ПротивогазЗащитный прорезиненный плащ с капюшономЗащитные перчатки ЗащитныечулкиРис. 4.. Индивидуальные средства противохимической защиты водителя. Некоторой защитой человека от ожогов служит одежда. Лучшими защитными свойствами обладает более плотная ткань, из которой шьется военное обмундирование или комбинезоны. Наиболее надежны в этом отношении специальные накидки и плащи. Если вблизи автомобиля нет удобных укрытий, то водитель может остаться ив кабине машины, но он должен наклониться ниже ветрового стекла (рис. 3), чтобы избежать поражения осколками. стекла и ожогов от светового излучения. От проникновения радиоактивных веществ во внутренние органы человека лучше всего защищает обычный противогаз. Может быть использована также любая ткань (полотенце, носовой платок, марля и т. п.), смоченная водой, для закрытия рта, носа и глаз. Установлено, что через непродолжительное время после взрыва атомной бомбы автомобили могут пройти через зараженную площадь (минуя, конечно, участки, непосредственно примыкающие к центру взрыва). При этом должны быть соблюдены следующие правила: весь личный состав, находящийся на машинах, обязан надеть индивидуальные средства противохимической защиты, а именно: противогазы, перчатки и накидки, а водители машин — защитные плащи (рис. 4); автомобили и другие машины идут друг за другом на увеличенных дистанциях (до 100—150 м), чтобы возможно меньше радиоактивной пыли попадало на машины и перевозимый груз. Скорость движения снижается до 15—20 км/час. При нахождении в зоне заражения следует вести себя очень осторожно; не следует садиться, ложиться, прикасаться к находящимся на местности предметам; нельзя пить, курить и принимать пищу, так как в этом случае радиоактивные вещества неизбежно попадут внутрь организма. Если нет специальных чулок, надеваемых поверх обуви, то следует обмотать ее любым материалом (рогожей, мешковиной, ветошью и т. д.) или привязывать к подошвам жгуты из соломы, сена. После пребывания в зоне заражения техника и перевозимый груз подлежат дозиметрическому контролю (при необходимости — дезактивации;, а люди — санитарной обработке. Следует учитывать, что степень радиоактивного заражения зависит от времени пребывания на зараженной местности. Удаление радиоактивных веществ с металлических частей автомобиля, а 1акже с деревянных частей кузова и резины производится водой, лучше всего с раствором каустической соды. Если воды нет, то радиоактивную пыль снимают ватными тампонами или ветошью, смоченными в бензине или керосине. Обтирать автомобиль нужно сверху вниз, причем тампоны или куски ветоши после двухкратного использования (с переворачиванием) выбрасываются в отдельные ямы, которые затем засыпают землей. При дезактивации может быть также применен способ удаления радиоактивной пыли обдувом сжатым воздухом. При полной дезактивации автомобиль обрабатывается специальными щелочными или другими химическими составами с помощью специального оборудования. Дезактивация осуществляется на специально для этого отведенном участке, желательно вблизи источников воды. При перемещении автомобиля по площадке учитывается направление ветра, чтобы на очищенный автомобиль внозь не попадала радиоактивная пыль. После работ по дезактивации, а также после преодоления участка заражения водитель должен стать лицом против ветра и сбросить накидку (плащ), защитные средства обуви, противогаз и перчатки, не прикасаясь к их наружной поверхности оголенными руками. Затемпроизводится дозиметрический контроль и, если необходимо, водитель подвергается санитарной обработке. Во всех случаях следует вымыть с мылом руки, шею и лицо. При этом особое внимание обращается на чистоту ногтей и складок кожи. Кроме того, обязательно должен быть промыт нос и прополощен рот. На пунктах специальной обработки производится удаление радиоактивных веществ с поверхности всего тела, что лучше всего достигается мытьем с мылом под душем. Можно также вымыться в реке, выходя из воды против течения. При раздевании перед санитарной обработкой следует очень осторожно снимать одежду, чтобы радиоактивная пыль не попала на тело. Одновременно с санитарной обработкой водителя подвергается дезактивации и его обмундирование: выколачивается щетками или пылесосом. После этого обмундирование подвергается дозиметрическому контролю. В условиях современной атомной войны особую опасность для заражения человека представляет вода, поскольку при заражении радиоактивными веществами она не очищается от них путем кипячения. Дезактивация воды производится путем специальной фильтрации. Поэтому пользоваться водой, особенно для питья, можно только из проверенных водных источников. Таковы основные сведения по противоатомной защите, которые должен знать каждый водитель, а также личный состав, обслуживающий автотракторную технику.ГИДРОВАКУУМНЫИ СЕРВО-ТОРМОЗПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ увеличение интенсивности и плотности движения в городах, а также рост максимальных скоростей автомобилей вызывают необходимость в дальнейшем повышении технических требований предъявляемых К тормозам. Это касается не только тормозного момента, отвода тепла и надежности действия, но и затрат усилий на приведение тормозов в действие. Поэтому все шире применяются, особенно на грузовых автомобилях, различного рода серво-тормоза. Обычно для этих целей служат пневматические гидротормоза. За последнее время был опубликован ряд конструкций гидравлических серво-тормозов, однако большинство из них находится еще в стадии развития. Одной из последних и наиболее совершенных конструкций является новый гидравлический серво-тормоз западногерманской фирмы ATE, выпускаемый серийно с октября 1956 года. Он представляет собой вакуумно-гидравлический аппарат, в котором в качестве источника дополнительных усилий используется разница давления во всасывающем трубопроводе (т. е. вакуума) и давления окружающего воздуха. Это дополнительное усилие повышает производимое нажатием тормозной педали давление в главном тормозном цилиндре и, следовательно, в цилиндрах колесных тормозов Серво-тормоз состоит из трех основных частей: вакуумного цилиндра. вспомогательного главного цилиндра и распределительного клапана, объединенных в один компактный агрегат. В гидравлическую систему серво-тормоз встроен между главным тормозным цилиндром и цилиндрами колесных тормозов; с всасывающим коллектором двигателя он соединен вакуумным трубопроводом, диаметром 9 мм.Общийвид гидровакуумного серво-тормоза.Дополнительное усилие, создаваемое сепво-топмозом, настолько велико, что для приведения тормозов в действие достаточно легкого нажатия ногой на педали. В случае потери по каким-либо причинам вакуума в системе серво-тормоза торможение автомобиля осуществляется нормальным образом; гидравлическое давление, создаваемое тормозной педалью в главном цилиндре, будет непосредственно передаваться на колесные тормоза, т. е. серво-тормоз будет работать. как обычный гидравлический цилиндр. (Соб. инф.).17