ОБЫЧНЫЙ РЕЙС©L iiс :••;]Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. Георгадзе (слева) в Колонном зале Дома Союзов вручает коллективу автокомбината № 1 Главмосавтотрвнса орден Трудового Красного Знамени. Фого В. ХватоваНаграды Родины«За досрочное выполнение коллективом предприятия заданий пятилетнего плана, успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства наградить Горьковский автомобильный завод орденом Ленина». Это строки из Указа Президиума Верховного Совета СССР, опубликованного в печати. Второй орден Ленина, четвертая по счету правительственная награда, — такова оценка труда многотысячного коллектива горьковских автомобилестроителей. Удостоен третьего ордена Ленина Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева. Это тоже четвертый орден на знамени автозаводцев. Орденом Октябрьской Революции награжден Минский ордена Ленина автомобильный завод. Высокие правительственные награды вручены также ряду автотранспортных предприятий страны. Орден Октябрьской Революции — Донецкому автотранспортному предприятию 04661, орден Трудового Красного Знамени -*автомобильному комбинату № 1 Главмосавтотранса, Хабаровской автоколонне 1269, Ведовскому автотранспортному предприятию (Курганская область). Орден «Знак Почета» вручен Новосибирскому автокомбинату № 1 и Молодечяенской автобазе J4I 2 Министерства автомобильного транспорта Белорус* ской ССР. Редакция журнала «За рулем», его многочисленные читатели поздравляют коллективы автомобилестроителей и автотранспортников с высокими наградами Родины.Николай Яковлевич с нетерпением поглядывал на небо. Прямо над головой висели серые тучи, не предвещавшие хорошего дня и хорошей дороги. Раздражала его и медленная погрузка. ; Он посмотрел на часы, нетерпеливо бросил рабочим: — Что, быстрее нельзя? Но вот в кузове поставлен последний контейнер. Водитель принял груз, проверил упаковку. И в путь. Грузовик выскочил на магистраль. И тут неожиданно по кабине ударил дождь. Сразу стало темно. Усердный «дворник» едва успевал очищать лобовое стекло. Словно зеркало, заблестела полоса асфальта. Ехать стало труднее. Шофер сбавил скорость Ехал и думал, к ак бы только в Барановичах не закрыли переезд. А то ведь бывает: сбережешь время на погрузке, планируешь приехать раньше, а у переезда задержит какой-нибудь товарняк — и все труды насмарку. На этот раз все обошлось как нельзя лучше: переезд был свободен. Шофер улыбнулся. Снял висевший за спиной маленький транзисторный приемник, наж ал кнопку, и по кабине разлилась знакомая мелодия из хорошего старого фильма «Веселые ребята». И мгновенно нахлынули на бывалого шофера воспоминания... В 1940 году он, красноармеец Щербаков, нес службу в Брестской крепости, а подошла пора демобилизации — решил остаться в Бресте. Устроился работать шофером-киномехаником, обзавелся семьей. В воскресный вечер 22 июня 1941 года Щербаков должен был показать в одном из сел вот этих самых «Веселых ребят». У клуба уже висели афиши. Накануне вечером Николай получил киноленту и завез ее домой. А на рассвете 22 июня на Брест посыпались фашистские бомбы. Щербаков помчался в гараж. Возле него уже бегали люди. Кто-то посоветовал: — Гони машину в военкомат, т ам разберутся что к чему. По пути Николай заехал домой, в зял коробку с кинолентой — и к военкомату. В городе горели дома, появились убитые, раненые. До полудня машина простояла у военкомата, потом в нее погрузили сейф, еще какие-то тяжелые ящики и велели ехать по шоссе в сторону Минска. В кузов набились люди. Где-то километрах в двадцати за городом автомобиль попал под атаку вражеского самолета. Двигатель заглох. Все, кто был в машине, бросились к лесу. Побежал и Николай. Но вдруг вернулся обратно. Сейчас он так и не мог бы объяснить, зачем это он сделал — ловко метнулся в кузов, взял ящикс лентой, прыгнул на землю. Не сделал и пяти шагов, к ак машина загорелась. Невдалеке упала бомба. Взрывная волна оглушила Щербакова. Очнулся он < лесу. Была с ним ков робка с фильмом. Переночевал у одного крестьянина. Наутро пошел на хутор, где жила мать жены. Там в погребе, в потаенном месте, спрятал коробку с «Веселыми ребятами»... Потом леса, леса. Щербаков стал партизаном. Уже в Бресте, у Суворовского моста, Щербаков остановил машину. Он всегда, хоть на минуту, останавливается здесь, когда возвращается из далекой поездки. С этим местом уНиколая Яковлевича связано многое... Выполняя приказ командира партизанского отряда, Щербаков взрывал этот мост. Орден Красного Знамени — награда за выполнение боевого задания. Вот как это было. Медленно приближается к мосту телега. Два обросших крестьянина уныло покачиваются в повозке. Уже въехали на мост, к ак раздался окрик. — Хальт! Стой, значит. Подвода остановилась на мосту. Один из крестьян слез с повозки. Стал что-то объяснять часовому. Другой спокойно, будто раскуривая цыгарку, зажег бикфордов шнур и сбросил мешок с толом на мост. Потом выстрел, второй. Падающее тело гитлеровца, топот ног. А через несколько минут — оглушительный взрыв. Вода, земля, металл, щебень — все смешалось. Переполох в стане фашистов. Но партизан словно след простыл. Одним из них и был Николай Щербаков... Бодрит душу мелодия из «Веселых ребят»: «Легко на сердце от песни веселой»... И опять припомнилось. 1944 год, бои за Брест, встреча с бойцами Советской Армии, объятия, разговоры. Вместе дошли до того хутора. Разыскал партизан Щербаков спрятанную коробку. Лента с «Веселыми ребятами» оказалась целехонькой. Подвернулась солдатская кинопередвижка. Натянули вечером на стену хаты простыню и посмеялись' от души. Подарил Николай коробку солдату-киномеханику. Где теперь тот солдат? Может, тоже вспоминает «Веселых ребят», хутор и нас, партизан? Николай постоял еще немного у моста. А потом направился к машине. Вскоре он был на грузовой станции. — К ак доехал? — спросил диспетчер. — К ак всегда... Обычный рейс! — ответил Щербаков. Вот так и закончился этот один из многих рейсов шофера 2-й Брестской автобазы Николая Яковлевича Щербакова, ударника коммунистического труда. М. БУРЫЙ г. БрестL-.. л>_/8