Инж. Ф. ФОМИН, начальник автомобильного отдела НАТИВ результате повседневной заботы партии и правительства непрерывно растет благосостояние трудящихся, улучшается их культурнобытовое обслуживание. К числу ваянных видов культурного обслуживания следует отнести автомобиль, причем не только общественного пользования, но и индивидуального. За последнее время тысячи трудящихся уже получили возможность пользоваться автомобилем. Идя навстречу запросам трудящихся, правительство приняло решение организовать производство малолитражных автомобилей, наладив массовый выпуск их с 1940 года. Малолитраяшый автомобиль будет гораздо дешевле по первоначальным затратам металла, резины и пр., чем М-1 и тем более ЗИС-101. Достаточно указать, что М-1 весит 1 360 кг, ЗИС-101 около 2 500 кг, тогда как малолитражный автомобиль только 800 кг. В эксплоатации малолитражный автомобиль так же будет значительно дешевле, ибо М-1 расходует около 15 л бензина на 100 км пути, а малолитражка — около 8 л. Значительная экономия достигается такяне за счет резины, гаражных помещений и др. Получив в руки автомобиль для личного пользования, любой граянданин в нужный момент может стать из водителя-любителя настоящим классным водителем и не только транспортной машины, но и боевой, что особенно важно на случай войны с фашистскими изуверами. Малолитражный автомобиль КИМ-10, предназначенный к производству на Московском государственном заводе им. КИМ представляет собой четырехместный легковой автомобиль. Кузов цельнометаллический, закрытый, двухдверный — типа «Седан». Для удобства посадки водителя, а такясе впереди сидящего пассажира передние сиденья могут передвигаться вдоль оси автомобиля". Все двери запираются изнутри специальными замками с защелками. Правая передняя дверь, кроме того, имеет замок, запираемый ключом. Боковые стекла опускаются? В задней части кузова предусмотрено багаяшое отделение и ящик для запасного колеса. Кузов оборудован щитком приборов и ящиком для мелких вещей, указателями поворотов, двумя противосолнечными щитками, шторкой заднего окна, приводимой в действие с места водителя, зеркалом заднего вида, двумя стеклоочистителями и тремя пепельницами. | На щитке приборов расположены: спидометр и счетчик километров, амперметр, указатель уровня бензина, часы, пусковая кнопка карбюратора, кнопка стартера, замок зажигания, переключатель света, кнопка указателей поворота и выключатель освещения щитка приборов. Максимальная скорость автомобиля с полной 'загрузкой 90 км/час. Расход топлива — 8 л на 100 км. База автомобиля — 2 386 мм, наибольшая ширина — 1 430 мм, наибольшая длина — 3 940 мм, наибольшая высота без нагрузки — 1 630 мм. ДВИГАТЕЛЬ Двигатель внутреннего сгораниячетырехтактный, четырехцилиндровый. Диаметр цилиндра 63,5 мм, ход поршня 92,5 мм. Литраяс двигателя 1,17 л, степень сжатия 6,0. Максимальная мощность 30 л. с. Вес двигателя с коробкой передач и сцеплением 115 кг, сухой вес двигателя с электрооборудованием 90 кг. Цилиндры — моноблок, отлитый вместе с верхней половиной картера,—располоянены вертикально в одинряд, имеют съемную головку, общую для всех цилиндров. Головка и блок отлиты из чугуна. Коленчатый вал штампованный с противовесами, вращается в трех коренных подшипниках со стальными вкладышами, залитыми баббитом. Коленчатый вал статически и динамически сбалансирован. Шатуны — штампованные, двутаврового сечения со втулками в верхней головке. Нижняя головка разъемная, залита баббитом и собирается с прокладками, позволяющими регулировать затяжку подшипников. Поршни с разрезной юбкой отлиты из алюминиевого сплава. Поршневые кольца (чугунные) расположены в верхней части поршня. Два верхних кольца — уплотняющие (компрессионные), нижнее — маслосъемное. Поршневой палец плавающий. От осевых перемещений удеряшвается специальным кольцевым замком, входящим в выточки пальца и верхней головки шатуна. Распределение клапанное. Расположение клапанов нижнее, одностороннее, с левой стороны двигателя. Выхлопные и всасывающие клапаны имеют одинаковый размер и сделаны из сильхрома (выхлопные — с повышенным содержанием' хрома). Крепление клапанов с пруяшной осуществлено при помощи специальной шайбы и конического нижнего конца стерлшя клапана. Зазор между клапанами и толкателями 0.35 мм. Распределительный вал расположен в верхней части картера двигателя, вращается на трех подшипниках и привадится от коленчатого вала посредством двух шестерен с косым зубом. Профиль всасывающего и выхлопного кулачков одинаковый. Ведущая шестерня — чугунная, ведомая — текстолитовая. Клапаны приводятся от распределительного вала пустотелыми толкателями без регулировки зазоров. Направляющие клапанов — чугунные разрезные. Фазы распределения Открытие всасывающего клапана 12° до BMT Закрытие всасывающего клапана 52° после НМТ Открытие выхлопного клапана 52° до НМТ Закрытие выхлопного клапана 12° после ВМТ Продолжительность всасывания 244°Рис. 1 Общий вид шасси малолитражногоавтомобиля КИМ-109 Продолжительность выхлопа 244е Продолжительность одновременного открытия клапанов (перекрытие) 24° Смазка двигателя. Система смазки двигателя — смешанная под давлением и разбрызгиванием. Коренные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала и шатунные шейки коленчатого вала смазываются под давлением, все остальные детали — •разбрызгиванием. Масло, стекающее в нижнюю часть картера, поступает через сетчатый фильтр к масляному насосу. Масляный насос шестеренчатый, расположен в нижней части картера двигателя с левой стороны и приводится во вращение от распределительного вала при помощи вертикального валика и пары винтовых шестерен. Указателем уровня .масла в картере служит стержень с двумя метками, расположенный с левой .стороны двигателя. Нормальный объем масла в картере 2,1 л, что соответствует верхней метке стержня. Масляная система имеет редукционный клапан и винтовую пробку, отвертыванием которой можно проверить, работает ли масляный насос. Система охлаждения двигателя термосифонная. Трубчатый радиатор с тремя рядами плоских трубок расположен впереди двигателя и имеет лобовую поверхность охлаждения 1550 см 2 . Емкость системы охлаждения 7 л. Вентилятор двухлопастный, штампованный, сидит на валу якоря динамо и приводится трапецоидальным ремнем от шкива коленчатого вала. Карбюратор опрокинутый, типа Зенит, расположен с левой стороны двигателя на всасывающей трубе. Для обогащения рабочей смеси при запуске двигателя имеется обогатительная игла, управляемая кнопкой на щитке приборов. Она обеспечивает поступление в смесительную камеру добавочного бензина. Всасывающая труба подогревается выхлопным коллектором. Подача топлива из бензинового бака в карбюратор производится при помощи диафрагменного насоса, установленного на картере двигателя и приводимого от эксцентрика на распределительном валу. Насос имеет сетчатый фильтр и отстойник. Бензиновый бак сварной и подвешен на заднем конце рамы за задней поперечиной. Емкость бензинового бака 30 л. Указатель уровня бензина — электрический с поплавком в бензиновом баке ис тарированным реоста- i_ том. Указатель находится на щитке приборов. Воздухоочиститель сухой. Педаль акселератора расположена справа от педали тормоза. Система зажигания от аккумуляторной батареи. Емкость батареи 63 амперчасов, номинальное напряжение 6 вольт. Генератор постоянного тока с третьей щеткой. Отдаваемая генератором сила тока в хо-« Рис. 2. Сцепление лодном состоянии 20А. Якорь приводится во вращение от коленчатого вала трапецоидальным ремнем. Ток низкого напряжения преобразуется в ток высокого напряянения посредством индукционной катушки, установленной на переднем щитке кузова со стороны двигателя. Дистрибутор представляет собой сочетание прерывателя и распределителя и имеет центробежное автоматическое изменение момента зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя. Дистрибутор установлен вертикально на головке блока и приводится во вращение от распределительного вала вертикальным валиком, являющимся продолжением приводного валика масляного насоса. Замок зажигания расположен на щитке приборов. Свечи имеют диаметр резьбы 14 мм и установлены в головке двигателя над клапанами. Порядок работы цилиндров 1—24-3. ШАССИ Общий вид шасси малолитражного автомобиля КИМ-10 представлен на рис. 1. ! ,Сцепление однодисковое, сухое (рис. 2). Диск сцепления облицован с обеих сторон фрикционным материалом — прессованным асбестом — и сидит на пмицевом конце первичного вала. Прулшн 6. Коробка передач (рис. 3) двухходовая, имеет три передачи вперед и одну назад. Передаточные числа: 1-я передача 3,07 2-я передача 1,76 3-я передача 1,00 задний ход 4,01 Шестерни постоянного зацепления и второй передачи имеют косые зубья и находятся в постоянном зацеплении. Коробка передач имеет синхронизатор для включения второй и третьей передач. Картер коробки передач выполнен заодно с картером сцепления и имеет фланец, привертываемый к картеру маховика. Рычаг переключения качается в шаровом гнезде крышки коробки передач и расположен справа от рулевой колонки. Емкость картера 0,57 л.Рис. 4. Задниймостга ': л аРис. 3. Коробка передачПередача крутящего момента от коробки передач к заднему мосту осуществляется трубчатым карданным валом. Передний конец карданного вала соединен со вторичным валом коробки передач посредством карданного шарнира типа Спайсер со стальной втулкой и опирается на роликовый подшипник в карданной трубе. Шлицевое соединение позволяет задней вилке шарнира скользить по валу. На переднем конце карданного вала нарезаны зубья ведущей винтовой зубчатки привода к спидометру. Передаточное отношение привода 26:6. Задний конец карданного вала жестко соединен с ведущей Шестерней главной передачи. Главная передача состоит из пары конических шестерен со спиральным зубом. Передаточное отношение •главной передачи 33 : 6 (37 : 7). Ведущая шестерня установлена на двух конических роликовых подшипниках. Ведомая шестерня привернута к коробке сателитов и вращается на двух конических роликовых подшипниках (рис. 4). > Диференциал — конический с двумя сателитами. Полуосевые шестерни изготовлены заодно с полуосями. Полуоси разгружены на три •четверти. Ступицы задних колес10