15
16
17
ы уже рассказывали читателям о двигателе с оппозитным расположением цилиндров, который был спроектирован для советского микроавтомобиля (см. «За рулем» № 7, 1959 год). В той же статье упоминалось, что построены образцы V-образного двигателя такой же размерности (диаметр цилиндра — 66 мм, ход поршня — 54,5 мм). Конструкция его разработана в НАМИ под руководством инженера А. С. Айзенберга. Чем вызвано создание V-образного двигателя для автомобиля «Запорожец»? Какой конструктивной схеме следует отдать предпочтение? Четырехцилиндровый оппозитный двигатель хорошо уравновешен, и в этом отношении такая конструктивная схема является лучшей. Однако доступ к его цилиндрам при техническом обслуживании и ремонте затруднен. Д-аже для того, чтобы уда1 лить нагар или притереть клапаны , надо снять двигатель с автомобиля. В связи с большой длиной газопровода от карбюратора к головкам оппозитно расположенных цилиндров осложняется пуок двигателя зимой. При движении автомобиля по грунтовым дорогам в ненастную погоду крышки клапанных коробок, размещенные ниже пола моторного отсека, облепляются грязью, которая служит хорошей теплоизоляцией. Тем самым ухудшается охлаждение механизма газораспределения. Эти и ряд других соображений обусловили необходимость разработки конструкции V-образного двигателя с расположением цилиндров под углом 90°. При такой конструктивной схеме не только устраняются отмеченные выше недостатки, но и достигается увеличение дорожного просвета под картером на 30 мм. Четырехцилиндровые V-образные двигатели не получали распространения вследствие неуравновешенности момента сил инерции 1-го порядка. При проектировании двигателя для советской микролитражки конструкторы добились хорошей уравновешенности оригинальным способом. Уравновешивание достигается при помощи специального механизма,' состоящего из валика с двумя противовесами, вращающегося со скоростью коленчатого вала, но в обратном направлении. Такая компактная конструкция лишь в очень незначительной степени усложняет двигатель и не отражается на его габаритах. Чем отпличаются основные системы и механизмы V-образного двигателя от соответствующих систем и механизмов оппозитного? В V-образном варианте взамен фильтра тонкой очистки масла введена центрифуга, расположенная на коленчатом валу, в шкиве привода генератора и вентилятора. Она легко очищается и, по существу, не увеличивает веса силового агрегата. Помимо нее, в систему смазки входят также масляный радиатор и редукционный клапан. Система смазки — к ом ­ бинированная. Под давлением смазываются шейки коленчатого вала и шатунные подшипники, шейки распределительного вала, толкатели и коромысла. Принципиальные отличия имеет система охлаждения. Здесь осевой вентилятор, посаженный на вал генератора, отсасывает воздух из пространстваМ-ОБРАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬОдин из первых образцов V-образного двигателя испытываотся на стенде заводской лаборатории. Моторист И. Процрико регулирует карбюратор.МИКРОАВТОМОБИЛЯ „ЗАПОРОЖЕЦ"Ф. А. РЕППИХ, зам. главного конструктора Мелитопольского моторного завода между цилиндрами. Воздух, устремляясь в образующийся вакуум и проходя между ребер головок и цилиндров, усиленно их охлаждает. Небольшие ко ­ жухи затеняют те места, которые не нуждаются в интенсивном охлаждении. Нагреваемые же места имеют проходные сечения. Такая система обеспечивает равномерность охлаждения. Горячий воздух выбрасывается вентилятор ом из моторного отсека наружу через отверстие в его крышке. Детали цилиндрово-поршневой группы почти не претерпели изменений. То же относится ик головкам цилиндров. Они взаимозаменяемые и общие на каждую пару цилиндров. Механизм газораспределения отличается тем, что распределительный вал расположен над коленчатым валом, а не под ним, как в оппозитном двигателе. Более короткие и легкие штанги способствуют улучшению работы этого механизма. Значительно укорочен газопровод, благодаря чему уменьшается конденсация топлива и облегчен холодный пуск. Картер V-образного двигателя — туннельного типа, жесткий. При его изготовлении предусмотрена возможность литья в кокиль, а в последующем — и пресс-литья. Он имеет развитую нижнюю часть, где помещается 'масляный резервуар. Это обеспечивает дополнительное естественное охлаждение масла при движении автомобиля. И еще одно преимущество V-образного двигателя перед оппозитным. Владелец «Запорожца» сможет не только удалить нагар или притереть клапаны, но и заменить поршневые кольца и поршни, не снимая двигателя с автомобиля. Основные детали V-образного двигателя изготовлены из тех же материалов ис теми же допусками, что и детали оппозитного двигателя, и поэтому они в такой же степени надежны и износостойки. Коленчатый вал — чугунный, литой, сделан с большим запасом прочности. Несколько слов о работоспособности силового агрегата микроавтомобиля. В последнее время в иностранных журналах появились сообщения о том, что эксплуатация микролитражных автомобилей, несмотря на их относительно небольшую первоначальную стоимость, обходится в конечном счете не дешевле, чем малолитражных. Глазная причина этого — перенапряженность форсированного по оборотам двигателя с малым рабочим объемом. Нам приходилось часто слышать от автомобилистов-любителей, что для рабочего объема 750 см3 мощность 20 — 21 л. с. недостаточна. По их мнению, такой двигатель совершенной конструкции может развивать мощность порядка 25—27 л. с. Мы согласны с изложенным выше утверждением и не сомневаемся в том, что с такого рабочего объема можно снять еще большую мощность. Но в данном случае непременно придется пожертвовать долговечностью. Надо ли это? Советская микролитражка должна быть прочным, надежным и долговечным автомобилем личного пользования. Опыт испытания первых ее образцов показал, что двигатель мощностью 20—21 л. -с, полученной при 3850—4000 об/мин, и крутящим момент ом 4,5 кгм при 2000—2300 об/мин в сочетании с четырехступенчатой короб ­ кой передач обеспечивает хорошие динамические и экономические качества автомобиля. «Запорожец» легко развивает скорость 90 «м/час. Он разгоняется на 400 мс места лучше, чем «Мо-сквич-402», движется без рывков на IV передаче со скоростью 28—30 км/час и быстро, без провалов на этой же передаче переходит к максимальной скорости. Средний расход бензина за несколько тысяч километров пробега составил 5,15—5,40 л/100 «м. Советский .микроавтомобиль преодо-ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ^~3V-ОБРАЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ левает почти все подъемы на II передаче, а по проселочным грунтовым дорогам движется на III и IV передачах. Увеличив мощность двигателя, мы, к о ­ нечно, получим выигрыш в максимальной скорости примерно 8—10 км/час, но проиграем в пробеге без ремонта на один—два десятка тысяч километров. Высокая скорость «е стоит таких «жертв». Проведенные « 1959 году сравнительные испытания автомобиля «Запорожец» с обоими вариантами двигателя подтвердили преимущества V-образного варианта, который и решено устанавливать на микролитражный автомобильТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАТип — карбюраторный, 4-тактный, V-образный Число цилиндров Диаметр цилиндра Ход поршня Рабочий объем Степень сжатия • Мощность 20 л. с. при 4000 об/мин 66 мм 54,5 мм 0,746 лКрутящий момент 4,5 кгм при 2400 об/мин Сухой вес 70 кгРис. В. Кобылинского.