8
9
10
11
12
13
14
15
Первая советская организация по ремонту и производству автомобилей — Главное управление государственных заводов, созданное в 1918 г., располагало тремя автомобильными мастерскими. Сейчас к XX годовщине Октябрьской революции мы имеем мощную автопромышленность — три автомобильных завода-гиганта, один автосборочный, двенадцать заводов по изготовлению автотракторных запасных частей и десятки смежных предприятий, производящих электрооборудование, арматуру, шины, стекло, кузова и т. п. Оппортунисты пророчили, что задача автомобилизации СССР нам не по плечу, что при создании мощной автопромышленности мы встретимся с непреодолимыми трудностями. История зло посмеялась над оппортунистами всех мастей. Большевики эту задачу разрешили с успехом ив короткий срок, лишний раз подтвердив, что «нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять» (И. Сталин). В первые годы после революции увеличение действующего автомобильного парка /происходило главным образом за счет ремонта старых машин, извлекавшихся с автомобильных кладбищ. Для самых неотложных нужд приходилось импортировать автомобили из-за границы. В результате, ходовой автопарк СССР к началу первой пятилетки вырос до 18 700 машин, из которых около 8 тыс. были грузовые. Когда в начале первой пятилетки Советский Союз приступил к подведению мощной технической базы под все отрасли народного хозяйства, естественно, встал вопрос и об автомобильной промышленности. Важно былодать стране в кратчайший срок доброкачественные автомобили и, в первую очередь, грузовые для нулсд строительства и всего народного хозяйства. В целях скорейшего выполнения этой задачи были выбраны лучшие иностранные конструкции (американские автомобили Форд и «Автокар») и поставлены на производство в Советском Союзе. Большевистские темпы автостроения лучше всего видны на примере строительства Горьковского автозавода им. Молотова. В 1929 г. было прнступлено к подготовке заводской площадки на берегу реки Оки, там, где была деревня Монастырка, а уже 1 января 1932 г., в установленный правительством срок, заводгигант был построен. Товарищ Сталин в своем приветствии строителям завода писал: «Будем надеяться, что автозавод сумеет в скором времени дать стране тысячи и десятки тысяч машин, необходимых для нашего народного хозяйства, как воздух, как вода». Эта надежда давно осуществилась. Производственная программа Горьковского автозавода достигает ныне 510—520 автомашин в день! Вместо АМО, завода полукустарного типа, недостроенного русскими капиталистами, в годы первой пятилетки вырос образцовый завод-гигант — московский автозавод имени Сталина. Производственная программа этого завода доведена сейчас до 250 автомобилей в день. Вместо тыловой авторемонтной мастерской -в Ярославле создан автозавод тяжелых грузовиков и троллейбусов. Первый тур автомобилизации страны был в основном периодом использования амери-Автозаобиль М-1 У\g-j-i—Легковой автомобиль ЗИСканской техники. Но и тогда уже советские конструкторы, профессора и инженеры работали над созданием собственных конструкций автомобилей. Был усовершенствован первенец советской автомобильной промышленности АМО-Ф-15, сконструированы и построены советские вездеходы, оказавшиеся лучше заграничных, газогенераторы для дров и угля, и дизели, специальные кузова и т. д. и т. п. г Вторая пятилетка явилась вторым туром автомобилизации COOP. Наша автопромышленность, освоив заграничные конструкции, совершенствует их и создает уже советские конструкции автомобилей. Горьковский автозавод им. Молотова с 1936 г. перешел на производство комфортабельных лимузинов советской марки «Молотовец-1» (М-1). Вслед за М-1 появились обтекаемые мощные восьмицилиндровые легковью автомобили высшего класса—ЗЙС-101, производства московского автозавода им. Сталина. Основным по выпуску у нас является полуторатонный автомобиль ГАЗ-АА, широко известный во всех уголках нашей необ'ятной родины. Горьковский автозавод производит в настоящее время до 425 — 460 грузовиков в день. В декабре 1933 г. московский автозавод им. Сталина приступил к производству трех«За 1>улем» № 31—22Грузовик ЯГ-4Трехосный автомобиль ЯГ-10 тонных грузовых автомобилей марки ЭИС-5, более совершенных и мощных, чем американский «Автокар» (АМО-2 и АМО-3). Завод им. Сталина идет дальше, совершенствуя этот тип грузовика. Сейчас он будет выпускаться с закругленным радиатором ис обтекаемой шоферской кабиной.9 имеют трехосные грузовые автомобили. Трехосные автомобили производятся у нас трех типов — ГАЗ-30, ЗИС-6 и ЯГ-10. Проблема замены современного карбюраторного автомобильного двигателя таким двигателем, который потреблял бы вместо бензина. другие виды горючего, приобретает для нас первостепенное значение. Из' всех опытов в области подыскания новых автомобильных двигателей наиболее удачными пока следует признать работы по приспособлению для автомобилей дизеля и газогенератора. Газогенераторы получили у нас распространение па автомобилях ГАЗ-АА — газогенераторный автомобиль ГАЗ-НАТИ и на ЗИС-5 — газогенераторный автомобиль ЗИС-13. Максимальная скорость газогенератора ЗИС-13 свыше 50 км/час при расходе топлива 80—85 кг дров на 100 км пробега и радиусе действия — 90 км с одной загрузкой топлива. Шасси трехосного автомобиля ЗИС-6 Для удовлетворения потребностей растущего грузооборота наш автопарк должен иметь достаточное количество тяжелых грузовиков. Ярославский автозавод выпускает основную модель — пятитонный грузовой автомобиль ЯГ-4. Наличие трех осей у автомобилей обеспечивает им ряд преимуществ перед обычными двухосными автомобилями как в смысле повышения проходимости по плохим дорогам и бездорожью, так ив смысле повышения грузопод'емности, уменьшения износов и повреждений дорожного полотна. Отсюда ясно, какое большое ' значение в наших1 условиях Большую роль в нашей стране играют внутригородские и загородные пассажирские перевозки. Автобусные сообщения применяются в 130 городах Союза, и автобусный парк имеет в своем составе тысячи автомашин. Автобусы выпускают Горьковский автозавод. :!авод. им. Сталина и ряд мелких кузовных заводов. Основным типом автобуса является ЗЙС-8, пред став ляющи it собой двухосный 28-местный автобус. Более совершенным является новый, подготовляемый к серийному выпуску, 24-местный автобус ЗИС, который на 270 мм длиннее автобуса ЗИС-8, имеет кузов обтекаемой формы и предоставляет пассажирам несравненно большие удобства. Автобус предназначен для дальних поездок, имеет откидывающиеся спинки кресел, багажники и т. д. и поГрузовик ЗИС-5 1 1 слелАно: СССР1юдядппиаяц| -Ш После решения ноябрьского пленума ЦК ВКЛ(б) в 1934 г. об отмене карточной системы на хлеб и другие продукты были приняты меры к расширению и оснащению торговой сети. Большую роль в этом сыграло применение хлебных и изотермических (для скоропортящихся продуктов) автофургонов. Удачное сочетание хорошей внешней отделки и механизированного внутреннего оборудования характеризуют хлебные автофургоны на шасси ГАЗ-АА. Другим типом специального автомобиля, обслуживающего нужды советской торговли и пищевой промышленности, является изотермический автомобиль на шасси ЗИС-5 для перевозки колбасных изделий и расфасованного мяса. Расширение советской культурной торговли и необходимость всемерного приближения товаров к потребителю поставила новую задачу — организовать развозную торговлю. Наш специальный автопарк уже насчитывает большое количество автомагазинов на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5. Транспортировка жидких грузов, главным образом нефтепродуктов, осуществляется у нас автоцистернами производства Ленинградского завода «Промет». Эти цистерны на шасси ЗИС-5 имеют емкость 3 тыс. л, обеспечивают пожарную безопасность при транспортировке и снабжены насосом для механической заправки и раздачи жидкости. В современной пожарной технике широкое применение получили автомобили, служащие для перевозки пожарных команд и ©борудовання. Советские пожарные автвмобили на £,:Хлебный автофургонудобствам и красоте не уступает современным американским автобусам. Когда фундамент советской автомобильной промышленности . был крепко заложен, у нас возникло новое производство — производство специальных автомобилей. Бурно развивающееся народное хозяйство пашей социалистической родины создает все предпосылки для рентабельного и широкого применения специальных автомобилей во всех его областях. Масштабы применения специальных автомобилей уже сейчас в ряде случаев превышают соответствующие масштабы капиталистических стран (например по применению специальных хлебных и изотермических автофургонов).':^Ш_.'... ,1W^g?***' _^М •'§• I ' f jГазогенераторный автомобиль ГАЗ-НАТИ c^^i£^cccpАвтомобиль-цистернаАвтомагазинственпиков в 1931 г. товарищ Сталин особо отметил необходимость механизации тяжелых процессов труда, указав, что механизация является той «новой для нас и решающей силой, без которой невозможно выдержать ни наших темпов, ни новых масштабов производства». Программа социалистического строительства, связанная с созданием • огромных , грузовых потоков, создает условия, при которых ручной труд п» погрузке и разгрузке грузов становится совершенно недостаточным и может неизбежно привести к большим разрывам между об'емом грузооборота в стране и темпами ere переработки. Не требуется подробных экономических подсчетов, доказывающих целесообразность широкого внедрения в хозяйства самосвалов. У нас самосвалы получили огромное применение в строительстве •канала Москва—Волга, метрополитена, мостов, Дворца советов и т. д. К основным трем типам грузовиков производятся кузова-самосвалы: к автомобилю Г A3-АЛ — самосвал ГАЗ-CJ, к автомобилю ЗИС-5 —- трехсторонний самосвал ик ЯГ-4 — самосвал ЯС. сделдно;СССРСамосвал ЯС Наравне с самосвалами получают применение также и автокраны, монтируемые на тяжелых пятитонных грузовиках ЯГ-4. В журнальной статье нет возможности хотя бы кратко перечислить все типы стандартных и специальных автомобилей, которые выпускаются нашими заводами. Горьковский автозавод выпустил опытные образцы и подготовляет к производству новый шестици-АвтокранС каждым новым днем мы узнаем, что осваиваются все новые типы специальных автомобилей. Автопромышленность СССР растет сАвтомобиль «Скорая помощь» линдровып 85-сиЛьный двигатель, предназначенный в первую очередь для легковых автомобилей и во вторую — для грузовиков. Московский автозавод пм. Сталина проводит работу по модернизации грузовых автомобилей, увеличивая мощность, тоннаж и улучшая их внешний вид. Ярославский автозавод готовит несколько типов более совершенных автомобилей большой грузопод'емностп и новые ннз(«орамные автобусные шасси. каждым днем, являясь одним из факторов мощи победившего социализма. Острая бдительность, непримиримость партийных и непартийных большевиков к врагам народа, решительное разоблачение и ликвидация троцкистоко-бухаринских ШПИОНОЕ, еще до конца не выкорчеванных из нашего социалистического хозяйства, намного ускорят темпы роста автопромышленности, еще более повысят качество ее работы.15