Перед запрессовкой наружного кольца конического подшипника в ступицу следует установить упорную шайбу толщиной 2 ( 5-°>°°G мм > Е е наружный диаметр — 61,5 мм, а внутренний — 52 мм. Возможна также замена в старой ступице обоих шариковых подшипников роликовыми. Для этого, кроме внутреннего роликового подшипника 21Р-3103020 (ГПЗ-7806У), необходимо установить упорную шайбу 21Р-3103032 и новый сальник 12-2401060-В вместо старого 20-3103038-Б. Перед установкой сальника в соответствующую выточку ступицы надо вставить втулку или ленту шириной 10 мм и толщиной 0,5 мм. Напоминаем, что в противном случае при переходе на роликовые подшипники приходится менять ступицу и тормозной барабан (см. двадцатое заседание «Клуба», «За рулем», 1965, № 8).® ^- ^ 6^yrioJg$?>^^%sщаsшщ5^a 1 -З^йвдоЩРис. 5. Дно маслоприемника; б — после изменения.изменения;«ЗАПОРОЖЦЕВ»...Работники Мелитопольского моторного завода, с которыми постоянно поддерживает связь «Клуб», сообщили нам, что владельцы «Запорожцев» обращаются на завод с однотипными вопросами, многие из которых представляют интерес для широкого круга автолюбителей. Начиная с сегодняшнего заседания, инженеры конструкторского отдела Мелитопольского моторного завода будут выступать в «Клубе» с ответами на эти вопросы. Первое слово — начальнику конструкторско-экспериментального бюро Б. Н. ПЯТКО. Какие свечи можно применять на «Запорожцах». Для двигателя «Запорожца» характерна высокая тепловая напряженность. Поэтому свечи зажигания работают в тяжелых условиях. Выпускавшиеся промышленностью до 1961 года свечи были рассчитаны на более легкие условия и на «Запорожце» перегревались. Их элементы быстро изнашивались. Впоследствии была разработана конструкция свечей, обеспечивающая бесперебойную работу двигателя на всех основных режимах и нормальный пуск. Такие свечи — А7,5У или более совершенная А7.5УС (А — резьба ввертной части диаметром 14 мм ; 7,5 — длина теплового конуса сердечника изолятора свечи вмм ; У — « у ралит » , материал, из которого сделан изолятор; С — «стеклогерметик» — материал, которым герметизируется центральный электрод). Сердечник свечи А7.5УС также надежно герметизирован. Свечи — А7.5УС и А7.5У предназначены для двигателей МеМЗ-965 рабочим объемом 746 см 3 . Для двигателей большей мощностиМеМЗ-966 (887 см 3 ) требуется несколько более «холодная» свеча — типа А6УС (с укороченным тепловым конусом сердечника). Ее следует устанавливать и на двигателях МеМЗ-966А. Зимой для этих двигателей (а также модели «966») можно рекомендовать свечи А7.5У и А7.5УС. Примерно соответствуют тепловой характеристике наших свечей А7.5УС и А6УС поступающие в торговую сеть чехословацкие свечи PAL-14-5-Z, PAL-14-225, PAL-14-240 (в порядке нарастания теплостойкости), а также венгерские MSZ-14-225. Равноценны им свечи «Bosch» W225T1, W225T7. Свечи А6УС и А7.5УС уступают перечисленным зарубежным только по внешнему виду, но не по эксплуатационным свойствам. По некоторым же показателям они лучше. Применение свечей, не соответствующих по тепловой характеристике дви-гателю МеМЗ, недопустимо. Это может привести к появлению калильного зажигания и даже прогару поршней. Что такое электронный стартер. Сведения рекламного характера об этом приспособлении, якобы снижающем (и даже намного) расход топлива, просочились через зарубежные технические журналы. Поставить на свою машину одну деталь — вставку в центральный провод высокого напряжения и тем самым снизить расход топлива, конечно, заманчиво. Однако экспериментальная проверка, проведенная на двигателях «Запорожца», показала, что «электронный стартер» практически не влияет на экономичность двигателя и не дает какихлибо преимуществ при пуске. * Этот «стартер» представляет собой своеобразный конденсатор, выполненный из чередующихся между собой подпружиненных четырех прямоугольных металлических шайб и тонких слюдяных прокладок (0,15 мм). Они собраны в корпусе, имеющем наконечник для присоединения провода высокого напряжения. В принципе введение во вторичную цепь системы зажигания нескольких последовательно соединенных разрядных промежутков увеличивает нарастание разрядного тока и его амплитудное значение. Можно предположить, что это улучшит работу изношенного двигателя, у которого часто «забрасываются» свечи. Необходима, однако, экспериментальная проверка. Завод наметил провести ее.«МОСКВИЧЕЙ»На тридцать восьмом заседании «Клуба» («За рулем», 1967, № 2) рассматривалась небольшая модернизация ходовой части автомобилей «Москвич» прежних моделей. Речь шла о замене шариковых подшипников ступиц передних колес роликовыми. При этом на цапфу стойка напрессовывают специальное упорное кольцо (403—3103040), которое входит в комплект новой ступицы с роликовыми подшипниками (403—3103950). Многие автолюбители, желающие провести такую модернизацию, обратились в редакцию с просьбой сообщить им размеры и технологию изготовления упорного кольца. Выполняя эту просьбу, приводим данные, которые сообщил инженерконструктор МЗМА А. А. НИКОЛАЕВ. Кольцо (см. рисунок) изготовляют из стали 50 ГОСТ 1050—60, закаливают и затем отпускают до твердости 32—40 по Роквеллу. Биение торцов кольца относительно внутренней цилиндрической поверхности не должно превышать 0,08 мм. Непараллельность же их — не более 0,025 мм. Соосность внутренней и наружной цилиндрических поверхностей не должна иметь отклонения более 0,1 мм. В адрес «Клуба» поступают также предложения автолюбителей с вариантами перехода на роликовые подшипники. Об одном из них надо сказать несколько слов, поскольку он может «соблазнить» кажущейся простотой. В. Остренский из г. Токмака использовал для изготовления упорного кольца внутреннюю обойму шарикового подшипника (деталь № 1 — см. рис. 2 на стр. 17 в № 2 журнала за 1967 г.), срезав и прошлифовав ее коническую часть. На первый взгляд — заманчиво. Однако лучше изготовить упорное кольцо заново. Объем механических работР.5<45°е двах СТПРОНУпорное кольцо. Эскиз для изготовления. здесь не на много больше, зато легко соблюсти требуемую параллельность торцев и их перпендикулярность посадочному месту. Надо учесть еще незначительную остающуюся ширину обоймы и знать, что, если она изношена, ухудшатся также условия работы сальника. Оба роликоподшипника можно применять маркированные без буквы «у». В этом случае вначале следует чаще проверять регулировку.13