28
29
fXsfw^c****^ВОДОВИХРЕВЫЕ ТОРМОЗА НА АВТОМОБИЛЕМногие специалисты автомобилестроения считают, что при современном развитии автомобиля колодочные тормоза достигли предела своих возможностей и дальнейшее развитие их конструкции практически не имеет смысла. Применяемые в последние годы методы усиленного отвода тепла — устройство ребер в так называемых «турботормозах». принудительный обдув тормозов и др. — значительно повышают их стоимость, обеспечивая лишь частичный эффект. Это относится также ик дисковым тормозам. Известно, что и те и другие способны обеспечить надежное и почти мгновенное торможение; с их помощью можно достичь в 8настоящее время замедления до 6 м/сек , что вполне практически достаточно, чтобы исключить возможность наезда при холодных исправных тормозах. Однако эти качества тормозов резко падают при длительном и частом торможении (на спусках, при интенсивных транспортных потоках и пр.), причем в результате перегрева приведенный выше показатель мгновенного торможения тоже резко ухудшается. В ряде стран за последние годы стали прибегать к третьему (кроме ручного и гидравлического) способу торможения — моторному тормозу. Так, в ФРГ подобными тормозами сейчас оборудуются все автобусы весом более 5,5 тонны и все грузовики и автопоезда общим весом более 9 тонн. Во Франции конструкторы пошли по другому пути. Так, например, фирма «Замм» разработала оригинальную конструкцию автомобильного водовихревого тормоза, получившего наименование «децелератор», т. е. «замедлитель скорости». Этот новый водовихревой тормоз представляет тем больший интерес, что он уже практически испытан на пробной серии грузовых автомобилей. Новый тормоз (рис. 1) имеет некоторое сходство с гидротрансформаторами, устанавливаемыми в системе гидродинамических автомобильных передач. Он состоит в основном из трех частей — ротора и ДВУХ половинок статора (рис. 2). Приводимый от карданного вала ротор имеет по обеим сторонам лопатковидные ребра, причем в центральной его части некоторое число ребер выполнено сводчатыми. Статор. представляющий собой картер, состоит' из двух половин, внутренние полости которых также имеют оребрение. Ротор вращается на двух Рис. Iвается к стенкам картера; отсюда вода вновь отводится по трубопроводу 2в систему охлаждения двигателя. Ротор является, следовательно, и тормозом и одновременно насосом. Выделяемое в процессе такого торможения тепло, которое возникает от трения молекул воды друг о друга в рабочих камерах агрегата, отводится в систему охлаждения двигателя, либо в самый двигатель (при длительных спусках под гору, когда двигатель слегка переохлаждается). Таким образом, «гидравлический замедлитель» способствует также и поддержанию нормального температурного режима двигателя. Объем жидкости, поступающей в картер водовихревого тормоза, определяет тормозной момент, который действует на ведущую ось автомобиля. КоличествоДВУХМЕСТНЫЕМОПЕДЫМопеды, имеющие как правило, двигатели с рабочим объемом цилиндров не более 50 смЗ, выпускались до последнего времени исключительно как одноместные машины. Попытки увеличить их «пассажироемкость» приводили обычно к необходимости увеличения рабочего объема и мощности двигателя, что фактически стирало разницу между мопедом и малым мотоциклом.Рис. 1. В настоящее время двум фирмам удалось создать двухместные мопеды, не увеличивая рабочего объема двигателя. Западногерманская фирма «Дюркопп» выпустила в продажу новый мопед <Дианетта» (рис. 1), который имеет жесткую стальную штампованную раму с площадкой для крепления бензобака и широкие крылья мотоциклетного типа. Двигатель с рабочим объемом цилиндров 48 см 3и стартовым карбюратором обеспечивает мопеду скорость до 40 км/час. Эксплуатацию мопеда о двумя пассажирами весьма облегчает хорошо выполненная трехступенчатая коробка передач с тщательно подобранными передаточными; отношениями. Переднее колесо направляется длинным качающимся рычагом и имеет резиновую подвеску. Подвеска заднего колеса состоит из двух вертикально наклоненных пружин с гидравлическими амортизатооами. Шины размером 23 X 2,50 имеют усиленный профиль, рассчитанный на удвоенную нагрузку (от двух пассажиров). Тормоза имеют ребристые барабаны, отличающиеся хорошим отводом тепла.жидкости, а следовательно, и тормозной момент могут дозироваться водителем очень точно соответствующим открытием крана. На стоянках, однако, кран открывать нельзя, так как агрегат наполнился бы жидкостью и затруднил трогание автомобиля с места. Основные детали нового тормоза выполняются из алюминия и не оказывают существенного влияния на вес автомобиля. Они практически не подвержены из . носу, поскольку между статором и ротором нет никакого трения. Уход ограничивается лишь смазкой двух роликовых подшипников. Наличие описанного агрегата позволяет значительно увеличить среднюю скорость движения по трассам, изобилующим подъемами и спусками, так как водитель может вести автомобиль под гору, не прибегая к основным тормозам; в свою очередь последние, оставаясь холодными, сохраняют свою высокую эффективность н надежность для мгновенного торможения, благодаря чему можно не опасаться нарастания скорости автомобиля при езде под гору. Центральное действие нового тормоза исключает также возможность заноса автомобиля и блокировки колес. Испытания показали, что наличие «гидравлического замедлителя» положительно сказывается на основных тормозах, повышая их срок службы. Более благоприятное число оборотов двигателя и возмояшость ехать под гору не на промежуточных передачах, как обычно, а на прямой улучшает также и экономичность автомобиля. Фирма «Замм» выпускает свои водовихревые тормоза пяти типов для установки на различные автомобили общим весом от 5 до 30 тонн. Вес агрегата при этом изменяется от 23 кг (для 5-тонного грузовика) до 90 кг. Достигаемые моменты торможения колеблются от 60 до 250 кгм.Двухместный мопед выпущен также и фирмой «Виктория» (рис. 2). Он имеет двигатель с рабочим объемом цилиндроз 47 смЗ и степенью сжатия 6 , 5 : 1 . Мопед весит 60 кг. Двигатель развивает мощность 1,8 л. с. при 4650 об/мин. В этом мопеде обращает на себя внимание встроенная в раму четырехугольная фара, которая дает достаточно сильный рассеянный свет и значительно улучшает освещенность дороги при езде на мопеде ночью.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙРис. 2 подшипниках качения. Весь агрегат монтируется на раме автомобиля о помощью четырех силент-блоков (встраивается между коробкой передач и задним мостом путем укорочения карданного вала и подключается к системе охлаждения двигателя, рис. 3), соединяясь с ней посредством впускного 1и возвратного 2 трубопроводов, а также воздухоотводной трубки 3. Приведение агрегата в действие осуществляется из кабины водителя поворотом рычажка 4, управляющего краном 5. При открытии крана 5 охлаждающая жидкость (вода или антифриз) поступает в картер агрегата, где она оказывает тормозящее действие на ротор, вращающийся от двигателя. Вода перетекает по отверстиям в центральную часть агрегата, где она захватывается лопатками и благодаря центробежной силе отбрасыДИФФУЗОР «АУТОГАЗ»ние рабочей смеси в цилиндрах автомобильного двигателя. Между впускным коллектором ивпускным патрубком головки каждого цилиндра устанавливается дополнительный диффузор, ускоряющий поток рабочей смеси, поступающей в цилиндр. В результате этого в отверстия под диффузором засасывается свеж ий воздух, обеспечивающий лучшее перемешивание и сгорание рабочей смеси. Воздуховпускные отверстия каждого цилиндра пластмассовыми трубками соединены с небольшим воздушным фильтром, доступ воздуха в который регулируется заслонной, связанной системой тягс дроссельной заслонной карбюратора. К ак показали испытания, применение нового приспособления снижает расход топлива на 10—20 проц. при улучшении приемистости и повышении максимальной скорости со 117 до 133 км/час.С помощью этого приспособления, названного «Аутогаз», обеспечивается значительно более полное и быстрое сгора28 МОТОРОЛЛЕР «БЕРЛИН»Народное предприятие в Людвигсфельде (ГДР) завершило коренную модернизацию выпускающегося в последние годы мотороллера «Визель», которая привела фактически к созданию новой конструкции машины. 'Этот новый мотороллер, получивший название «Берлин», по своим параметрам значительно превосходит ряд современных европейских конструкций, в том числе такие, как «Весна» (Италия), «НСУ-Прима» и «Цюндапп-Белла» (ФРГ), «Пух» (Австрия), и др. По удельному же показателю веса, приходящегося на единицу мощности двигателя, «Берлин» лучше, чем «БСА-Тигресс» (Англия), «Ява-Чезет» (Чехословакия), «Хейннель-Турист» (ФРГ), «Чепель-Цимбора» (Венгрия) и др. мощность двигателя до 7,5 л. с. при 5 100 об/мин. Новинками в двигателе мотороллера «Берлин» являются также применение глушителя всасывания, хорошая защита двигателя от пыли и изменение схемы подвода воздуха к карбюратору. Корот кая резиновая воронка с «мокрым» воздушным фильтром теперь располагается с правой стороны заднего капота. Максимальный крутящий момент двигателя — 1,15 кгм при 3 500 об/мин. На мотороллере устанавливается четырехступенчатая коробка передач со следующими передаточными числами: I передача — 3',05 : 1; II передача — 1,805 : 1; III передача — 1,205 : 1 и прямая передача. Сцепление — многодисковое, в масляной ванне; передача от коробки на заднее колесо осуществляется роликовой цепью, срок службы которой значительно повышен применением резиновых элементов. Рама мотороллера — центральная, трубчатая; подвеска переднего колеса осуществляется с помощью «качающейся» передней вилки, спиральной рессоры и фрикционного амортизатора; подвеска заднего колеса — торсионная, на качающейся трапеции; амортизатор — гидравлический. Обе подвески снабжены, кроме того, резиновыми подушками. Мотороллер «Берлин» имеет два сиденья, монтируемые на одной общей опоре. При откидывании опоры в сторону открывается доступ к бензобаку емкостью 12 л. Учитывая, что эксплуатационный расход топлива (при скорости 60 км/час) составляет 3,2 л/100 Км/, а минимальный расход топлива — 2,8 л/100 км, можно считать радиус действия мотороллера равным 350 — 400 км. Собственный вес мотороллера с заправкой — 135 кг, допустимый вес с нагрузкой — 300 кг, скорость — 82 км/час. Габаритные размеры: длина — 2 080 мм, ширина — 650 мм, высота — 950 мм. База — 1 430 мм, просвет — 110 мм. Среди выпускаемых в Европе мотороллеров с двигателями до 150 см 3 нет ни одного, которые имели бы такую высокую мощность двигателя (7,5 л. с ) , характерную обычно для мотороллеров с двигателями 175 см 3 .МОПЕД «НСУ»Оригинальную конструкцию мопеда создала западногерманская фирма «НСУ». При двигателе с рабочим объемом цилиндра 49 емз мопед снабжен двойным седлом, имеет центральную трубчатую раму и выполнен наподобие «солидного» мотоцикла — с мощным рулем и закрытым облицовкой двигателем. Особенно обращает на себя внимание подвеска обоих колес мопеда. Передние и задние колеса снабжены спиральными рессорами и гидравлическими амортизаторами, причем на преднем колесе «ход» пружины составляет 82 мм, а на заднем 90 мм. Подвеска переднего колеса выполнена с качающимися рычагами.Силовой агрегат мотороллера«Берлин».На мотороллере «Берлин» устанавливается одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом цилиндра 143 см 3 (ход поршня 58 мм, диаметр цилиндра 56 мм). Охлаждение двигателя воздушное, принудительное при помощи осевого вентилятора. Продувка — возвратная. В целях повышения мощности двигателя увеличены сечения впускных клапанов (с 20 до 24 мм), повышена степень сжатия (с 7,5 : 1 до 8,1 : 1), что в сочетании с другими конструктивными мероприятиями позволило довестиДвигатель имеет принудительное воздушное охлаждение и развивает мощность 1.4 л. с. Степень сжатия — 5,7 : 1. На двигателе предусмотрен топливный фильтр и «мокрый» воздушный фильтр. Передача крутящего момента осуществляется через трехступенчатую коробку передач. Размер колес — 23 X 225. Вес мопеда — 70 кг. Допустимый общий вес (с учетом двойного седла, т. е. двух пассажиров) -• 230 кг.АМЕРИКАНСКИЙ ГОНОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ! ФОРМУЛЫНедавно было опубликовано сообщение, что в США создан, наконец, новый гоночный автомобиль I формулы, который примет участие в международных соревнованиях, а также, возможно, и в розыгрыше первенства мира по гоночным автомобилям. В первом своем варианте новый автомобиль имел форсированный V-образный восьмицилиндровый двигатель, который был предназначен одновременно и для установки на спортивный автомобиль этой фирмы. В связи с новыми регламентациями ФИА относительно рабочего объема цилиндров двигателей спортивных автомобилей, допускаемых к розыгрышу первенства мира, от этой идеи отказались, и сейчас для автомобиля изготовлен новый рядный 4-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 2,5 ли двумя кулачковыми валами, расположенными в головке двигателя (см. рис.). Питание двигателя (2) обеспечивается с помощью инжекторов, по принципу прямого впрыска. Компактный двигатель расположен горизонтально, что обеспечивает очень низкий центр тяжести автомобиля. Охлаждение двигателя — водяное, радиатор небольших размеров, тоже горизонтальный (11). Крутящий момент передается через многодисковое сцепление, 5-ступенчатую коробку передач и самоблокирующийся дифференциал (7). Тормоза передних колес выполнены с широкими барабанами (1), задний тормоз — центральный, дисковый (5). Передняя подвеска осуществляется с помощью составного треугольника рычагов и геликоидальных рессор (10), задняя подвеска (6) почти такая же, но имеет удлиненные геликоидальные рессоры. Каркас кузова (9) состоит из легких трубок небольшого сечения. Топливные баки помещены по бокам автомобиля. Кабина (4) достаточно широкая и комфортабельная. Руль (3) большой, установлен горизонтально.РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ С ПЕРЕМЕННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМВ США разработана конструкция нового рулевого механизма с переменным передаточным числом (см. рис.), выполненного по типу — глобоидальный червяк с двумя роликами. При движении автомобиля в прямом направлении ролики располагаются в средней части червяка и соприкасаются с ним внутренними бочкообразными поверхностями. При повороте рулевого колеса приблизительно на пол-оборота в любую сторону с червяком контактирует внешняя плоскость одного из роликов, в результате чего передаточное число механизма уменьшается. Максимальное передаточное число рулевого механизма — 20 (при движении в прямом направлении), минимальное — 12 (при повороте колес на максимальный угол). Ролики установлены на конических подшипниках. Новый рулевой механизм облегчает управление автомобилем, повышает его маневренность и облегчает самостоятельный возврат колес в нейтральное положение.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯАмериканской компанией Хаустон выпущены в продажу новые приспособления для облегчения пуска холодных' дизельных двигателей. Приспособление представляет собой миниатюрный генератор газа, в котором топливо нагревается, испаряется и смешивается с воздухом, образуя легко воспламеняющуюся горючую смесь. Приспособление обеспечивает пуск двигателя при температуре воздуха до минус 54° С. Оно не имеет ПОДВИЖНЫХ деталей, легко монтируется на двигателе и работает от напряжения 6 или 12 в.29