Фотоочерк Н. Боброва и А. ВитпаличаНЕЗАДОЛГО перед 5 декабря, когда весь советский народ по установившейся традиции отмечает очередную годовщину принятия Конституции СССР — основного закона, по которому живет и развивается наша свободная социалистическая Отчизн а , — мы посетили московскую автобазу № 1 и провели здесь весь день, наблюдая, записывая, фотографируя. Мы познакомились со многими шоферами и рабочими цехов, узнали, как работает, отдыхает, учится большой трудовой коллектив этой старейшей в стране автобазы. С самого утра на широком дворе автобазы все приходит в движение: автомобили подготавливаются к выходу в рейсы (фото 1). Пожалуй, нет в Москве более или менее крупного строительства, в которое не был бы вложен труд шоферов автобазы № 1. Они перевозят разнообразные грузы, строительные материалы. Школы, жилые дома, больницы, здания МГУ на Ленинских горах и стадион имени B. И. Ленина в Лужниках — таковы недавние и сегодняшние объекты, обслуживаемые базой. Одним из первых в это утро пришел на работу Степан Яковлевич Николаев (фото 2). В прошлом моряк Балтийского флота, он принимал активное участие в революционных событиях в октябре 1917 года. Затем в рядах морского батальона прошел по фронтам гражданской войны. С 1932 года C. Я. Николаев работает на автобазе. Почти четверть века — за рулем! Сейчас он направляется в Люберцы за грузом кирпича для новой школы, строящейся на Ленинградском шоссе. Шоферов, имеющих многолетний стаж работы, на базе немало. Яков Степанович Радкевич, например, сумел привить и детям любовь к своей профессии. Оба его сына, Анатолий и Олег, после демобилизации из армии поступили на автобазу, причем старший, Анатолий, является сменщиком отца. Сегодня все трое получают зарплату (фото 6). Совместный заработоксемьи достигает 5 тысяч рублей в месяц. В местком автобазы мы зашли в тот момент, когда председатель А. В. Гарусов вручал путевку в санаторий шоферу И. М. Михайлову (фото 3). Двадцатичетырехдневная путевка стоит 1000 рублей, но она почти полностью оплачена профсоюзом. Курорт, куда едет Михайлов, находится под Калининградом и называется «Отрадное». — Пусть и отдых для вас будет отрадным,— шутит на прощание А. В. Гарусов.— Поправляйтесь, а потом с новыми силами — за работу. На территорию базы одна за другой въехало семь грузовых автомобилей с наращенными бортами. По всему было видно, что прошли они немало километров. Оказалось, что это возвратились шоферы,' помогавшие в течение двух месяцев колхозникам Краснодарского края. Начальник гаражного отдела В. С. Коренков с интересом расспрашивает только что приехавших водителей И С. Спиридонова и С. Ф . Голованова (фото 4). Дело в том,Ы- что Коренков сам когда - т о , в первыегодыколлективизации , возил хлеб в тех же районах. В кузнечном цехе наше внимание привлекмолодой человек, в рукахукоторого был толстый учебник . Кто это — ш офер , и зучающийтеорию , или студент, п роходящий на автобазе прак ­ тику? И то идругое . Водитель Михаил Борисов является студентом IV курсавечернего отделения Московского автод орожного института. — Мне, как будущему инженеру, — рассказывает Борисов , — п ридется сталкиваться сцелымрядом технических вопросов . Я решил более детально ознакомиться с процессом производства. Вот, н апример , г орячаяобработка металла. В учебникемне не все ясно. П ришел посоветоваться со специали ­ стами. К узнец Г. И. Тараканов хорошо знает свое дело — он рад помочь «инжен еру » (фото 7). Раскаленная добела железная полоса ложится на нако ­ вальню электромолота . У дар , у дар — и во все стороны летят золотые брызги. Вскоре металлическая заготовка принимает ясные формы детали. — Вот как это делается, — с улыбк ой объясняет Г. И. Тараканов. Над одной из дверейв здании мыпрочли надпись: « Н очной санаторий». З десь , так сказать, б ез отрыва от про ­ изводства отдыхают десяткиработников автобазы. Шофер Иван Дмитриевич Минаев сейчас уже не работает на базе. Но руководствоиместком предоставили пенсионерувозможность провести ме ­ сяц всанатории . Вместе снимпрово ­ дит свой отпускшофер Иван Родионович Лопаткин. Старым товарищам есть что вспомнить : оба они трудились бокобок свыше двадцати пяти лет. Их беседу прервала медицинская сестра Валя Суворова , напомнившая, что пораприниматьлекарство (фото 5). П еред тем как покинуть базу, м ырешили побывать на квартиреукого нибудь из старых кадровыхработников . Так мы попали к Ивану Николаевичу Руцалеву. Двадцатидвухлетним пареньком, в 1930 году , п ришел Руцалев на базу.Был вначале слесарем-монтажником, потом окончил курсы мастеров соцтруда и стал работать механиком. С 1938 года он — начальник автоколонны. Ж изнь семьи Руцалева примечательна во многих отношениях. Из семи членов этой семьи на автобазе, п омимосамого Ивана Николаевича, работают трое : е гожена , Екатерина Ивановна, дочь Люсяи сын Вячеслав. На автотранспорте работает и старшая дочь Шура . Остальные двое учатся: Зина, з акончив десятилетку, поступила в техн ическоеучилище , а самый младший — С ережа — ходит пока в 4-й класс. Ш ураодновременно занимается на II курсе пединститута, а Люся посещает курсы по подготовкевавтодорожный институт. Д ружноживут Руцалевы. Но вместе они собираются очень редко — у каж ­ дого всегда находится свое дело. О днако нам повезло — на этот раз все были в сборе. И воспользовавшись этим, м ы запечатлели их на снимке (фото 8).т