и пробища. Между коптящих индийских грузовиков шныряют местные и пытаютсяхоть как-то расфасовать эту кучу-малу. Воздуханет, вонь дизелей, все сигналят. Но тот же духвсеобщей доброжелательности! Пьем чай и фотаемся с красивыми индийскими женщинами изКалькутты под нервными взглядами их парней.Начинает догонять AMS, решаем разворачиваться. По льду мотоэкстрим вниз похлеще, чемвверх!Спускаясь, натыкаемся на застрявший в снегугрузовик, собравший за собой хвост из джипов.Сидит плотно, колеса крутят вхолостую. Спрыгиваем с байков, упираемся: «Иии-раз! Иии-два!»Кто-то подхватывает, раскачивает вместе с нами.«Иии-раз! Иии-два!» Сдвигаем грузовик на метр.Водитель с лопатой начинает разбрасывать снег,у нас перекур. Какой-то человек интересуется,а не на русском ли мы разговариваем. Выяснилось, что пассажирки в его такси из Казахстана.Круть! Знакомимся, обнимаемся, смеемся. Казашки возвращаются в Ле из Нубры. По Кардунг Лаедут вторые сутки! Вот вам и 34 км… «Хэй! Хэй!Камон!» – кричит застрявший водила. Прощаемся, обнимаемся, смеемся. «Иии-раз! Иии-два!..»Есть! Из толпы кричат: «True сossack power!»*Снег, снег, снег… Перезимовать лето – этоздесь! Перед въездом в Ле сворачиваем к буддийскому монастырю, возвышающемуся над городом. В Ле две верхних точки: ступа Шанти и монастырь. Дворец Гомпы, правителя Ладакха,построенный в XVII веке как уменьшенная копияПоталы в Лхасе, нас не заинтересовал. А вот монастырь над дворцом действительно царский!У подножья монастыря встретили тезок из Дели.Отлично, рады вам! Мы все одной крови!Прогулки по Ле. Шоппинг. Объедалинг. Классный город! Древний, торговый, красивый. Многовоенных, все же Jammu and Kashmir. Погоняли поокруге. Посмотрели карты: много мест для треккинга, парапланеризма, рафтинга и прогулок налошадях.Сборы домой. Мистер Дорджи тепло нас провожает. Поднимаемся к ступе Шанти, еще раз бросаем взгляд на Ле, на Ладакх. Каждый из насздесь по разным причинам, но мы объединенынашим деятельным и созидательным присутствием в Мире! Будда единожды повернул колесоДхармы во имя человечества. И сегодня мы вчетвером участвуем в этом, мы «турим» по колесуДхармы. Солнце озаряет Ладакх, снежные пикивершин тянутся к нам, мы шлем с Крыши Миравсему человечеству пожелания мира, добраи благополучия. Аминь!Дело сделано, цель достигнута, и мы с чистойсовестью стартуем домой. И вновь вверх-вверх,вниз-вниз, вдоль чортенов, хижин и тополей,идем на Тангланг Ла.Дорога туда и дорога обратно – две разныедороги. Перевал пустынный, нет никого. Привал.Догоняет парочка – чех и француженка, катаются вокруг Ле. Счастливо оставаться! Тормозимна плато Мор и, на радость местным, Манголс Максом танцуют с копной ячьей шерсти на голо* «Истинная казацкая сила!» (англ.)moto.zr.ru октябрь 2012page_122112-123 travel india.indd 1229/13/12 10:47 PM Хотите, чтобы о вашем путешествии узнали?Пишите по адресу moto@zr.ruве. Индийцы радуются! Эмоции неподдельные –им одновременно и радостно, и немного страшно. «Бррррр!» – в голос кричит Мангол,и местные шарахаются к двери. Как дети малые!Темнеет. Как-то вышло, что разбились на пары. Так и добрались до Сарчу. Дымок сигаретыи звездное небо, почти как в Джезказгане.Холодрыга. Сон…Утро разбудило звенящей тишиной. Так тихо запоследние 12 дней не было ни разу. «Эгей, бразеры, смотрите, что на улице!» – смеется Мангол.Выглядываю… Белым-бело! Снегу по колено,и он новогодними хлопьями валит с неба. «Видимо, перевалы закрыты, потому что ни одной машины еще не прошло», – опять смеется Мангол.Быстрые сборы. Быстрый чай. Быстрыйстарт. Вверх-вверх, вниз-вниз, но уже по снегу.Порой было тревожно, но страшно – ни разу!Макс глядит на свалку грузовиков и копошащихся людей, перегородивших дорогу: «Будембиться сквозь них!» По краю пропастей и ледовых торосов, замерзая, мы все же прошли Баралача Ла и выскочили в тепло Килонга. А потом уже гостеприимный Ротанг, СтарыйМанали.Погостили в деревне Наггар у Рерихов, заглянули в Институт Гималайских исследований«Урусвати», поужинали в кафешке Zenithи встретили друзей из России и Казахстана.Потом Дели. Расставание. Самолеты. Дом…– Какая твоя страна?– Нет у меня страны! Весь Мир – мой, я вольный человек!Посвящается безвременно ушедшему другуВиталию «Виту» Ющенко.ȭțȠМАРШРУТДели – Кулу – Манали – Перевал РотангЛа – Коксар – Танди – Килонг – Джиспа –Дарча – Мост Зингзинг – Перевал БаралачаЛа – Сарчу – Перевал Наки Ла – ПеревалЛачулунг Ла – Перевал Панг – Плато Мор –Перевал Тангланг Ла – Гия – Апши – Кару –Ле – Перевал Кардунг Ла. И обратно.ПРОБЕГ1200 кмПРОЖИВАНИЕ$5 – $15 за ночьБЕНЗИН$1,5 за литрБЮДЖЕТоколо $2000 на человекаВалютаиндийская рупия,$ 1 = INR 55Аренда мотоцикла$ 22 в суткиМОТОЦИКЛЫRoyal EnfieldBullet 500ClassicȑțҬɈȝɊɂрекламаȒȚɊȚɈɆpage_123112-123 travel india.indd 1239/13/12 10:47 PM