АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ Финал Спартакиады и чемпионат СССР по авторалли Личный зачет. I класс (до 1300 смЗ): 1. Г. Штельмокас — Г. Машкаускас (Литовская ССР); 2. В. Сажин — И. Масляков (РСФСР); 3. И. Харитопуло — Р. Якштас (Литовская ССР). II класс (свыше 1300 до 1600 смЗ); 1. С. Брундза — А. Гирдаускас; 2. Л. Потапчик — Э. Повилайтис; 3. С. Алясюс — И. Грумадас (все — Литовская ССР). Ill класс (свыше 2000 до 2500 смЗ): 1. X. Мете — У. Мете (Эстонская ССР); 2. В. Ганин (Москва) — Т. Вуун (Эстонская ССР); 3. X. Салумяэ — Э. Сарап (Эстонская ССР). Командный зачет: 1. Литовская ССР; 2. Эстонская ССР; 3. РСФСР. Чемпионат СССР по кроссу на спортивно-кроссовых автомобилях (багги) 1 Личный зачет. Класс II (до 1300 см ): 1. А. Лось (Украинская ССР); 2. А. Зардыньш (Латвийская ССР); 3. Ю. Морозов (РСФСР). Класс III (свыше 1300 до 3 2500 см ); 1. Л. Рева (РСФСР); 2. В. Гуржеев (Москва); 3. А. Красотин (Украинская ССР). Командный зачет: 1. Украинская ССР; 2. РСФСР; 3. Латвийская ССР. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ Финал Спартакиады и чемпионат СССР по мотокроссу Личный зачет. Юноши. 125 смЗ: 1. А. Сикк (Эстонская ССР); 2. А. Авдеев; 3. А. Морозов (оба — РСФСР). Женщины. 125 смЗ; 1. О. Плесовских; 2. В. Коноба (обе — РСФСР); 3. М. Гаже (Латвийская ССР). Мужчины. 125 смЗ; 1. Ю. Худяков (Москва); 2. П. Рулев (Ленинград); 3. В. Попенко (РСФСР). 250 см3: 1. В. Корнеев (РСФСР); 2. В. Кавинов (Украинская ССР); 3. В. Худяков (Ленинград). 350 смЗ: 1. А. Овчинников (Москва); 2. В. Кавинов; 3. В. Попенко. 500 смЗ: 1. В. Худяков; 2. Р. Паурис; 3. А. Ефимов (оба — Молдавская ССР). Командный зачет: 1. РСФСР; .2. Украинская ССР; 3. Ленинград. Финал Спартакиады и чемпионат СССР по кольцевым мотогонкам •Личный зачет. Юноши. 125 смЗ; 1. А. Муйжниекс (Латвийская ССР); 2. Е. Бичковский (Белорусская ССР); 3. А. Радзиньш (Латвийская ССР). Женщины. 175 см3: 1. Л. Тулл (Эстонская ССР); 2. Л. Кузнецова (Москва); 3. 3. Решетника (Латвийская ССР). Мужчины. 50 смЗ; 1. А. Смертьев; 2. А. Епифанов (оба — Латвийская ССР): 3. В. Молодцов (РСФСР). 125 смЗ: 1. И. Щеголенко'в (Молдавская ССР); 2. К. Ошиньш (Латвийская ССР); 3. А. Максимец (Белорусская ССР). 175 смЗ «Б»: 1. А. Максимец; 2. И. Нестеров (Ленинград);. 3. И. Антонов (РСФСР). 250 смЗ «А»: 1. Л. Тээсалу; 2. М. Рейнуп (оба—Эстонская ССР); 3. Ю. Раудсик (Ленинград). 350 емз «А»: 1. Л. Тээсалу; 2. Ю. Преображенский (Эстонская ССР)3. А. Галанский (Украинская ССР). 350 смЗ «Б»: 1. И. Блумфельдс (Латвийская ССР); 2. А. Московка (Москва); 3. Ю. Раудсик. 500 смЗ с коляской: 1. А. Серопов — Д. Сказин (Украинская ССР); 2. А. Мельников — В. Седов (РСФСР): 3. В. Меркушин — В. Зайковский (Молдавская ССР). 750 смЗ с коляской: 1. А. Серопов — А. Игнатьев (Украинская ССР); 2. Т. Темпель — Э. Кууск; 3. X. Рейтель — К. Неухаус (оба экипажа — Эстонская ССР). Командный зачет: республики — 1. Эстонская ССР; 2. Латвийская ССР; 3. Украинская ССР; ДСО и ведомства — 1. «Иыуд»; 2. Вооруженные Силы; 3. «Даугава».ЗАЩИЩЕННЫЙЭтим материалом Ю. Н. ЗАРУДНОГО и Д. Г. ГУРБВИЧА заканчивается цикл статей о защите кузова, начатый в № 9. Как и раньше, здесь сперва даются рекомендации, применимые к автомобилям любой марки, а дальше идет речь об особенностях «москвичей». После сварки автомобильного кузова между его отдельными деталями образуются «карманы» и «короба», доступ к которым затруднен или отсутствует совсем, К таким местам относятся пороги и поперечины пола, лонжероны, стойки кузова, двери, усилители днища и другие скрытые от наших глаз полости. На их внутренних поверхностях из-за температурных перепадов конденсируется влага. Кроме того, через щели сварных швов и неплотности соединений сюда попадают пыль, вода, грязь и дорожная соль. Плохая вентиляция способствует продолжительному сохранению их и создает здесь благоприятную среду для возникновения и развития коррозии металла. В отличие от доступных для контроля поверхностей кузова скрытые полости коррозия разъедает незаметно и проявляется, как правило, слишком поздно, чтобы спасать пораженную ею часть кузова. Поэтому важно предохранять внутренние поверхности от коррозии, постоянно держать их в состоянии повышенной антикоррозионной защищенности. Защита скрытых полостей является одной из наиболее важных и сложных задач в комплексе работ по продлению срока службы автомобиля. Созданы консервационные составы, длительное время уберегающие покрытые ими поверхности от коррозии. Наносят их распылением. В настоящее время многие СТО располагают необходимым для этого оборудованием и способны высококачественно обработать основные скрытые полости кузова.Принципиальная схема установки для воздушного распыления антикоррозионного состава в скрытых полостях, применяемой на СТО, показана на рисунке. Ей можно пользоваться ив домашних условиях. Для защиты скрытых полостей следует использовать выпускаемый в нашей стране автоконсервант порогов — «Мовиль», специально разработанный для этих целей ПКБ «Союзбытхим» и ВНИИНП. Он обладает хорошими антикоррозионными свойствами, легко проникает в щели и сварные швы, даже через слой сухой ржавчины, обладает влаговытесняющими свойствами. «Мовиль» образует светло-коричневую воскообразную пленку, устойчивую к температурным колебаниям. Еще несколько слов о необходимом для распыления «Мовиля» оборудовании. Основой его может служить краскораспылитель, снабженный гибкой удлинительной трубкой с распылительной форсункой на конце. Конечно, для получения сжатого воздуха лучше всего использовать компрессор с редуктором, обеспечивающим давление до 4—6 атм. Все оборудование, показанное на рисунке, включая бачок для консерванта, должно выдерживать такое давление. Оно гарантирует быструю и высококачественную обработку машины. Некоторые автолюбители успешно приспособили для нанесения автоконсерванта в скрытые полости садовые опрыскиватели, снабдив их гибкими шлангами с распыливающими наконечниками. Нужно иметь в виду, что для доступа к внутренней поверхности некоторых скрытых полостей «москвичовского» кузова понадобится сверлить отверстия. Диаметр их нужно выбирать так, чтобы через них проходил удлинитель с распылителем, а после обработки можно было закрыть пробками, хотя бы полиэтиленовыми, от бутылок. Особое внимание следует обращать на подготовку защищаемых поверхностей. Они должны быть чистыми и сухими, в небольшом количестве допускается пыль и сухая ржавчина, но совершенно противопоказано наличие мокрых пластов ржавчины и грязи, так как «Мовиль» не сможет проникнуть через них к поверхности металла. Покрыв сверху грязь и ржавчину, он будет препятствовать их высыханию и только ускорит развитие коррозии. Внутренние поверхности порогов пола, лонжеронов и дверей кузова для удаления грязи можно промыть струей воды, разрыхляя грязь ершиком или кистью. При этом снизу в порогах нужно вынуть пробки из отверстий, чтобы через них стекала грязная вода. Большое значение в подготовке поверхности имеет сушка. Сварные швы и места соединения отдельных деталей кузова, образующих скрытые полости, сохнут гораздо дольше, чем их внутренние поверхности. Поэтому потребуется еще некоторое время, чтобы скрытые полости тоже высохли. Для ускорения процесса можно использовать бытовые рефлекторы, калориферы и радиаторы. Но не следует нагревать кузов до температуры выше 70° С. На этом подготовка скрытых полостей заканчивается. Для нанесения «Мовиля» в скрытую полость вставляют через отверстия гибкий удлинитель (шланг) с распиливающей форсункой. Его вводят поочередно в каждую сторону., причем включают распыление, только доведя до конца полости. Форсунку продвигают вдоль полости, вытаскивая удлинитель так, чтобы на поверхности образовывалось сплошное покрытие. Давление воздуха и скорость перемещения форсунки отрабатывают предварительно. Факел распыления должен быть 150200 мм в диаметре, При необходимости загустевший «Мовиль» разводят до требуемой вязкости уайт-спиритом или бензином. Его можно наносить на поверхность, ранее покрытую нигролом или другим маслом, а также консервантами, применяемыми на автозаводах. Попавший на наруж-• ••••••СПАРТАКИАДЫ И ЧЕМПИОНАТОВ КУЗОВную лакокрасочную поверхность кузова автоконсервант удаляют ветошью, смоченной уайт-спиритом или очистителем битумных пятен. • Чтобы «Мовиль» случайно не попал на внутреннюю обивку салона, сиденья и другие нежелательные места, а также, для облегчения доступа к скрытым полостям лучше всего заранее демонтировать все сиденья, снять обивку салона и багажника (панели обивки средней и задней стоек, обивку передней и задней частей боковины, обивку стенки багажника с термошумоизоляционной накладкой, обивку брызговиков, боковую обивку багажника, панель обивки задка багажника), кожухи пола, облицовки порогов и коврики, термошумоизоляционные накладки пола, обивку дверей, шумоизоляционную накладку капота. Несъемную обивку, приборный щиток, декоративные панели и стекла в салоне нужно закрыть бумагой, полиэтиленовой пленкой или тканью. Каждая из показанных на вкладке скрытых полостей «Москвича» имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробнее. 1. Пороги пола — это короба, внутри которых вдоль всего днища кузова идут две скрытые полости. Обрабатывают их как через отверстия в торцах со стороны задних колес, вынув резиновые заглушки, так и через отверстия вдоль порогов изнутри салона автомобиля. 2. Передние стойки кузова представляют собой короба сложной конфигурации. Внутренние поверхности их обрабатывают через технологические отверстия и окна в листовых усилителях на внутренней стороне стоек (при снятой обивке) и, частично, через отверстия под дверные выключатели плафона внутреннего освещения, для чего выключатели демонтируют, а если их нет, то вынимают заглушки, закрывающие отверстия. 3. Средние стойки боковины — вертикально расположенные- короба, внут-КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ4реннюю поверхность которых обрабатывают так же, как у передних стоек. 4. Задние стойки кузова и усилитель надколесного кожуха образуют скрытые полости сложной конфигурации. Обработать их внутренние поверхности можно частично через боковые проемы изнутри багажника, а также через технологические окна и отверстия в листовых усилителях на внутренних сторонах стоек (при снятой обивке). 5. Первая поперечина пола приварена под передними сиденьями. Внутреннюю поверхность ее обрабатывают через отверстие, имеющееся в верхней части. 6. Вторая поперечина пола расположена под задним сиденьем. Ее внутренняя поверхность полностью закрыта. Для обработки этой полости нужно просверлить в поперечине сверху два отверстия, отступив влево и вправо от продольной оси автомобиля на 100150 мм. 7. Третья поперечина пола расположена за спинкой заднего сиденья в проеме между салоном и багажником. Внутреннюю поверхность ее обрабатывают через имеющиеся по бокам щели. 8. Четвертая поперечина пола образует скрытую полость вдоль задней стенки багажника снизу. Обрабатывают ее через отверстия для электропроводки к фонарю номерного знака. Чтобы получить дополнительный доступ в полость поперечины, можно, просверлить отверстия в полу вдоль задней стенки багажника. 9. Поперечина рамы составляет вместе с лонжеронами подмоторную раму. Внутреннюю поверхность поперечины обрабатывают через отверстие для пусковой рукоятки, направляя распылитель влево и вправо. 10. Лонжероны рамы (левый и правый) служат основой подмоторной рамы и образуют с днищем кузова скрытые полости, которые обрабатывают через открытые задние торцы. 11. Передние усилители пола расположены слева и справа под изгибом пола вверх от передних гнезд домкрата. Образуемые ими скрытые полости полностью недоступны. Для обработки их нужно просверлить отверстия в наклонных частях пола между порогами и лонжеронами рамы, отступив от линии изгиба пола вверх на 30—50 мм. 12. Усилители днища (левый и правый) приварены к нему под салазками для крепления передних сидений. Их внутренние поверхности обрабатывают через открытые торцы. На последней модели «Москвич—2140» вместо усилителей днища сделаны жесткостные элементы на полу между салазками передних сидений и порогом пола. Внутренние полости этих элементов закрыты. Обработать их можно, рассверлив технологические отверстия, расположенные на задних стенках. 13. Лонжероны пола (левый и правый) служат несущей его частью и образуют с днищем скрытые полости. Внутренняя поверхность их недоступна. Обрабатывают полости через отверстия, специально просверленные со стороны багажника на участках пола, образующих с лонжеронами скрытые полости. Располагают отверстия на расстоянии 50—100 мм по обе стороны от втулки крепления заднего конца рессоры. 14. Щиты радиатора н гнезда фар образуют труднодоступные поверхности, и, чтобы добраться до них, нужно снять облицовку радиатора. 15. Наружные и внутренние панели дверей образуют полости, обработать которые можно через окна на внутренних панелях (сняв обивку). При этом нужно поднять вверх стекла, чтобы не испачкать их автоконсервантом. 16. Усилители капота и крышки багажника образуют с их панелями труднодоступные поверхности. Обрабатывают их через отверстия в усилителях. Конечно, защитить все скрытые полости без хорошего распиливающего оборудования невозможно. Тем не менее наиболее подверженные коррозии места можно обработать и примитивным способом. Например, полости дверей обмазывают «Мовилем» при помощи кисти; каждый порог заливают им же и разбрызгивают его затем по внутренней поверхности привязанным к концу длинной проволоки ершиком или матерчатым (поролоновым) пыжом. В конце концов, пригоден любой способ, лишь бы он обеспечивал главное — пленку антикоррозионного состава на защищаемой поверхности. После окончания работы все технологические и специально сделанные для обработки полостей отверстия Закрывают пробками. Только в каждом пороге заднее нижнее технологическое отверстие оставляют открытым для вентиляции и слива воды. Антикоррозионную обработку скрытых полостей проводят весной, летом или осенью при температуре воздуха не ниже +15° С и повторяют через годдва, в зависимости от условий эксплуатации. В промежутке постоянно следят, чтобы в обработанных местах не скапливалась вода. Регулярно очищают от грязи специально предусмотренные конструкцией отверстия для стока воды, например, в нижней части дверей ив четвертой поперечине пола. Следят за чистотой нижних отверстий в порогах И щелей внизу (в местах крепления передних крыльев к боковине кузова), через которые вытекает вода, попадающая в полости за грязезащитными щитками.Принципиа л ьная схема установки для воздушного распыления антикоррозионного состава в скрытых полостях: а — с нагнетательным бачком; б — с наливным бачком; 1 — манометр; 2 — воздушный шланг; 3 — краскора спыл итель; 4 — съемный наливной бачок; 5 — гибкий шланг с распылител е м; 6 — шланг для антик орроз ионного состава; 7 — нагнетательный бачок.«ЧАЙКА»Привести в порядок после путешествия палатку, тент или чехол для автомобиля дело трудоемкое и хлопотное. Да и" нелегко в домашних условиях придать снаряжению былую способность отталкивать воду. Московское производственное объединение «Чайка», идя навстречу пожеланиям большой армии столичных автомобилистов, ввело новый вид услуги — химическую чистку и пропитку водоотталкивающими составами текстильных автопринадлежностей и туристского инвентаря. Необходимые справки о работе службы химической чистки можно получить по телефонам 298-38-39 и 298-37-70.ТЕЛЕПРЕССТОРГРЕКЛАМА7