Завод АЗЛК вновь будет выпускать… Что?

Завод АЗЛК вновь будет выпускать… Что?

Москва словам не верит. Точнее, верится с трудом. Неужели здесь возродят производство «Москвичей»? Увы. Начальник пресс-службы городского департамента промышленности Владимир Мироненко пояснил нам, что московское правительство планирует использовать площади завода для расширения производства ОАО «Автофрамос», но пока речь шла только о намерениях – никаких решений не принимали. Сейчас это единственный проект использования промзоны в Текстильщиках. А «старую территорию» скорее всего отдадут под автосалоны и офисы – цеха здесь рушатся на глазах и, скорее всего, пойдут на снос.

Что же думают сами заводчане? Заместитель главного конструктора завода Алексей Джигурда считает восстановление производства «Москвичей» нелегкой и экономически не оправданной затеей. Когда зимой 2001 года завод остановили, отключив от тепла и электричества, вода и морозы уничтожили львиную долю сложных инженерных сооружений. Все уцелевшее оборудование выставляют на торги. Оставшаяся от большого коллектива горстка сотрудников готовит документацию к сдаче в архивы, а завод – к конкурсной распродаже. И посвящает свободное время сборке на подъемниках бывшего Научно-технического центра последних штучных экземпляров «Москвичей». Для себя, для истории... Грустно.

Ведь бездействие АЗЛК – это не только огромные простаивающие территории и потерянные сотни рабочих мест… В первую очередь, это проблемы с запчастями для сотен тысяч людей, которые когда-то выбрали себе «Москвич». Недорогой в обслуживании автомобиль.

Но запчасти больше не производят. Сильнее всех от этого пострадали владельцы специфических «Святогоров» М-214145 – с мотором Renault, фарами Hella, приводами GKN. Первым бедствием стало воровство нетронутых ржавчиной капотов (они отличаются от стандартных «сорок первых»), которые затем всплывали на рынках, в газетных объявлениях и даже на прилавках бывших фирменных магазинов. Цены же новых капотов стали запредельными – сейчас за деталь просят от 13 700 до 16 000 рублей! (Происхождение этих запчастей туманно: возможно, их вынесли когда-то с завода или штампует «левый» производитель). За капотами последовали немецкие фары, французские радиаторы, вентиляторы и генераторы, элементы системы впрыска и управления двигателем... Наконец дошла очередь до автомобилей в сборе – «Святогоры» с хорошими кузовами угоняют все чаще. Можно предположить, что скоро угонщики возьмутся и за «Москвичи» в более скромных комплектациях. Тьфу-тьфу, конечно…

Но многие из тех, кого горе АЗЛК не касается, считают по-другому. Мол, «умерла, так умерла». Уж лучше – Renault. Хотя французы пока не приняли решение о расширении производства – это может произойти не раньше 9 февраля, когда новое руководство компании огласит новый план развития. Между тем, глава пресс-службы российского представительства Renault Ванесса Леви заметила: «У нас есть желание расширить существующие мощности – 60 тысяч автомобилей в год для России может быть и недостаточно». Естественно, что удобнее всего было бы расширяться на находящейся под боком территории «Москвича», однако напомним, все это еще только в отдаленных планах.

Если произойдет чудо, и на заводе будут-таки выпускать автомобили, то, скорее всего – импортные. А если импортные – то скорее всего Logan: вряд ли французы назовут свое совместное с румынами детище «Москвичом». А делать другие модели Renault в России пока не хотят.

Фото Дмитрия ЗАЙЦЕВА и Александра МИХАЛЕВА.

Подпишитесь на «За рулем» в