86
87
88
89
90
91
ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВВЕРХНЕВАЛЬНЫЕ VELOCETTE KЭтот мотоцикл четверть векацарил в мотогонках в своемклассе. И пользовалсянеизменным уважениемсоперников, несмотря нанесерьезное имя – Velocette,то естьтекст Александра ВОРОНЦОВА,фото из архива редакцииСКОРОСТЕНКА«В бараки вместе со всяким быдлом? Вот уж нет – не дождетесь!» – думал 19-летний ИоганнГютгеманн, сын преуспевающегокоммерсанта, покидая в 1876 году(как оказалось, навсегда) роднуюГерманию. Закон о всеобщей воинской повинности многих выдавил – это аристократия проходилавоинскую службу в комфортныхофицерских условиях, а потомкикупцов отправлялись в казармы –вместе с крестьянами и ремесленниками. Вот и знаменитую компанию Triumph основал закосившийот армии Зигфрид Беттман…Но вернемся к Гютгеманну. Тепло принятый в Бирмингеме партнерами отца, он быстро прижился,сменил имя на Джон Гудмэн, женился и завел свой собственныйбизнес. Конечно, самый модный –производство велосипедов. Маркой он выбрал звучное словоVeloce – от латинского «Скорость».Время шло, Джон обзавелсясыновьями – Перси и Юджином,которые стали одаренными конструкторами и коммерсантами.С их подачи в 1905 году появился первый мотоцикл Veloce – ти-86пичная для тех лет конструкцияс 2-сильным одноцилиндровымчетырехтактным двигателем, ременной передачей и жесткимиподвесками. Но настоящий коммерческий успех пришел лишьв 1913 году, когда на рынок вышел легкий мотоцикл с 206-кубовым двухтактным мотором. Чтобыотличить его от основной продукции, к названию машины придела-ли французский уменьшительныйсуффикс -ette – получилосьVelocette, «Скоростенка».После Первой мировой войныуже весь модельный ряд компаниисостоял из различных модификаций двухтактных Velocette. Но мотоциклы с таким типом двигателя(за исключением двухцилиндрового Scott) тогда заполняли турыночную нишу, которую нынеПервоначальнаяверсияверхневальногодвигателяVelocette.Velocette Kраннего образца,со вставленныммежду верхнимитрубами рамыбензобаком.moto.zr.ru октябрь 2012page_86086-091 velocette.indd 869/14/12 12:11 AM Владелец компании ПерсиГудмэн (слева) и гонщик АлекБеннетт после победы в TouristTrophy 1928 года.Головка цилиндрадвигателя KSSобразца 1926 года.Клапаны и клапанныепружины оставалисьоткрытыми.НА СЧЕТУ VELOCETTE СЕРИИ К  ДВЕ ПОБЕДЫ В ЧЕМПИОНАТАХ МИРА,ТРИ  В ЧЕМПИОНАТАХ ЕВРОПЫ, ВОСЕМЬ ПЕРВЫХ МЕСТ В TOURIST TROPHY.занимает китайская техника – недорогое средство транспорта безпретензий. А хотелось большего…И в 1923 году Перси Гудмэн приступает к проектированию четырехтактника.Перси выбрал схему газораспределения, широко применявшуюся на авиамоторах Первой мировой, но тогда еще практически невстречавшуюся в мототехнике –верхний распредвал, приводимыйвертикальным валом и коническими шестернями. Это уже потомбыли и Norton, и NSU, и многиедругие выполненные по этой схеме мотоциклетные двигатели –вплоть до Kawasaki W800. Гудмэнвыбрал для своего детища рабочий объем 348 см³ и спроектировал двигатель в соответствиис принятой тогда практикой длинноходным, но без экстремизма –74х81 мм. Картер с вертикальнымразъемом он сделал очень узкими жестким, что позволило разместить моторную передачу ближек продольной оси мотоцикла, чемглавную (обычно в то время – наоборот). Трехступенчатую коробкупередач он взял от выпускавших-ся тогда двухтактных моделей, потому же образцу спроектировали ходовую часть: передняя вилкаDruid, одинарная трубчатая рама,замкнутая через картер двигателя, жесткая задняя подвеска и барабанные тормоза обоих колес.Поначалу Перси хотел взять отсерийных мотоциклов и сцепление – однодисковое, с пробковыми накладками – но первые жедорожные тесты показали, чтооно не способно переварить увеличившийся крутящий момент.Пришлось поставить многодисковое, с накладками Ferodo. По результатам испытаний Гудмэн такжеотказался от системы смазки «напрогар», сделав циркуляционную,с сухим картером.Новинка дебютировала в 1925году как Veloce K. Но вскоре дилеры убедили хозяев компании,что имя Veloce давно забыто, а вотVelocette завоевали репутациюхороших машин. Увы, все болезни вылечить на этапе тестов неудалось. Головной болью сталиполомки клапанных пружин –пришлось даже прикладыватьк каждому мотоциклу инструмент,позволявший менять пружиныпрямо в поле, без разборки двигателя. Проблему удалось решитьлишь после смены поставщика,и то не с первого раза. Второй незадачей стали обильные потекимасла – что и не удивительно притом уровне развития уплотненийи традиционно открытых распределительных механизмах. Маслоорошением страдали все моторытех времен – а у Velocette K проблема усугублялась тем, что механизм привода верхнего распредвала требовал обильной смазки.Дошло до того, что в инструкциивторым пунктом, вслед за «Подготовкой нового мотоцикла к езде»,значилась «Борьба с протечкамимасла». Покупателям, писавшимвозмущенные письма на завод,дирекция с некоторой долей британского юмора отвечала, чтосильные потеки масла являютсяконструктивной особенностью мотора. Как сказали бы сейчас, небаг, а фича.Но те, кто готов был смиритьсяс этими фичами, обнаруживали:а мотоцикл-то хороший. Да чтотам – просто превосходный!октябрь 2012 moto.zr.ru87page_87086-091 velocette.indd 879/14/12 12:11 AM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВВЕРХНЕВАЛЬНЫЕ VELOCETTE KVelocette KTT – гоночный аппаратдля спортсменов-частников.12-сильный двигатель разгонялмашину до скорости 105 км/ч –выдающийся показатель для350-кубового аппарата той поры (кстати, динамика на уровнеИж-56 образца 1956 года!). Естественно, Гудмэны выставилизаводскую команду на самуюпрестижную мотогонку – TouristTrophy. Первая попытка состоялась еще в 1925 году, до официального дебюта модели, и закончилась плачевно. Но в 1926году Алек Беннетт на Velocette непросто победил, а разгромил соперников, финишировав с отрывом в 10,5 минут! Свой успех онповторил в 1928 году, а в 1929гонку выиграл Фредди Хикс.Эти победы вывели Velocette изряда второстепенных английскихмотопроизводителей (имя коимбыло – легион), сделав его маркойпопулярной и престижной. Тем более что братья Гудмэны на лаврахпочивать не изволили, быстро совершенствуя свою продукцию.А первую свою победу в TouristTrophy отпраздновали выпускоммодели K Super Sport, или простоKSS. Ее двигатель развивал уже18 л.с., так что мотоцикл разгонялся до 130 км/ч. С такой скоростью в 20-е годы мало кто из автомобилей ездил! В конце 20-хVelocette одним из первых перешел от плоского бензобака,88вставлявшегося междутрубами рамы, к каплевидному современного типа,одевавшемуся на верхнюютрубу. Но главное изобретение впервые было опробованона гонке Tourist Trophy 1928 года:ножное переключение передач.Процедура переключения передач тогда обычно выгляделатак: выжимаете сцепление (порой – не рычагом, а педалью),бросаете ручку газа и правойрукой перемещаете рычаг переключения передач, смонтированный в кулисе на бензобаке, в определенную позицию.Не очень-то удобно: во-первых,приходится отпускать руль, вовторых, надо сместить рычаг точно в то положение, которое соответствует выбранной передаче(что на «жестких» мотоциклах тойпоры, да на тех дорогах, не так-топросто). Сделать ножное переключение пытались и раньше –просто переставляя рычаг вниз,так что каждой передаче соответствовало определенное егоположение. Гонщик и конструкторкомпании Velocette Гарольд Уиллис первым догадался ввести селекторный механизм храповоготипа, обеспечивающий переходна соседнюю передачу при однократном движении педали переключения, и его идея – в том илиПервый в мире селекторный механизм ножного переключенияпередач. Поначалу его выполняли отдельным, пристыковываяк стандартной коробке передач.ином виде – используется во всехсовременных мотоциклах.Уже в октябре 1928 года компания представила серийную реплику того мотоцикла, на которомАлек Беннетт этим летом выигралTourist Trophy: гоночную модельКТТ. Двигатель, рассчитанный наработу на бензиново-бензольнойсмеси, развивал мощность 22 л.с.и разгонял легкую (112 кг) машину до скорости 136 км/ч; впрочем, после перехода на чистыйспирт (метанол) выжимали все160. Безболезненной форсировкеспособствовали усиленный коленвал на двухрядных подшипникахи усовершенствованная системасмазки. Впервые на серийном мотоцикле было применено ножноепереключение передач с селектором. Velocette КТТ начетверть века впередстал главным снарядомгонщиков-любителейв классе 350 см³.А вот на дорожных мотоциклах ножное переключение передач появилось лишь в 1932 году, вместес новой четырехступенчатойкоробкой передач, и поначалукак опция. Но вскоре оказалось,что его выбирают практическивсе покупатели, и в 1934 годуVelocette первой в мире отказа-moto.zr.ru октябрь 2012page_88086-091 velocette.indd 889/14/12 12:11 AM Экспериментальныйгоночный двигательс роторнымзолотником вместоклапанов.Velocette KTP 1931 года отличался головкойцилиндра с двумя выпускными патрубкамии системой зажигания с катушкой и прерывателем.Обратите внимание на характерный глушитель –знаменитый «рыбий хвост».КОНСТРУКТОРЫ КОМПАНИИ VELOCETTEВПЕРВЫЕ ПРИМЕНИЛИ НОЖНОЙ МЕХАНИЗМПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ С СЕЛЕКТОРОМИ МАЯТНИКОВУЮ ПОДВЕСКУ ЗАДНЕГО КОЛЕСАСОВРЕМЕННОГО ТИПА.лась от ручного переключенияпередач.Расширение компании потребовало заполнить зазор между дешевыми двухтактнымимотоциклами и скоростными,но дорогими и требовательными к обслуживанию четырехтактными верхневальными. Такв 1933 году дебютировало семейство М с верхнеклапанными механизмами системы OHV. Вскоре оноохватило широкий диапазон кубатур – 250, 350 и 500 см³ – и сталосамым популярным в модельномряду Velocette.Но и верхневальные модели небыли обойдены вниманием. В конце 1935 года дебютировали машины нового поколения, получившиеобозначение Mark II: спортивнаяKSS и цивильная KTS. ГарольдУиллис, который к тому временистал главным конструктором компании, перелопатил двигатель«от и до», сохранив лишь конструктивную схему и размерность.Большая отливка из алюминиевого сплава объединялав себе головку цилиндраVelocette KTS после модернизации 1935 года.и корпус клапанного механизма; с чугунным цилиндром она соединялась через медную прокладку.Хотя ход поршня осталсяпрежним, мотор получилудлиненный кованый шатун. Гарольд также значительно усилил нижнюючасть двигателя. Но главное – он полностью закрылвесь распределительныймеханизм, разом избавившись от двух багов: потерьмасла и излишнего шума.Хотя новая серия почти неоктябрь 2012 moto.zr.ru89page_89086-091 velocette.indd 899/14/12 12:11 AM ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МОТОРОВприбавила в динамике, она сразу же стала любимцем фанатовдинамичных мотоциклов: все жескоростные показатели оставались недосягаемыми для большинства соперников, но при этомдебютанты стали куда приятнеев повседневной жизни, да и внешний вид был превосходен!Хотя серийные гоночные Velocette KTT зарекомендовали себяотлично (например, в 1930 годув любительском Manx Junior GrandPrix они заняли первые восемьмест), успехи заводской командыв соревнованиях высшего рангав 30-е годы были не столь впечатляющими – слишком сильнуюконкуренцию составляли четырехклапанные Rudge и верхневальные Norton. Гарольд Уиллисперепробовал все возможныеспособы пришпорить мотор: наддув (оказался слишком сложнымв компоновке), два верхних распредвала (замучили поломкипривода), даже роторныйзолотник вместо клапанов (заедал!).Но успех пришелвслед за малень-ВЕРХНЕВАЛЬНЫЕ VELOCETTE KПослевоенныйVelocette KSSс гидропневматическойпередней вилкой DowtyOleomatic.РАЗВИТИЕ ДОРОЖНЫХ И ГОНОЧНЫХМОТОЦИКЛОВ VELOCETTEМодельКKSSKTTKNKTPKTSKTSKSSKTTKTTKSSKTTГодывыпускаМакс. мощность,л.с./об/минСухая массамотоцикла, кг1925–19281926–19351928–19351928–19301930–19321932–19351935–19401935–19401935–19381938–19391947–19481947–195112/н.д.18/580022/5500н.д.н.д.н.д.н.д.22/580022/550025/550025/600029/7000120120112125135146152150126134170134Макс.скорость,км/ч105130136105105120125135140160140170Примечания:Н.д. – нет данных;Модели с индексом КТТ – гоночные, остальные – дорожно-спортивные;Размерность всех двигателей – 74×81 мм, рабочий объем – 348 см³.Верхневальный двигатель второй серии(Mark II). Полностью закрыв распределительный механизм (на схеме показанс частичными разрезами),Уиллис смог наконецрешить проблему «масляного орошения».90кой революцией в конструкциишасси. В 1936 году на машинахзаводской команды Уиллис впервые применил заднюю маятниковую подвеску современного типа,с двумя гидропневматическимиамортизаторами Dowty (воздухвыполнял роль пружин). С 1938года такую подвеску стали ставить и на серийные КТТ. И в томже году Тед Меллорз на Velocetteвыиграл чемпионат Европы, набрав вдвое больше очков, чемзанявший второе место Уайт наNorton, а Стенли Вудз победилв Tourist Trophy (свой успех онповторил и в 1939 году).Увы, дорожные модели мягкой подвески заднего колеса таки не получили. Зато уже послевойны, в 1947 году, на VelocetteKSS появилась передняя телескопическая вилка Dowty Oleomatic –опять-таки гидропневматическоготипа, с воздухом вместо пружин.К сожалению, в небогатые послевоенные времена спрос на KSSоказался столь мал, что в 1948moto.zr.ru октябрь 2012page_90086-091 velocette.indd 909/14/12 12:11 AM Двигатель VelocetteKTT образца 1937 года.Для лучшей смазки Уиллис ввелфорсунки, впрыскивавшиемасло под давлениемна верхнюю коническую паруи места контакта кулачковраспредвала и коромысел.Гоночный VelocetteКТТ уже в предвоенныегоды получил заднююмаятниковую подвескусовременного типа.В центре, в белом халате –Гарольд Уиллис, главныйконструктор компании.К СТАРЫМ БРИТАНСКИМ МОТОЦИКЛАМВПОЛНЕ ПОДХОДИТ ПОГОВОРКА:ЕСЛИ МАСЛО ИЗ МОТОРА НЕ ТЕЧЕТ ЗНАЧИТ, ЕГО ТАМ УЖЕ НЕТ.Поскольку и Фрит, и Фостер былиуже «старичками» – обоим за 40 –то в следующем году они запросились на пенсию. Руководители компании переманили звезду командыAJS Леса Грэма, чемпиона мира1949 года в «пятисотках», и поначалу он вел в чемпионате 1951 года.Но напору гонщиков на Norton с новой замечательной рамой featherbedпротивостоять не смог, закончив сезон лишь на седьмом месте.Конструкторы компании началипроектирование совершенно но-вого гоночного аппарата, с четырехцилиндровым двигателем. Нов том же 1951 году умер ПерсиГудмэн, а новым хозяевам мотоспорт оказался ни к чему. Ониприкрыли и заводскую команду,и производство серийных КТТ.Верхневальные Velocette прожили долгую и яркую жизнь. Согласитесь, редко какой моделиудается просуществовать четверть века – и добыть два титулачемпиона мира на закате своейкарьеры.рекламагоду эту модель сняли с производства.Единственным представителемсемейства «К» осталась гоночнаяКТТ – ее выпускали десяткамив год. Спрос на нее подхлестывали спортивные победы: Боб Фостер выиграл Tourist Trophy в 1947году, Фредди Фрит – в 1948 году.Первый чемпионат мира, в 1949году, Фрит взял «в одну калитку»,победив на всех пяти этапах. Фостер занял второе место, а в 1950году и сам стал чемпионом мира.page_91086-091 velocette.indd 919/14/12 12:12 AM