23
24
25
А. РАБИНОВИЧН ЬЮ - Й ОРК — Д ЕТРОЙТ на„ШЕВРОЛЕ"шШШтШШШШШШЯШШШШШШШШШШШШЖ:'На месте автомобильных катастроф и несчастных случаев американиы ставят белые кресты — для напоминания и устрашения слишком горячих автомобилистовОСЕНЬЮ прошлого года мне довелось совершить путешествие из Нью-Йорка в Детройт на автомобиле. Небольшой четырехцилиндровый „ Ш евроле " выпуска 1927 г. с закрытым кузовом „коч" (с внутренним управлением) мне предоставил знакомый американец, уехавший в Европу на каникулы. Во многих штатах можно управлять машиной не имея никакого свидетельства, но мне предстояло выехать из Нью-Йорка, где' дорожные правила очень строги, а полицейские беспощадны. Пришлось держать экзамен на право управления автомобилем. Бруклинская полиция выдала мне временный „пермит", дававший право управлять машиной, но непременно в присутствии лица, имеющего шоферское свидетельство штата Нью-Йорк. После долгих поисков такое лицо было найдено, согласилось сопровождать меня в пробных поездках и на экзамен, а взамен попросило разрешение пользоваться автомобилем. Мы явились на место, где должен был происходить экзамен — довольно людную улицу НьюЙорка. После проверки остроты зрения (ношение очков не является препятствием), суровый чиновник сел рядом со мною в машину, указывал куда ехать—направо, налево, стоп, взять с места в гору, полный поворот на узкой улице и т. д., а затем, ни слова не говоря, сошел с машины и исчез. Через три дня я получил по почте свидетельство на право управления автомобилем, в котором перечислялись приметы (рост, цвет волос, и т. д.), а главное было указано: „цвет кожи белый " — д окументально установлено, что я не негр. Со свидетельством в кармане, я стал смело раз'езжать по улицам Нью-Йорка и Бруклина, не боясь полицейских, которые при малейшей оплошности вручают „тикет" — билетик с при-. глашением явиться в суд или, в лучшем случае, уплатить штраф в размере не меньше доллара. Несмотря на колоссальное движение на улицах Нью-Йорка (где на 6 млн. жителей приходится 2!/3 млн. автомобилей), мне за Р/г месяца езды ни разу не пришлось получить „тикета". Это об'ясняется, конечно, прекрасным регулированием уличного движения в Ямерике, Из Нью-Йорка мы (у меня были два пассажира с маленьким ребенком) выехали в сильный дождь. В такую погоду полностью оцениваешь все преимущества закрытого кузова и удобство „цайпера"—механической щетки, протирающей стекло перед глазами шофера. Через Монхаттан мы пробрались благополучно и, уплативши 50 центов, в'ехали в мрачное отверстие „Холанд-тюб"—тоннеля, прорытого под рекой Гудзон и соединяющего штат НьюЙорк с штатом Нью-Джерси. Этот „тюб" является техническим чудом, одним из удивительнейших созданий американской техники. Две громадные „трубы" прорыты на большой глубине под рекой Гудзон, имеющей в этом месте громадную ширину и глубину. На всем протяжении тоннель асфальтирован, стены полукруглые, с маленьким узким тротуаром —балконом, на котором дежурят полицейские и санитары скорой помощи на случай катастрофы. В каждой „трубе" движение происходит только в одну сторону,двумя параллельными потоками: справа движутся грузовики, идущие с предельной скоростью 12 км в час, слева — легковые машины — 50 км в час. Медленнее ехать нельзя, так как едущие сзади нервничают и гудят. „Трубы" ярко освещены электричеством. Самое удивительное в этом сооружении — вентиляция. На всем протяжении потолка видны широкие отверстия, через которые нагнетаются в тоннель потоки свежего воздуха. Через ряд других отверстий вентиляторы вытягивают „отработанный" воздух. Выехав из тоннеля, мы оказываемся в штате Нью-Джерси. Ливень, ветер и рано наступившая темнота заставляют нас остановиться на ночлег. Для этого достаточно на любом из бесчисленных придорожных двухэтажных домиков23 найти надпись: „Rooms for turists" • комнаты — для туристов. Мы оставляем машину под дождем на траве и садимся обедать, предаваясь размышлениям о диалектике истории Колоссальное развитие автомобильного транспорта возвращает Ямерику к временам „перекладных" и дилижансов с ночевками в придорожных гостиницах и трактирах. Эпоха железных дорог в Америке уже кончается. Поезда идут на три четверти пустыми: один автомобиль приходится на пятерых американцев, — у каждой второй семьи есть своя машина. Путешествовать на автомобиле приятнее и гораздо дешевле, чем на поезде В результате на поездах едет тот, кто очень спешит и не жалеет денег. На ряде железнодорожных линий при мне были отменены вагоны-рестораны, которые себя не окупают. Рано утром мы едем дальше в чудную солнечную погоду и скоро в'езжаем в штат Пенсильвания. Здесь дороги особенно хороши — сплошной бетон на железной сетке настолько гладкий, что при скорости в 50 км в час можно спокойно писать. Посреди — белая или черная полоса, разграничивающая правое движение от левого. Разметка дороги великолепна—указаны все повороты и спуски. При в'езде в зону, где расположена школа, указана предельная скорость — 23 км в час. То же при в'езде в селение. При выезде из селения надпись: „Здесь кончается зона ограниченной скорости. Спасибо. Приезжайте еще!" Иногда система подписей у дороги, нанесенных американским автоклубом используется ловкими предпринимателями, выставляющими надпись: „Стой, смотри, ешь. Горячие собаки (излюбленный американцами бутерброд с сосиской): предельная цена 15 центов". Совсем оригинальны и неожиданны надписи в роде следующей: „Через 250 футов — стой. Молись богу. В 11 ч. 30 м. в церкви такого то селения преподобный такой то прочтет проповедь на тему..." (Такие надписи и не снятся нашему Автодору). Дорога переходит с холма на холм и подымается все выше: мы переезжаем Аллеганские горы, покрытые лесом. Вскоре мы переезжаем Делавэрский водораздел, отделяющий бассейн Атлантического океана от бассейна великих Озер, затем высшую точку Аллеган и идем вдоль реки Сусквеханна, вьющейся глубоко под нами среди покрытых зеленью островов. Далее мы попадаем в нефтяной район северо-западной Пенсильвании. Все чаще попадаются нефтяные вышки и заводы для перегонки нефти, чувствуется характерный запах нефти, пропитывающий воздух, как в Балаханах. Шоссе гудронировано.Цыганский табор в Америке обычно имеет свой „автомобильный парк" К вечеру пересекаем границу штата Огайо. Характер дороги меняется: красный клинкер, иногда сменяется бетоном. Странное впечатление производят многочисленные белые кресты, торчащие вдоль дороги. Иногда они встречаются группами по 5 — 6 вместе — это памятники жертвам автомобильных катастроф. Неизвестно почему их здесь больше, чем в других местах: дороги немногим хуже, чем в Пенсильвании. Говорят, что раньше они были значительно хуже, и это памятники плохой дороги. Предела скорости здесь нет и встречные машины проносятся мимо с бешеной быстро той, почти непрерывной вереницей. После ночевки в Женеве, пускаемся в путь и вскоре прибываем в Кливленд,—пятый город Соединенных Штатов по количеству жителей (свыше миллиона). Дальше — опять интересная встреча: на полянке у дороги расположился пестрый табор цыган. Вид такой же, как иу московских цыган: женщины в широких развевающихся юбках, чернобородые мужчины в сапогах, яркие палатки, но тут же... стоит их „автомобильный парк": несколько легковых машин и грузовичков, на которых цыгане кочуют. От Толедо сворачиваем на север и вскоре попадаем в штат Мичиган. Здесь мы сходим на дорогу несколько худшую, а иногда ,на дороги отдельных „графств" (уездов), е ще менее совершенные. Плохих дорог нет: самая худшая сравнима со средним европейским шоссе. Единственные неприятные места это „детуры", по которым приходится об'езжать ремонтирующиеся участки шоссе. К вечеру мы в городке Анн Арбор, где ночуем, а в последний день я еду в Детройт осматривать заводы Форда, о которых у нас уже писали. Мне хочется еще указать на дешевизну автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным. Бензин и масло обошлись нам меньше 15 долларов. Такое же путешествие (втроем и ребенок) на поезде стоило бы 120 долл., т.-е. в 8 раз дороже. Неудивительно, что автомобильное и автобусное движение все больше вытесняет в Америке железнодорожный транспорт. Итоги путешествия: за три с небольшим дня, не спеша, сделано 1300 км по 384—432 км в день без всякого утомления, без единой поломки, прокола или вынужденной остановки. Вообще наш „Шевроле" с самого „рождения", пройдя за полтора года свыше 12 тыс. км не имел поломок, ремонта или смены шин, за исключением одной аварии, вызванной неумелостью шофера. Это и неудивительно при идеальном состоянии американских дорог и прекрасном обслу-Главное управление 24заводовФорда вДетройте живании На бесчисленных бензиновых станциях. Эти станции расположены густой сетью вдоль всех дорог, снабжены бензином различныхмарок, вплоть до антидетонаторного бензина с тетраэтилатом свинца, стоющего вместо обычных 17 центов за галлон (около 4 л) — 23 цента. Тут же наливается масло, набиваются штауферы, вода и воздух в шины (из баллонов с сжатым воздухом) — бесплатно. Тут же можно помыться, отдохнуть, а иногда и переночевать. Станции побольше — роскошно отделаны снаружи, в штаДорожная бензиноваяте Цискожин они имеют вид китайских храмов. Ночью все они ярко освещены. Тут же — телефон, по которому можно вызвать, в случае поломки, из ближайшего городка автомобильную „скорую помощь'' — полугрузовичек, с под'емным краном, п одымающим пострадавшую машину. Великолепная и дешевая система страховки избавляет владельца машины от расходов. по ремонту и компенсации лиц пострадав ­ ших при несчастных случаях и авариях. станция в АмерикеА.РабиновичДОРОГИ и АВТОМОБИЛИ во ВСЕМ МИРЕЯ мериканцамневезет — об этом можно заключить из Назадкбулыжнику ! Таков смысл петиции, поданной; трагической гибели Рэй Кича, экс-чемпиона и опасного конгруппой влиятельных бомбейских (Индия) граждан в городкурента Сигрейва (вспомним еще гибель Ли Байбля, пытавской муниципалитет. „Асфальтированные и макадамовыешегося побить рекорд Сигрейва). Рэй Кич скончался от тяжедороги", гласит этот документ, „не следует больше проклалых увечий, полученных на гонках в Яльтуне (Сг\СШ), вследдывать в нашем городе, в виду их способности выделятьствие „самой тяжелой катастрофы в автомобильной истотепло и вредить здоровью жителей". рии",, как пишет западная и американская пресса. Пытаясь Всякий благоустроенный город стремится в первую очеизбежать столкновения с перевернувшимся впереди ' него редь заменить существующие несовершенные дороги асна треке гонщиком, Кич был расплющен пятью машинами, фальтовыми, являющимися наиболее пригодными в санимчавшимися за ним. тарно-гигиеническом отношении (их легче очищать, на них. „Парад транспорс копляется значит а " — говорят амерительно меньше пыли канцы о выставке и т. д.). Очевидно,. военного транспорта, единственным извисостоявшейся в Холанением для бомбейберде(СЯСШ). На выских нобилей, думаставке исключительющих обратное, моно полно представлежет служить „жара,. но развитие америизлучаемая асфальканского военного том". транспорта: от индейЯвтомобили с приской „волокуши" до водом на передние современных многок олеса впервые выколесных авто-дредпущены серийным ноутов. производством в Ямерике. Машина изгоН втомобильн ая товляется фирмой ассоциация Ннглии „Яубурн", модель нов настоящее время сит название „Кордт". насчитывает 400 тыс. Явтомобиль снабжен. членов. Еженедель8-цилиндровым мотоный приток новых ром с емкостью ци членов — около 2тыс. линдров по 5 л. человек. Интересно было бы сопоставить Новый вид состяэти цифры с нашими, з ания на ловкость „Братская могила*1 автомобилей. В Чикаго при помощи подъавтодоровскими... в управлении авто емного крана была собрана целая куча поврежденных автомопоявился за границей. Еще оФордев билей. Затем все эти машины были... уничтожены бомбами Водителю машины : Янглии. Оборудовазавязывают глаза и. ние для тракторных с самолетов) так как разборка их стоила бы слишком дорою он должен, руководз аводов , открываествуясь командой свомых Фордом в Корке его спутника, не задевая, о б ' е зжать все мелкие препятствия, (Ирландия) уже находится в пути и транспортируется в Корк встречающиеся на пути. с обственнымфлотомФорда . Первый пароход Чешскаяфирма „ К олбенДанек " строит в Польше пришел в Ирландию в конце прошлого года. В 1929 г. завод возле Кракова крупный автомобильный завод. Акционердолжен выпустить 50 тыс. тракторов. Известная модель ный капитал равен 2 млн. злотых. „Фордзон", которая ставится на производство, будет неЧ ислонесчастныхслучаевв Ямерике, несмотря на. сколько изменена для ее дальнейшего совершенствования. значительную плотность автодвижения, не превышает ПО' Крупнейший автомобильный делеци конструктор, на 100 тыс. автомобилей; между тем в Германии на то же.директор фирмы Сэнбим-Луи Коатпелен, приступает к кончисло автомобилей приходится 1000—1100 катастроф. Это струированию нового чуда автомобильной техники, которое свидетельствует о высоко поставленной в Ямерике работе предназначается для покрытия рекорда „Золотой Стрелы" службы движения. Сигрейва. Гонщиком намечен Кэй Дон — один из лучших Для улучшения и развития сети автомобильных. английских водителей. ш оссе испанское правительство ассигновало 400 млн. рубПодобные же приготовления ведет фирма „Паккард". Г рандиознаяавтомобильнаядорога между Брюсселем. Новый английский монстр сможет, по предположениям, и Остендэ строится в Бельгии. Ширина ее равна 8 м, развить скорость до 450 км в час!25