12
13
В беседе под таким названием на пятьдесят пятом заседании «Клуба» («За рулем», 1968, № 8) раскрылись некоторые секреты коробки передач. После первой поездки коварных загадок, которые задает коробка, осталось намного меньше. Тему продолжает инженер В. Е. ТАБАКОВ. Вспомним, что поездку на необычной учебной «Волге» (все в коробке видно) совершают автолюбитель н инженер-автомобилист. Мы с вами тоже находимся в этой машине, наблюдаем происходящее и следам за разговором.Любитель. Думал я после поездки. Вот вы дали «прогазовку» и легко включили вторую передачу при сорока километрах в час. Уверен, что, когда нужно будет, сможете, к ак вь: говорили, так же бесшумно включить и при шестидесяти. Т ак что это, искусство? Или опыт? Мне ясно теперь, что если дать (угадать) нужный «газ», то можно шут я включить передачу. Больше того, мне кажется, тогда не понадобится второй раз выключать сцепление. Инженер. Вы поняли правильно. Владея «промежуточным газом», можно вести машину, вообще не выключая сцепления. Но — пока о главном. СКОЛЬКО ДАВАТЬ «ГАЗА»? И. Искусства здесь немного. Больше — опыта. Важно знать «направление». Л . Вот якак раз об этом: чем больше скорость, тем значительнее разность в числе оборотов, тем сильнее, значит, надо подкрутить. Помню, вы даже это сделали с запасом — шестерня вначале обогнала муфту. И. И какой от этого вред? Л. Скорее — польза. Пока второй раз выключали сцепление и подводили муфту, «система» совместно вращающихся деталей, а значит, и шестерня немного уменьшили скорость вращения. Я помню : система всегда теряет скорость вращения, к ак только выключаем сцепление при нейтральном положении. И. Можно назвать цифры... Л. Каково число оборотов муфты и шестерни при различных скоростях движения? И. Верно. Но лучше сразу разность этих чисел. Л . Конечно, это ближе к цели. И. Тогда давайте еще ближе. Давая «промежуточный газ», мы подгоняем шестерню второй передачи через ведомый диск. А он вращается в 1,77 раза быстрее. Л . Значит (опуская промежуточные расчеты), нам нужна одна цифра : какова разность в числе оборотов диска при какой-то определенной скорости движения машины, на передачах третьей и второй или, допустим, второй и первой, если потребуется переходить еще ниже на ступень.ЗАСЕДАНИЕ ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЕ12И. Можно только добавить, что этуто разность мы стремимся «ликвидировать», дав «промежуточный газ». Но довольно рассуждений. Вот я приготовил график... Л . Из которого все хорошо видно: например, берем точку — скорость автомобиля 20 км/час — идем вверх до пересечения с лучами III и II и находим, что разность между числами оборотов двигателя... И. ...а также и... Л . ...диска сцепления при движении на прямой передаче или на второй равна 500. А если нужно перейти на вторую при 40 км/час, то эта разность вырастает уже до тысячи. То есть график показывает (подтверждает) то, что мы видели на ходу : чем больше скорость — тем больше разность. И. Но цифры можно забыть... Л . И даже перепутать, а эти расходящиеся лучи так и остаются перед глазами. Да, а зачем вы подсчитали разность (1800 об/мин) для перехода на вторую при скорости 65 км ' ч ас ? Это когда надо применять? И. В основном на подъеме. Мы это на практике пройдем. А сейчас прод олжим разбор. Смотрите, к ак выстроились все увеличивающиеся стрелы: 400, 500, 1000, 1800... Они тоже напоминают, что, чем больше скорость автомобиля (15, 20, 40 и 65 км/час), тем больше разность между числами оборотов деталей, соединяемых при переключении передачи. Л. Да, очень наглядно. И находясь за рулем, не забудешь. Теперь вижу, почему вы требовали снижать скорость вплоть до 15 кмИчас, когда не включалась вторая : разность — всего 400 оборотов. Но я еще заметил интересные вещи. Стрелы между лучами второй и первой передач больше. И. ...значит... У Л. Значит, если, например, при скорости 20 км/час переходить с третьей на вторую, то диск (или двигатель) надо подогнать всего на 500 об/мин. Переходя же со второй на первую, «газа» надо дать вдвое больше. И. Причина в том, что разница между передаточными числами третьей и второй передач у «Волги» почти вдвое меньше, чем между второй и первой. У «Москвичей», например, имеющих также трехступенчатую коробку (моделей «400», «401», «402»'.]К на части автомобилей модели «407») эта разница еще значительней: в два с лишним раза. ^ ^ ^ 1 Если бы график был построен для этих машин, то лучи ПиI расходились бы еще больше. Чтобы сделать его обобщенным идля наглядности, я округлил цифры на стрелах. Но это зрительно. А на практике, чтобы хорошо I перекДв8чаться I щда большой разности передаточных чиКОРОБКА БЕЗ ЗАГАДОКсел соседних передач, требуется просто умение. Л. То есть нужна большая «подгазовка»? И. Да, пока мы разбираем технику переключения «вниз». И продолжительные выдеряски при переходах «вверх». В этом смысле при четырехступенчатой коробке переключать передачи легче (не говорим пока об основных ее преимуществах). у J~-^ Л. Понимаю так : при четырех ступенях «соседние» передаточные числа различаются меньше. И. Далеко ходить не придется. Если в трехступенчатых коробках «Волги» и упомянутых «Москвичей» - разность между передаточными числами последней (третьей) и предпоследней передач составляет соответственно 0,77 и 0,74, то эти же величины у четырехступенчатых коробок- ^«Москвичей» и «Запорожца», например, значительно меньше: 0,45 и 0,43. Интересная в этом плане деталь. В прошлом году некоторые английские фиЬмы переделали на пятиступенчатые бывшие четырехступенчатые коробки, оставив прежними их картеры. Из-за тесноты пришлось, конечно, откаазться от сихронизаторов, но это не повлекло значительных затруднений при переключении передач. Разница в передаточных числах стала малой'. У одной из коробок она выражалась так : 0,10; 0,24; 0,49 и 0,80. f Л . Но вы сказали : не повлекло значител&ЕЕЙх затруднений. Это ясно. Хорошо, что затронули синхронизаторы. Они ведь облегчают... И. Да, когда работают. Но, к ак видите, в этой машине их практически нет — изношены. И в вашей личной, думается, они тоже преждевременно вышли из строя из-за неумелого обращения. А кроме того, не все передачи даже в коробках легковых машин оборудованы синхронизаторами. Ч аще их из имеет первая, которой все больше приходится пользоваться при движении в нынешних плотных городских потоках. Таких машин у нас очень много, не говоря уж об автомобиляхветеранах (легковых и грузовых), где синхронизаторов нет. Нет ихиу некоторых самых современных многоступенчатых КОробоК. О НИХ МЫ ТОЛ iKO %гд уговорили. лшШг Зная основы правильного перек ъючения, вы дольше сохраните синхронизаторы, облегчите и ускорите процесс переключения. Сможете включать ] на ходу, при любой скорости движения, передачи, не имеющие синхрониз* торов. Л. Но мы отвлеклись. Давайте в|ерне»|ся к графику. Хорошо, продолжим. Смотрите, луч первой передачи J(I) заканчивается при таком1 ()203040 Очисле оборотов двигателя, как и второй и третьей (II и П1). И. Так. А на третьей это... Л. ...примерно 4700 об/мин, что соответствует максимальной скорости «Волги» — 130 км/час. И. А на первой передаче при таком числе оборотов двигателя какова скорость? Л. Сорок с лишним. Значит, без особого вреда можно на первой передаче двигаться со скоростью 40 км/час. Но я еще вижу, что, используя прием двойного выжима сцепления с «промежуточным газом», можно перейти с третьей передачи на первую так же легко и просто, как на вторую. Только надо дать еще больше «газа». Например, если это делать при тех же 20 км/час, то, сложив две стрелы (500 + 1000), получим рецепт: надо раскрутить диск быстрее на полторы тысячи оборотов. И. ...небольшая разница при выравнивании — в две-три сотни оборотов в минуту не создает трудности включения, не вызывает шума .и не вредна. Л. Но и это не все. Вижу на графике скобку. Значит, можно перейти на первую передачу с прямой при скорости движения, например, 40 км/час. Но зачем эта скобка поставлена? И. По графику перейти легко. Но на практике такой переход может осуществить водитель, привыкший вообще применят^ «двойной'выжим». Вот вы смело рассуждаете, когда сколько дать «газа»'. Но еще нужнн! опыт и привычка. ЛЬтом это переходит в автоматизм. Не'думаем же мы, сколько прибавить «газа» при трогании. И то надо сказать, что только в привычных условиях. У многих любителей глохнет мо•г тор, когда приходится трогать на мягком грунте, песке или в снегу. Второй раз они уже дают больше «газа». Но иногда видна и растерянность: в чем \J дело? И снова глушаЁ двигатель. Но вернемся к «подгазовке». На первых порах, пока не выработалась привычка, • • поможет график: он подска— жет, когда нужно больше «газа», а С*) когда — меньше. УшГ^Лк Л. Понял, еще раз спасибо. Но где же первая при сорока? Уверен, что это также что-нибудь полезное. И. И даже очень. Бывает, внезапно откажут тормоза. Спасение — тормозить двигателем. Но если перейти, допустим, на вторую передачу (в трехступенчатой коробке),' эффект слабый. можно спасти от если на первую т положение. Но это надо «пощупать» Многие водители XOTI раз в жизни таМ кое пережили, Ну, а теперь, если ре возражаете. двинемся дальше. Л. Зачем так бь|стро? Смотрите, только тронулись, и уже сорок... десят, а еще вторая... И. Перехожу на пр; :мую. Для вас та кой разгон необычен]? Ладно, сейчас сбавляем, следите, пожалуйста. Вот уже сорок... и... перехЬдим на первую выключаем сцепление, и рычаг — в нейтраль. Теперь рез!{о «газ» до пола! Снова сцепление, и первая входит... Л. Здорово. Вот мы почти остановились. И. Да. Для полной остановки следовало еще выключить тжигание. Л. Почему, включав передачу, вы снова добавили газ? И. Если просто отпустить сцепление получится сильный рывок. Не хоте-лось трансмиссию напрасно изнашишехода «...во избежание поломки шевать — очень велика разность в чисстерен». лах оборотов. Кстати, какова она? И. Не только хочется, а иногда просЛ. Я, конечно, не знаю. Но... коль то необходимо перейти на первую на скоро вопрос задан... Тогда обратимся ходу. На второй не тянет. А останок графику. Ну вот. Так и есть. При вишься — потом не тронешься. скорости 40 км/час на первой передаЛ. Вот именно. Но, кажется, проблече число оборотов двигателя примерно мы уже нет. Все равно с третьей ли, со 4500 в минуту. А на прямой... но, кавторой, или просто из нейтрального жется, прямая здесь ни при чем. положения, если знать примерно, сколько дать «газа», можно включить И. Правильно. Двигатель за время любую передачу. переключения значительно снижает число оборотов. Если сразу отпускать И. Вот именно. Смотрите. Трогаемся, педаль, разность может быть в неразгоняемся, вот уже десять, пятнасколько тысяч оборотов... дцать, переходим на вторую... Умение перейти через передачу вниз, Л. Двадцать. Давайте первую! включив ее при значительной скороИ. Даем: рычаг в нейтраль, «газ» сти, может также пригодиться при двибольшой, но не такой, как в прошлый жении по горным дорогам. Там машираз, и... входит первая. на быстро набирает ход и включить Л. Отлично. Конечно, по графику передачу нелегко. видно, что надо было меньше половиЛ. Однажды я видел, как грузовик ны «газа»: тогда разность была 3000, сначала медленно, затем все быстрее а теперь только 1000! катился назад. Что-то сильно заскреИ. Давайте разберем еще один жетало и затихло. Водитель пытался чай. Вот мы движемся, а рычи все-таки вырулить, но машина пошла зался в нейтральном положении (мало на тротуар и врезалась в стену дома. ли по каким причинам; так ведь чаК счастью, людей поблизости не было. сто бывает). Как включить передачу? ! И какую? .ri!0.5''' ' Как вы думаете, из-за чего такое произошло? Л. Думаю, если путь свободен и скоИ. Видимо, отказали тормоза. Скрерость достаточно велика, надо вклюжет — доказательство того, что водичить прямую. тель не растерялся и пытался вклюII. Не ниже какой, кстати? чить передачу. Наверно, он делал это Л. Вот уж не задумывался. А надо? не сразу, и машина набрала ход. лсли Если И. Да, надо. Движение при малых хотел включить первую, то бьии ^ Ш РВгоротах больше изнашивает двигапоздно. тель. Плохая смазка, вибрация. И для в№ трансмиссии мало хорошего. Особенно Л. А что надо было? ^ ^ этим злоупотребляют на прямой переИ. Надо было включать «задний даче. Но мне — на «Волге», к приход». Тогда, если даже пройдет время, меру, — ниже тридцати на прямой не можно облегчить включение, дав «проследует держать. И то, конечно, с мамежуточный гаа» и... лой подачей «газа». Разгон на второй, Л. ...и не стесняться при этом. если не спешу, веду за тридцать — до И. Правильно — очень большой сорока. «газ», и легко войдет «задняя». К сонсалению, об этом не все дуЛ. Конечно, скорость в таких слумают. Встречаются и профессионалы чаях всегда бывает большой. Ведь не (особенно ветераны, привыкшие к тисразу сообразишь, что надо делать. хоходным двигателям), которые любят Интересно, при какой наибольшей скопоскорее перейти на прямую и дальше рости движения можно с «подгазовнудно тянуть. Но мы опять разговокой» включить передачу заднего "хода? рились. Так вот коробка в нейтральИ. Давайте прикинем. Для той же ном положении, а скорость около со«Волги». Помнится, передаточное чисрока. Пробуем? ло заднего хода равно 3,8. Округлим его до четырех, а первой передачи Л. Пожалуйста: газ небольшой (по (3,11) до трех. графику видим, что на прямой при этой скорости двигатель делает около Тогда, если можем включить первую 1500 об/мин.). при сорока километрах, то этого же числа оборотов двигателя при «подгаИ. Правильно. Лучше довести призовке» хватит, чтобы включить «задмерно до 1800, но в конце концов тут, нюю», даже если машина наберет ход как мы уже говорили, аптекарская в тридцать километров (при одинакоточность не требуется. вом числе оборотов двигателя скорости Л. Ну, и включаем. автомобиля обратно пропорциональны И. Вошла хорошо. А если впереди передаточным числам). подъем или поворот? Л. Тогда — вторую. И. А какова разница в действиях? ВКЛЮЧАЕМ ПЕРВУЮ Л. Нужен больший «промежуточный БЕЗ ОСТАНОВКИ газ». Спросите, на сколько? Вот на ту стрелу вертикальную, что между лучаЛ. Вот мы справились с первой пеми II и III — н а 1000. То есть 1500 редачей — включили ее при сорока киплюс 1000 = 2500. Столько же полулометрах. Иногда хочется (или удобно) чится, если провести горизонталь от включить первую на ходу, пока машиточки 40 км/час — линии второй перена еще в движении, но шестерни рыдачи — на шкалу справа. чат — не получается. Мы, любители, обычно и не пытаемся ее включать. И. А если педаль до пола?! Даже в некоторых заводских инструкЛ. Тогда можно включить первую. циях рекомендуют включать первую Но при такой скорости это, как мы готолько при остановке машины или ворили, только в исключительных когда скорость упадет до скорости песлучаях.В двух беседах « К оробка без загадок» мы проанализировали работу коробки на всех передачах и разобрали взаимосвязьмеждучислом оборотов двигателя , «номером» передачи искоростьюмашины . Надеемся, ч тоэти беседы помогут автолюбителям техническиграмотнои более уверенно пользоваться трансмиссиейв различных условиях дорожной обстановки.ш О5060708090100110 120130^