ВЫРУЧИТ ЗАЖИМНОЙ НАКОНЕЧНИКСмело ездить не возбраняется. Мотоцикл — транспорт не для трусливых. Но смелость (не лихачество!) оправдана только тогда, когда мотоцикл исправен и беспрекословно подчиняется водителю. Многие из повреждений машины сопровождаются защитными последствиями. Откажет двигатель — не поедешь. Проколешь камеру — не покатишься даже на буксире. Когда же оборвется трос, а все остальное исправно, хоть с грехом пополам, но едут. Между тем водитель, даже если он отличный ездок и сообразительный механик, не сможет в опасной ситуации, в которую иной раз попадаешь за рулем мотоцикла, действовать наилучшим образом. Тросы — старинное устройство, известное еще с прошлого века. И «болезни» его прежние. У водителя, пренебрегшего профилактикой, трос может неожиданно оборваться (обычно около наконечника) из-за перетирания и усталости или непрочности его закрепления припоем. Для временного ремонта троса у водителя в сумке так же обязательно, как и инструменты, должноВам, молодые мотоциклистыгд „е §Ваббыть несколько подходящих быстро устанавливаемых наконечников. В этом случае ремонт займет несколько минут. А вот если их нет, то это будет уже не ремонт, а слезы. К сожалению, приходится наблюдать, когда кое-как загибают и обматывают медной проволокой колющие пальцы отдельные жилки троса, иной раз пуская в ход ногти и зубы. На рис. 1 показаны различные типы зажимных наконечников. Стальной наконечник «а» имеет большое и малое крестообразно просверленные отверстия и до малого отверстия распилен ножовкой. Края распила разведены зубилом. Наконечник надевают на трос, затем делят трос на два пучка, отгибают их под прямым углом в стороны и укладывают на дно прорези. При сжатии плоскогубцами или после удара молотком трос защемляется достаточно надежно. Наконечник « б » — д ругой конструкции. Он закрепляется на тросе впрессовыванием бокового клина. Р ис . 1. Типы зажимных наконечников: а — с крестообразными отверстиями; б — с впрессовкой клина; в — цанговый; г; д; е — с винтовыми зажимами. Рис. 2. Так соединяют оболочку троса. Р ис . 3. Наконечник: а — соответствующий гнезду; б — неверный вариант. Р ис . 4. Резиновый наконечник. Р ис . 5. Разделка троса перед пайкой.Цангового типа наконечник «в» также стальной, имеет конусное отверстие и два конусных сухарика с внутренней кольцевой насечкой, профиль которых соответствует толщине троса. Они-то при впрессовывании и зажимают трос. Наконечники «г», «д» и «е» с винтовыми зажимами можно сделать и из латуни. Важно только, чтобы они имели прочную резьбу, а торец стального винта был закруглен и не перекусывал при завинчивании жилок троса. Для этой цели у наконечника «е» между винтом и тросом устанавливают защитный вкладыш. Хотя все конструкции достаточно надежны, однако срок службы троса при таком способе закрепления все же несколько меньше, чем при установке на припое. Этим, вероятно, объясняется то, что большая часть мотоциклов выпускается с пропаянными наконечниками тросов, хотя прежде на многих из них они были оборудованы винтовыми зажимами. В случае, если трос потеряет подвижность, например, из-за случайного защемления оболочки передней вилкой, желательно не просто освободить его, приблизительно выровняв оболочку плоскогубцами, а удалить участок поврежденной оболочки (осторожно перепилить витки напильником и смотать с троса). Оболочку сращивают отрезком шланга от насоса или разъемной муфтой (рис. 2). В противном случае поврежденные витки оболочки быстро перетрут трос. Чтобы увеличить срок службы троса, необходимо, не говоря о смазке, уменьшить его изгибание и соприкосновение с оболочкой около мест закрепления. Для этого у него должен быть соответствующий гнезду наконечник (рис. 3, а) легкоподвижный в гнезде, а не гайка (рис. 3, б). Подвижность наконечника в гнезде улучшится, если установить на трос у наконечника трубочку или пропаять его. Чтобы предохранить трос от усиленного трения о край оболочки, на нее надевают резиновый наконечник (рис. 4) или отрезок резиновой трубки. Закрепляют наконечник не только припоем. Вы достигнете большей надежности, если перед пайкой разделаете воронкообразно конец троса. А в особенно нагруженные тросы сцепления и переднего тормоза забивают конец обойного гвоздя (рис. 5). Перед пайкой трос необходимо промыть растворителем для обелжиривания, а после пайки — водой для удаления остатков кислоты. Как видим, техника ремонта троса проста, если проявлена хотя бы минимальная предусмотрительность. Беспечным же водителям приходится иной раз привязывать к концу троса карбюратора носовой платок, а то и просто тряпку и, сделав, загубник, тянуть дроссельную заслонку движением головы. А если откажет трос сцепления — то ловчить: садиться на мотоцикл с ходу и как-нибудь переключать передачи. М. ГИНЦВУРГ20