Одна из причин трудного пуска двигателя в зимнее время — недостаточная сила искры на свечах зажигания из-за падения напряжения в бортовой сетн автомобиля. Вызывается это тем, что по мере снижения температуры окружающего воздуха увеличивается внутреннее сопротивление аккумулятора и, соответственно, уменьшается количество энергии, отдаваемой батареей. Одновременно растет сила тока, потребляемого стартером, которому приходится преодолевать дополнительное сопротивление загустевшего на морозе масла. Кроме того, при небольшой частоте вращения коленчатого вала увеличивается время размыкания контактов прерывателя, а это ухудшает образование импульса высокого напряжения в катушке зажигания. Чтобы обеспечить в таких условиях надежное воспламенение смеси в цилиндрах, применяют разные устройства, сохраняющие достаточную интенсивность искрообразования (например, электронные блоки зажигания «Искра», «Электроника» и др.) или образующие многоразовый разряд на свечах. К числу последних относится реле, предложенное А. БЕЛОВОЛОВЫМ в январском номере журнала нынешнего года. Созданное на базе серийного реле-регулятора напряжения РР24, оно привлекло внимание многих читателей доступностью изготовления и достаточной эффективностью. Некоторые автолюбители, например В. Абашин из Томска, Я. Клявин из Калинина, уточнили схему этого прибора, львовянин Б. Дубинин успешно использовал реле Р102, а москвичи инженеры В. ФЛЕРИН ии В. ДУХИН собрали новый прибор из спаренных реле РС527 и РС702. Учитывая многочисленные просьбы читателей, повторяем более подробноКЛУБ •АВТОЛЮБИТЕЛЬописание первого варианта реле для многоискрового разряда и публикуем последний вариант прибора из двух реле.Переделка реле РР24Прежде чем вести разговор о приборе, должен сказать, что главным условием надежного пуска двигателя зимой является его исправность и подготовленность. Иначе никакие вспомогательные устройства не помогут. С наступлением зимы я заменяю в своем «Москвиче — 412» масла на зимние или всесезонные; строго регулирую уровень топлива в поплавковой камере карбюратора; снимаю подвижный контакт прерывателя зажигания, очищаю его ось, чтобы загустевшая летняя смазка не мешала ему работать; регулирую момент зажигания; немного круче подгибаю тягу, соединяющую воздушную и дроссельную заслонки карбюратора. Поскольку мне приходится ездить на небольшие расстояния — 1520 километров и аккумулятор не успевает восполнить затраченную на пуск двигателя энергию, увеличиваю ток заряда. Для этого при полностью заряженной батарее и больших оборотах двигателя натягиваю пружинку реле напряжения, чтобы амперметр показывал ток заряда, равный 5 А. Эти несложные операции помогают успешно эксплуатировать машину зимой. Теперь о приборе. Смысл его применения в том, что, будучи включенным в схему зажигания, как показано на рис. 1, он после размыкания контактов прерывателя, вызывающего основную искру на свече, формирует еще поток мощных разрядов, зажигающих смесь. Порядок переделки реле РР24 следующий. Удалите среднее реле (ограничитель тока) и все дополнительные резисторы. С реле обратного тока (РОТ) снимите обмотку из толстого провода. Оставшуюсяобмотку соедините с обмоткой реле напряжения, как показано на схеме. Надежно изолируйте якорь (подвижный контакт) РОТ от ярма гетинаксовой пластиной, снятой с удаленного реле. Прибор готов. В исходном положении контакты РОТ разомкнуты, контакты РН замкнуты. Для проверки реле присоединяем клемму 2 прибора к «плюсу» батареи, корпус — к «минусу». Контакты РОТ должны замкнуться, а контакты РН вибрировать с большой частотой, издавая звук зуммера. Частоту искрообразования регулируем, меняя натяжение пружинок. Теперь ставим прибор на автомобиль и соединяем его клеммы по схеме. При пуске двигателя рукояткой клемму 2 прибора надо соединить через выключатель с «плюсом» аккумуляторной батареи. Мокрые от переобогащения смеси свечи зажигания можно очистить, не снимая с двигателя. Соедините клемму 2 прибора с «плюсом» батареи, включите зажигание и медленно вращайте коленчатый вал рукояткой. Как только услышите «зуммер» — остановитесь и подождите 30—60 секунд. За это время многоискровой разряд очистит свечу. Поворачивая рукоятку, таким же образом очистите свечи других цилиндров. Прибор может работать на машине и летом.Новый приборПредлагаемое устройство собрано из двух продающихся в магазина?: реле — РС527 и РС702 (цена каждого — 1 руб. 50 коп.). Их можно смонтировать на одном основании и закрыть общей крышкой. Схема соединения показана на рис. 2. Устройство успешно прошло зимние испытания на автомобилях ЗАЗ—968, «Москвич—401» и «Москвич—412». Особенно эффективно оно, .когда контакты свечей покрыты нагаром или пленкой топлива. Этот прибор пригоден и для искрового розжига отопителя «Запорожца» вместе с любой 12-вольтовой катушкой зажигания. Как известно, такой розжиг требует тока всего 2—3 А вместо 20 А, потребляемого свечой накаливания, что сохраняет батарею от разряда. Варианты подобной системы и переделки свечи неоднократно описывались в журнале «За рулем» (например, 1976, № 1).Рис. 1 . Схема соединений реле и включения его в сеть автомобиля, предложенная А. Беловоловым: 1 —- переделанный реле-регулятор РР24; 2 — к атушка зажигания; 3 -~ прерыватель-распределитель; 4 — стартер; 5 — замок зажигания; 6 — аккумуляторная батарея.Рис. 2. Схема соединения двух реле: 1 — провод, присоединяемый к клемме низкого напряжения прерывателя или кат ушки зажигания; 2 — реле РС527; 3 — реле PC702; 4 " — , провод, подсоединяемый к Клемме СТ замка зажигания или к соответствующей клемме стартера; 5 —.провод, подсоединяемый к «массе». :8