ПРОЦЕНТЫ И НОРМАТИВЫО проведении соревнований на мастерство экономичногопостоянно изменяют условия прохождения дистанции. Особенностью проводившихся в последнее время соревнований являлось установление контрольного времени (т. е. средней скорости движения), в которое участник обязан уложиться. Введение этого требования нельзя не признать полезным, так как на практике экономия бензина эффективна только в сочетании с достаточно производительной работой автомобиля. Из практики проведения соревнований известно, что одним из сложных организационных вопросов является необходимость присутствия контролера иа каждом автомобиле. При числе участников, доходящим до 100, закрепление контролеров занимает очень много времени, часто их просто не хватает. Кроме того, нередко возникают всевозможные недоразумения из-за нечеткой работы некоторых контролеров. В последних соревнованиях удалось полностью обойтись без контролеров на автомобилях. Это было достигнуто тем, что бензиновый бачок, осуществляющий питание двигателя во время соревнования, устанавливался под капоюм, который пломбировался после подключения шланга от бачка к бензонасосу. Постановку бачка и его снятие для взвешивания производит участник соревнования совместно с судьей-контролером, находящимися на старте-финише. Таким образом, один судья может обеспечить контроль 10—12 автомобилей. ' Метод опломбирования капотов вносит дополнительное условие в соревнование, а именно: исключается возможность открытия капота для устранения какой-либо неисправности. Этс требует от участников более тщательной подготовки автомобиля. В заключительных соревнованиях (когда каждая группа проходит дистанцию на одном автомобиле) пломбировать капот не обязательно, так как рядом с водителем находится судья-конт ролер. В связи с тем, что рассматриваемые соревнования прсзодились в зимнее время и между стартом первых и последних автомобилей проходило значительное время (автомобили выпускались раздельным стартом через 0,5 минуты), возникла необходимость прогрева их перед стартом. Прогрев пробегом неудобен из-за того, что движение прогревающихся автомобилей мешает стартующим. Поэтому был принят метод прогрева на месте с вывешиванием на домкрате одного заднего колеса. Такой метод позволяет достаточно прогревать двигатель, коробку передач и задний мост автомобиля. Прогрез прекращается по указанию судьи за 5 минут до старта данного автомобиля, посла чего подключается мерный бачок. При анализе результатов, показанных участниками в этих соревнованиях,вожденияавтомобиляОРЕВНОВАНИЯ на мастерство экономичного вождения автомобиля заслуженно пользуются широкой популярностью среди водителей и работников транспорта. Это объясняется не только тем, что подобные соревнования имеют большое прикладное значение, способствуя повышению квалификации и классности шоферов, но также и относительно простой организацией их и подготовки к ним автомобилей. Важно и то, что в соревнованиях на экономию бензина водители могут участвовать на всех моделях автомобилей, в том числе на грузовиках-самосвалах, на автофургонах и автобусах. За последние два года практика проведений таких соревнований в Москве обогатилась рядом нововведений. Обеспечивая более четкую организацию, они повысили спортивный интерес соревнований, обострили борьбу за достижение наилучших результатов. Думается, целесообразно осветить в печати эти нововведения, чтобы они нашли применение ив других городах. До сих пор соревнования проводились по одному из двух принципиально отличающихся видов: 1) все водители поочередно выстулают на одном автомобиле — в этих соревнованиях сравнивается только мастерство вождения; 2) каждый водитель участвует в соревновании на своем автомобиле — лри этом выявляется прежде всего умение правильно отрегулировать и подготовить автомобиль. Программа последнего первенства ДСО «Буревестник» включала в себя оба указанных вида. В связи с этим соревнования проводились в течение двух дней. Вначале каждый водитель выступал на своем автомобиле, и разыгрывалось командное первенство (между командами автохозяйств). На второй день к соревнованиям было допущено 25"/о участников, показавших лучшие результаты в предыдущий день. Соревнование проходило в каждой группе (по маркам автомобилей) на одном автомобиле, который был подготовлен судейской коллегией и имел стандартное оборудование и регулировку. Таким образом полностью выявлялись и техническая подготовленность водителей и их мастерство вождения автомобиля. Зачет в личном первенстве выводился по сумме очкоз, полученных в первый и во второй день (первое место — 1 очко, второе место — 2 очка и т. д.). При равной сумме очков места определялись по среднему удельному расходу бензина за оба дня. Соревнования проводились на шоссе, первый день на дистанцию 50 км и второй день — 18 км Следует отметить, что на шоссе участники находятся в более равном положении, чем в городе, где. регулирование движения и нестабильность транспортного потокаиобращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, финальные соревнования (на одном автомобиле) показали, насколько сильно влияние мастерства вождения на расход топлива: разница даже у сильнейших участников (между первым и пятым результатом) достигает 20°/о. Такая картина имеет место во всех группах автомобилей. Во-вторых, определилась закономерность, что у отдельных участников результат по удельному расходу бензина (л/100 км) при выступлении на стандартном автомобиле во второй день на 5—8°/о лучше, чем в первый день, когда водитель выступает на своем, специально подготовленном автомобиле. И это несмотря на то, что во второй день общий уровень расходов выше, чем в первый, ввиду более короткой дистанции. Причина этого кроется в том, что далеко не все шоферы усвоили основные принципы регулировки автомобиля для обеспечения экономичного расхода топлива. Повышенный расход, показанный отдельными участниками на своих автомобилях (против результата на общем автомобиле), является в первую очередь следствием неправильной (бедная смесь) регулировки карбюратора и неточной установки зажигания (позднее зажигание). Переобеднение смеси допускали, как правило, шоферы, которые не учитывали необходимость уложиться в контрольное время, а ошибочно рассчитывали на замедленный темп движения. В заключение следует указать на неправомерность определения результатов соревнований на экономию бензина в процентах экономии от эксплуатационной нормы. Такой подсчет приводит к цифрам, превышающим 50°/о, что обычно вызывает недоумение и недоверие со стороны автомобильных работников. Дело в том, что условия соревнования (хотя автомобили загружены полным восом) не соответствуют обычным условиям эксплуатации, на которые рассчитаны нормы. На соревнованиях нет повышенного расхода топлива при прогрезе двигателя и всей ходовой части автомобиля, исключено маневрирование на месте, как это бывает во время погрузки-разгрузки и т. д. Отправным пунктом при подсчете окончательных результатов до сих пор является предусмотренная классификационной нормой цифра экономии в 35"/и, достижение которой дает право на присвоение 3-го спортивного разряда. В настоящее время имеется достаточно данных для того, чтобы установить норматив в других величинах (например, по удельному расходу топлива на 1 километр пробега), который исключил бы аналогию между спортивными соревнованиями на экономию бензина и работой автомобилей в эксплуатационных условиях.Инж. Г.Клинковштейн,категории.судья республиканской10