Харькове, Москве, Ростове, в Ставропольском крае), там и работа идет хорошо: созданы удачные конструкции моделей, на которых установлены все союзные, а также республиканские рекорды. Некоторые организационные вопросы Н. СТРАХОВ, работы федерации, в том числе свяпредседатель Федерации автомотоспорзанные с предстоящим созданием рета СССР спубликанских федераций, подняли в своих выступлениях т. КИОЛПЕ («Даугаод назад началась перестройка ру ­ венство СССР по шоссейно-кольцевой ва», Латвийская ССР), Р. ЛАУР («Калев», ководства физкультурным движегонке. В ней приняла участие большая нием в нашей стране. Новый этап в Эстонская ССР), А. АКОПОВ (Украинская группа недавно созданных гоночных авразвитии физической культуры и спорта ССР), Р. ШУЛЬЦ (Грузинская ССР], томобилей. Наряду со старыми спороткрыл широкий простор для проявлеЕ. ГРИНГАУТ («Трудовые резервы») и др. тивными соперниками, представителями ния творческой инициативы спортсмеЦСК МОиДСО «Труд», на этот раз В частности, т. Киоппе высказался в польнов, для еще более активного участия стартовали гонщики «Красного знамезу того,- чтобы федерации было предообщественности в решении всех вопрони» (Белоруссия), «Калева» (Эстония), ставлено больше прав, чем это предусов спортивной жизни . В результате пеД ОСААФ (Грузия, Украина) и других сматривается положением. К сожалерестройки созданы федерации по мно ­ спортивных организаций. нию, докладчики в своем заключительгим видам спорта. ном слове обошли молчанием эти выК сожалению, автомобильный спорт Недавно при ЦК ДОСААФ СССР обсказывания. еще не стал подлинно массовым. Д ея ­ разована Федерация автомобильного и тельность большинства автомотоклубов Красной йитью почти во всех выступмотоциклетного спорта СССР. сводится в основном к подготовке отлениях на учредительном пленуме феТеперь, когда федерация учреждена, дельных спортсменов. Д аже .такие содерации прошла мысль о необходимоопределены ее основные цели и наревнования, как ралли, стартовать вко ­ сти включения соревнований по мотоправления « работе, уместно обратиться торых может, по существу, к аждый авциклетному спорту в программу III Всек итогам спортивного сезона минувшего толюбитель, не собирали большого чиссоюзной спартакиады. Поэтому бурныгода. Надо объективно проанализирола участников. П римером этому может ми аплодисментами было встречено совать недостатки и промахи с тем, чтобы служить ралли «Кавказ». Из-за плохой общение выступившего на пленуме предизбежать их в дальнейшем. Это должно информации и вследствие слабой подгоседателя ЦК ДОСААФ СССР т. П. А. способствовать решению главной задачи товительной работы в них было мало БЕЛОВА о том, что ЦКДОСААФ будет федерации — добиться быстрого подъеучастников, причем из городов Севернастаивать на включении мотоциклетма автомотоспорта и автомоделизма. ного Кавказа, где пролегала трасса, — ных соревнований в программу спарвсего несколько человек, видимо, р уко ­ такиады. Учредительный пленум едиИТОГИ СПОРТИВНОГО СЕЗОНА водители некоторых автомотоклубов неногласно принял решение по этому вопдооценивают значения соревнований на росу, и есть все основания надеяться, 1959 ГОДА регулярность движения. что в Союзе спортивных обществ приВпрочем, это касается не только автослушаются к голосу начинающей свою Прошедший сезон принес и радости и мотоклубов. Чем, например, м ожно деятельность федерации автомотоспорогорчения. П о результатам, показанным объяснить, что в первенстве страны по та. в соревнованиях, мы еще отстаем от ралли не участвовали команды РоссийВ своем коротком выступлении П. А. лучших зарубежных спортсменов, на что ской Федерации, Азербайджана и даже Белое заявил относительно критических правильно указал состоявшийся в ноябЛитвы, на территории которойпрохо ­ замечаний и различных конструктивных ре 1959 года III пленум ЦК ДОСААФ дили состязания. предложений, прозвучавших на пленуме: СССР. Но там, где добросовестно и акУ мотоциклистов соревнования были — Мы их внимательно изучим, с тем тивно, д ружнои сплоченно поработала более разнообразными, чем у автомочтобы не упустить ничего при решении общественность, — налицо новое и побилистов. С начала года они вышли на важнейших вопросов развития автомоложительное. ледяные дорожки . На большой спортивтоспорта. В 1959 году в занятия автомотоспорной арене стадиона имени В. И. Ленина В заключение председатель ЦК том и автомоделизмом было вовлечено в Москве встретились 76 сильнейших ДОСААФ пожелал собравшимся успеха много молодежи. Особо следует скагонщиков из 16 городов. Рост мастерв работе и выразил надежду, что вновь зать о создании новых самодеятельных ства показали не только столичные создаваемая федерация поможет подавтомотоклубов при предприятиях, учебспортсмены, но и мотоциклисты Уфы, нять автомобильный, мотоциклетный и ных заведениях, в крупных колхозах и Свердловска, Подольска. автомодельный спорт, выведет его на совхозах. Особенно знаменателен успех башширокую дорогу побед и достижений. Увеличилось количество спортивных кирских гонщиков. В этом большая заУчредительный пленум принял размероприятий и, что самое главное, чисслуга республиканского комитета вернутое постановление по докладу ло участников в них; было подготовлено ДОСААФ , который совместно сСою ­ Б. Ф. Трамма и утвердил Положение о больше разрядников, мастеров спорта, з ом спортивных обществ, опираясь на Федерации автомобильного и мотоцикчем в 1958 году. Отрадно и то, что полуобщественность, много делает для разлетного спорта. чили распространение новые виды совития мотоспорта. ревнований, что автомотоспорт из сеПленум избрал президиум федерации Большим праздником мотоспорта явизонного превратился в круглогодичный. в составе 21 человека. Председателем лось выступление мотоциклистов на федерации избран Н. В. Страхов, ответВ феврале 1959 года впервые были II Спартакиаде народов СССР. В шестиственным секретарем — В. В. Маржецпроведены зимние автомобильные ралдневных состязаниях на регулярность иий. ли на дистанцию 1860 км . весной Мо ­ хода стартовали команды всех союзных сковский автомотоклуб организовал Образованы также три основных кореспублик, М осквыи Ленинграда — ралли по маршруту Москва—Севастомитета ' федерации: автомобильный во всего 272 человека. Особенно удачно поль — Москва протяженностью 3000 км . главе с Л. Л. Афанасьевым, мотоциклетвыступали мотоциклисты Ленинграда, В этих соревнованиях состязались 80 авный (председатель М. В. Кедров), автоУкраины, Грузии, Армении, Казахстана и толюбителей на собственных автомобимодельный (председатель А. А. СлаРСФСР. лях. Плодотворность совмещения автовин) и коллегия судей (председатель туризма и автоспорта была доказана на Финальной шестидневке предшествоА. В. Карягин). практике. вали одно- и трехдневные соревнования на регулярность движения в республи* * Большое количество участников приках, краях, областях. Мотоспорт стал влекло лично-командное первенство * популярным там, где онем раньше не СССР по ралли, проведенное в июне на было слышно. Характерно, что на 2500-километровой дистанции. Итак, федерация создана и приступаII Спартакиаде народов РСФСР в числе Автомобильные ралли были проведеет к практической деятельности. Пожепобедителей трехдневки были спортсны также в ряде республик и областей, лаем же ей от всей души больших усмены Иркутской области, Хабаровского в частности в Узбекской ССР и Эстонпехов, слаженности в работе всех краяи Северной Осетии. ской ССР. звеньев, принципиальности и настойчиВпервые в стране в 1959 году разыв сентябре под Минскомв пятый раз вости в решении насущных вопросов грывалось лично-командное первенство было разыграно лично-командное перразвития автомотоспорта.ЗА ДРУЖНУЮ,Г2 ИНИЦИАТИВНУЮ РАБОТУСССР по ипподромным гонкам. К финалу в Одессе были допущены победители соревнований 33 зон. Всего в предварительных состязаниях участвовало несколько тысяч спортсменов. В октябре в Кишиневе более 440 мо ­ тоциклистов вышло на трассу первенства СССР по кроссу. Почти во всех классах машин произошла смена чемпионов. Из всех видов мотосоревнований впрошломгоду был незаслуженно забыт только мотобол . Но, конечно, этим не исчерпываются недостатки в развитии мотоциклетного спорта. Еще мало у нас уделяется внимания мотолюбителям-новичкам. Они слабо вовлекаются в спорт. Д ля них почти не проводятся простейшие состязания с открытым стартом, где любители могли бы выступать на собственных мотоциклах имо ­ тороллерах. Медленно растет мастерство наших ведущих гонщиков: ведь в первенствах СССР у нас обычно стартуют только спортсмены Москвы , Латвии, Эстонии и Ижевска и еще нескольких городов. Советский автомоделизм вот уже ряд лет" развивался и как спорт икак вид технического творчества. Всесоюзные автомодельные соревнования 1959 года привлекли автомоделистов 11 союзных республик, М осквыи Ленинграда. Следует отметить, что скорости моделей значительно возросли и стали достигать в отдельных случаях до 125 км/час. Автомоделисты установили 5 всесоюзных рекордови6 рекордов РСФСР. Впервые были проведены ралли автомоделей. Однако и автомоделизм не стал еще массовым занятием молодежи. Досаафовские организации, например При ­ м орскогои Хабаровского краев, Саратовской области, не уделяют ему внимания. Как ни странно, н о многие автомотоклубы стоят в стороне от этого важного дела. На международных соревнованиях по мотокроссу под Ригой, в которых участвовали сильнейшие кроссмены СССР, Чехословакии, Франции, Финляндии, Польши, Венгрии и Румынии, пять первых мест из семи завоевали советские спортсмены. Шоссейно-кольцевая гон ­ ка под Таллином прошла подзнаком преимущества мотоциклистов ГДР, Ф ин ­ ляндии, Чехословакии. Стартуя в сентябре на XXXIV мотоциклетной олимпиаде в Чехословакии, советские спортсмены стали обладателями 13 золотых, 2 серебряных и3 бронзовых медалей. Команда, выступавшая на мотоциклах марки «ИЖ» новых моделей получила золотую медаль «За первенство заводской марки». Советским мотоциклистам не удалось завоевать главных командных призов, хотя они и были близки к победе.. Но отдельные неудачи, к аки удачи, не должны нас дезориентировать. Накапливаемый в международных встречах опыт, крепнущие от соревнования к соревнованию мастерство и тактическая зрелость наших 'Мотоциклистов убеждают в том, что они имеют возможность встать в один ряд с лучшими зарубежными гонщиками. В 1959 году вступили в строй гаревые дорожкив городах Уфе, Ровно, Майкопе. ведется строительство таких сооружений в Ленинграде, Пскове, Тернополе, Риге и некоторых других горо ­ дах. Следует подчеркнуть, что уфимские спортсмены на практике опровергли бытующее еще кое-где мнение, будто мотогонки на стадионе портят легкоатлетическую дорожку . В Уфе на такой дорожкес успехом тренируются и соревнуются легкоатлеты, что позволяет более рационально использовать стадион. В Ровно гаревая дорожка была построена силами актива ДОСААФ при помощи партийных и советских организаций за два месяца. В Ленинграде, Грузии, Узбекистане, Львовской, Станиславской, А мурской , Архангельской, Рязанской, Томской, Тюменской областях, Северной Осетии начато сооружение мотодромов. Д СО «Калев» закончило строительство первоклассного автомотоклуба в Таллине (Пирита), имеющего хорошо оборудованные гараж, мастерские, учебные классы, библиотеку-читальню, медицинский кабинет, д уш , комнаты для приезж ающих . Неподалеку от столицы Эстонс кой ССР завершено сооружение новой кольцевой трассы протяженностью 8,64 имс шириной дорожного полотна 6-—8 м. На ней уже состоялись автомобильные и мотоциклетные гонки. Но всего этого недостаточно. Надо строить и строить — автодромы, гаревые дорожки , осваивать трассы для кроссов и многодневных соревнований, создавать нормальные условия для работы автомотоклубов, оснащать их гаражами, мастерскими, пунктами технического обслуживания. Для нормального развития автомоделизма, проведения испытаний и регулировок моделей необходимы кортодромы ; они должны быть вкаждом районе, тем более, что их типовой проект разработан Гипроспортом. Спортивной общественности нужно также добиться, чтобы секции икружки автомоделистов имели возможность приобретать в магазинах требуемые детали, узлы и материалы. Вопросы финансирования автомотоспорта волнуют и организаторов и спортсменов. Состязания в Риге, Таллине, Уфе, Ровно, Ленинграде и других городах убеждают, что автомобильный и, особенно, мотоциклетный спорт моВ кулуарах Дома культуры ВДНХ во время перерыва между заседаниями учредительного пленума федерации. . Фото Е. ТИХАНОВА.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И ФИНАНСИРОВАНИЕНаша промышленность создала за последнее время несколько новых хороших моделей мотоциклов — ИЖ-240, К-175, «Ява-ЦКБ». Но в целом мотоциклетная техника отстает от возросших требований. Плохое качество спортивных и гоночных мотоциклов Ирбитского, Киевского, Минского мотоциклетных заводов сдерживает рост мастерства спортсменов. Массовому развитию мотоспорта препятствует и то, что спортивных машин выпускается мало, а стоимость их велика. С автомобильной спортивной техникой дело обстоит еще хуже. Все гоночные и спортивные автомобили, представленные на соревнованиях 1959 года, были созданы в кустарных условиях энтузиастами автоспорта Ленинграда, Москвы, Эстонии, Украины, Белоруссии. Несмотря на грубую внешнюю отделку большей части этих машин, ряд кон ­ струкций представляет живой интерес. Например, автомобили в классе до 1000 см9 (в основном с мотоциклетным двигателем М-52) показали хорошую устойчивость, управляемость и развивали высокие скорости даже на скользкой дороге. Для дальнейшего развития автоспорта очень важно, чтобы в создание гоночных и спортивных машин включилась автомобильная промышленность и оказала спортсменам необходимую помощь. Автозаводцы же мало уделяют этому внимания. Завод имени Лихачева строит спортивные автомобили с рабочим объемом цилиндров двигателя, который чуть не вдвое превышает нор ­ мативы, установленные ФИА для спортивных автомобилей. А горьковские автомобилестроители вообще не участвовали в соревнованиях последних лет по автомобильному спорту.МЕЖДУНАРОДНЫЕВСТРЕЧИВ 1959 году наши спортсмены состязались не только между собой. Они не раз выходили на арену международных соревнований. Советские автомобилисты второй раз участвовали в ралли «1000 озер» в Фин ­ ляндии. На трудной дистанции они до ­ стигли более высоких показателей, чем в 1958 году. В ФИА упрекают ЦАМК СССР в том, что мы мало участвуем в международных встречах. В 1960 году мы проведем ралли «За миридружбу » , в которых собираются принять участие автомобилисты ряда стран народной демократии. Значительно расширились наши меж ­ дународные связи по мотоциклетному спорту. М ы принимали у себя чехословацких спортсменов вМосквеи Уфе. На ледяной дорожке наши гонщики про ­ демонстрировали высокое мастерство и победили зарубежных гонщиков. На гаревой дорожкев Уфе и Ровно первенствовали наши гости —' чехи и полтей. Видимо, нашим мотоциклистам нужно еще у них многому учиться. 1* жет не только самоокупаться, но и приносить доход. Там, где проведена соответствующая подготовка, хорошо поставлена информация и реклама, результаты были отличные. На шоссейноксльцезые автомобильные гонки под Минском, даже в плохую погоду, было продано 50 тыс. билетов. Если бы организаторы не просчитались, м ожно было бы продать в два раза больше. Проведению соревнований на основе самоокупаемости нужно уделять самое серьезное внимание.СССР проводить все ответственные соревнования только своими силами. Выход был найден за счет того, что в республиках, областях и городах местные организации взяли на себя проведение соревнований, используя только в самой незначительной степени помощь ЦАМК. Состязания, состоявшиеся в Риге, Таллине, Уфе, Ровно и других горо ­ дах, подтвердили, что на местах накоплен достаточный опыт и имеются кадры руководителей, которым по плечу решение таких задач.нов. Прикрепить к ним тренеров, заботливо растить их — благодарная и почетная работа. Учредительный пленум Всесоюзной федерации наметил контрольные цифры, которые должны служить ориентир ом для каждого спортивного коллектива. В 1960—1961 годах предстоит подготовить не менее 240 мастеров спор ­ та, а также большое количество спортсменов первого, второго и третьего разрядов. Нужно больше проводить соревнований. Это непременное условие подготовки разрядников, повышения их спор ­ тивного мастерства. На состязаниях автомобилисты, мотоциклисты и моделисты совершенствуют тактические приемы, воспитывают в себе необходимые морально-волевые качества. Различные соревнования надо проводить не от случая к случаю, а систематически. Спортивная общественность крайне обеспокоена тем, что Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций не включил в программу III Спартакиады народов СССР соревнования по автомотоспорту. Учредительный пленум федерации принял специальное решение, в котором осудил такое отношение к автомотоспорту и потребовал включения в программу III Спартакиады автомотоспорта. Президиуму федерации предстоит добиться осуществления этого решения. М ногое надлежит сделать и для расширения учебно-спортивной базы. Привлекая на помощь общественность и хозяйственные организации, необходимо добиться того, чтобы каждый автомотоклуб имел подготовленные трассы: для мотокросса, для одно- и много ­ дневных соревнований, для подъема на холм, а в районах, где бывает продолжительная зима, — д орожки для гонок на льду; при республиканских и областных клубах надо построить гаревые и земляные дорожки . В 1960—1961 годах предстоит провести паспортизацию и утверждение всех трасс автомобильных, мотоциклетных и автомодельных соревнований. Учредительный пленум поручил президиуму федерации внести предложения в ЦК ДОСААФ СССР иМосгор исполком о строительстве Центрального автомотодрома в Москве. Наши требования к промышленности в отношении создания машин сформулированы. Теперь дело за тем, чтобы настойчиво добиваться их удовлетворения. Вместе с тем нужно всемерно по ­ ощрять постройку, совершенствование спортивных и гоночных автомобилей, мотоциклов на местах. Надо будет укрепить и значительно расширить республиканские, областные (краевые), городские и районные судейские коллегии, повышать квалификацию судей на занятиях и семинарах. Организуя соревнования, следует про ­ являть максимум заботы об удобствах зрителей. Необходимо сделать все для того, чтобы обеспечить самоокупаемость состязаний, используя доходы от продажи билетов для нужд автомотоспорта. Объединение и сплочение сил общественности, спортсменов и организаций, оживление и подъем активности, инициативы в работе в центре и на местах —i такими путями пойдем мы кдо ­ стижению намеченной цели.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫВ ряде организаций ДОСААФ , Д СОи ведомств недолюбливают автомотоспорт. Отдельные руководители комитетов ДОСААФ вместо объединения спортивных сил, мобилизации общественности и соответствующей организаторской работы стали на путь администрирования, что не может не привести и уже приводит к отрицательным последствиям. Д ругие организации также не всегда уделяют достаточного внимания автомотоспорту. ЦСК МО культивирует его почему-то только в Ленинграде, Москве, Львове и Ташкенте, причем столичные армейские спортсмены плохо заботятся о передаче своего опыта молодежи и одноклубникам на периферии. ДСО «Трудовые резервы» воспитало немало способных мотоциклистов среди мо ­ лодежи, но ив этом обществе база для занятий спортом имеется лишь в нескольких городах. Д СО «Труд» проводит большую спортивную работу, но опять-таки лишь в Москве. К большому удивлению общественности фактически ликвидировали у себя занятия автомотоспортом ДСО «Спартак», «Динамо». Все это подтверждает необходимость и своевременность улучшения руководства автомотоспортом и автомоделизмом. Большое количество соревнований, и особенно международных, вызвало и некоторые «болезни роста». Так, серьезные затруднения возникали при ком ­ плектовании судейских коллегий даже в таких городах, как Москва, Киев, Таллин. Явно не хватает и судей по автомоделизму. Также неудовлетворительно ор ­ ганизована подготовка тренеров и механиков. Спортивный календарь 1959 года не давал возможности ЦАМК ДОСААФ Вперерыве между заседаниями . Ф ото Е. ТИХАНОВА.ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЦИИУчредительный пленум федерации ясно и четко определил, над чем предстоит работать в ближайшее время. Массовость — вот основа развития автомотоспорта. Особое внимание надо обратить на вовлечение в занятия мо ­ лодежи. Готовить ее к спортивным выступлениям призваны автомотоклубы, ДСО, ведомства, учебные заведения. Здесь необходимо сформировать юношеские группы по массовым видам автомотоспорта. Питомцы их должны обучаться, с тем чтобы участвовать в первую очередь в соревнованиях на регулярность движения, мастерство вождения, экономию топлива, в состязаниях по автомоделизму. Нужно широко популяризировать и больше проводить различных соревнований на собственных автомобилях и мотоциклах. , Следует ускорить создание в крупных первичных организациях ДОСААФ самодеятельных автомотоклубов. Это относится прежде всего к авто- и мотозаводам, авторемонтным предприятиям, к рупным автохозяйствам, учебным заведениям, РТС, совхозам и колхозам. Необходимо расширить «географию» автомотоспорта. Его нужно продвинуть в сельские районы, позаботиться об обучении спортсменов на селе. Настала пора развернуть активную деятельность республиканским федерациям, областным (краевым), городским, районным секциям автомотоспорта и автомоделизма, создание которых завершается в первом квартале. Всю свою работу они должны строить на демокра ­ тических началах, опираясь на помощь профсоюзных, комсомольских, досаафовских и спортивных организаций. В автомотоклубах, в том числе и самодеятельных, этой опорой станут советы содействия. Федерации и секции обязаны помочь комитетам и автомотоклубам, первичным организациям ДОСААФ, ДСО укрепить уже существующие и сформировать новые спортивные команды. На*до нацелить их на регулярное участие в соревнованиях, на борьбу за установление рекордов города, района, области, к рая , республики. Печать, радио, телевидение — все средства пропаганды целесообразно привлечь к популяризации местных рекордови местных первенств. С развитием массовости неразрывно связана другая насущная задача — рост мастерства спортсменов. Решить ее можно только общими усилиями организаций ДОСААФиДСО . Нет надобности доказывать, как важно вовремя заметить и поддержать молодых, подающих надежды слортсме-4