HAH НАУЧИТЬСЯ ВОДИТЬ МОТОЦИНЛ1. Педаль ножного переключения передач. 2. Вращающаяся рукоятка или маиетка опережения зажигания. 3. Кнопка сигнала. 4. Рычаг сцепления. 5. Рычаг декомпрессора. 6. Переключатель света. 7. Рычаг тормоза переднего колеса. 8. Манетка воздушного корректора. 9. Вращающаяся рукоятка дросселя карбюратора. 10. Рычаг ручного переключения передач. 11. Педаль тормоза заднего колеса.сли вы предварительно не овладели нехитрым искусством езды на двухколесном велосипеде, процесс обучения вождению мотоцикла окажется для вас сложным и небезопасным делом. Экипажная (ходовая) часть мотоциклаодиночки и велосипеда в принципе аналогичны. Более того, благодаря низкому расположению центра тяжести икон ­ структивному совершенству передней вилки управлять мотоциклом легче, чем велосипедом. Но у мотоцикла — мощный двигатель, муфта сцепления, коробка перемены передач. На управление этими агрегатами водитель на первых порах неизбежно будет затрачивать много внимания. Поэтому прежде всего необходимо овладеть элементарными навыками сохранения равновесия, непринужденного обращения с рулем и неотрывного наблюдения за дорогой. В правилах уличного движения оказано, что «первоначальное обучение езде на мотоциклах... должно производиться только на закрытых площадках». Значит, надо присмотреть такое место, где не движется транспорт, не ходят люди и не играют дети. Для этой цели пригоден любой пустырь, двор, тупик, спортплощадка, -если они малолюдны, поверхность их достаточно ровная и плотная, а размеры не очень малы. Чем меньше вокруг будет столбов, тумб, скамеек, заборов и канав, тем лучше. Приступая к езде, обучающийся должен иметь элементарные знания по устройству мотоцикла. Для учебных целей целесообразнее применять легкие машины с рабочим объемом двигателя не свыше 175 сма . Перед каждым занятием следует тщательно проверять техническое состояние мотоцикла. В летнее время рубашка мотоциклиста должна быть заправлена вбрюки , которые завязываются у лодыжек тесемками. Учиться управлять мотоциклом лучше всего в короткой куртке и сапогах. Зимой надо надевать ватную куртку, шапку-ушанку, валенки и обязательно теплые перчатки или рукавицы. Раньше, чем сесть в седло, очень полезно взять мотоцикл обеими руками за руль и, идя слева от машины, минут 10—15 покатать ее на площадке, поворачивая направо и налево, разворачивая и заставляя двигаться назад. С самого начала учебы нужно раз и навсегда усвоить основные элементы правильной посадки. Поставьте мотоцикл на подставку. Сядьте в седло, расположившись на самой широкой его части. Слегка согнутыми руками возьмитесь за руль, немного отведя кисти книзу. Локти при этом не должны быть разведены в стороны. Колени нужно плотно (но не судорожно!) прижимать к баку. Для этого на нем и сделаны резиновые наколенники — нигрипсы. Очень важным является правильное положение ступней на подножках-валиках. Совершенно недопустимо «вешать» каблук на подножку. В этом случае носок будет свисать вниз и может зацепиться за землю. Это особенно опасно при езде по пересеченной местности. Прямой в пояснице корпус чуть наклонен вперед. Голову надо держать прямо. Отработав посадку, снимите мотоцикл с подставки. Запустите двигатель и прогрейте его на умеренных оборотах. Пра-Евая рука в момент заводки должна лежать не на седле, а на ручке газа. Садясь на мотоцикл, зажмите рычаг сцепления и сразу отставьте правую ногу на полметра в сторону, слегка наклонив машину вправо. Это даст возмож ­ ность свободно действовать левой ногой при включении передачи, а зажатый в левой руке рычаг застрахует вас от рывка, если вы нечаянно заденете за педаль перемены передач. Для того чтобы, сидя на мотоцикле, тронуться с места, надо сделать следующее: рычагом на левой стороне руля полностью выключить муфту сцепления (если она не была выключена раньше); нажав на педаль, включить первую передачу; медленно поворачивая на себя рукоятку газа, увеличить обороты двигателя и одновременно плавно отпустить зажатый в левой руке рычаг сцепления. Как только машина тронулась с места, надо «сбросить газ», быстро повернув рукоятку от себя, снять левую руку с рычага сцепления и охватить ею ручку руля, поставить ноги на подножки. Следует помнить, что правая нога при трогании с места должна опираться о землю всегда, а левая — никогда. Не забывайте ио том, что ноги при движении надо ставить на валик упора серединой подошвы, иначе правой ногой можно прижать тормозную педаль. Совершенно недопустимо волочить ноги по земле: это и опасно и некрасиво. П ри трогании с места обучающийся обычно неправильно пользуется рычагом при включении муфты сцепления. Необходимо уяснить себе, что особенно плавно надо опускать рычаг в последней четверти его хода, когда машина вот-вот тронется. Если в самый последний момент рычаг бросить, то мотоцикл либо тронется с места рывком, либо двигатель его сразу заглохнет. Двигаться нужно как можно медленнее, поддерживая минимально устойчивые обороты мотора. Не следует свешивать корпусв сторону. Обучающийся ведет мотоцикл по кругу максимально возможного диаметра в левую сторону. После четырех-пяти кругов нужно сделать остановку. Для этого следует быстро повернуть рукоятку «газа» от себя и сразу же выключить сцепление,' плавно нажимая на педаль тормоза, остановить машину и поставить обе ноги на землю; подцепив снизу носком ноги рычаг переключения передач, передвинуть его осторожным движением вверх, на половину общего возможного хода, то"Н*~1-,18