Семь нянек маршрутки

СЕМЬ НЯНЕК МАРШРУТКИ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

полезное действие

РЕЙД ЗР

СЕМЬ НЯНЕК МАРШРУТКИ

БРИГАДА "ЗА РУЛЕМ"

Между двумя этими фотографиями - всего два месяца. Первая сделана на полигоне: результатом проведенного журналом крэш-теста стала "смерть" двух манекенов.

Правый снимок - с места аварии на Киевском шоссе: "Газель" протаранила грузовик. Здесь страшная, уже реальная, цена - девять человеческих жизней. Следом с участием маршрутки произошло еще несколько ДТП - и вновь погибшие и раненые...

Велик соблазн воскликнуть: мы ведь вас предупреждали! Но этим ничего уже не исправишь. Куда важнее разобраться - почему происходят ДТП, исследовать такое явление, как "Газель"-маршрутка.

ПОЖУРИМ И... ОТПУСТИМ

Во время широко разрекламированной СМИ операции "Газель" мы отправились проверять маршрутки вместе с сотрудниками ОГИБДД УВД Юго-Восточного округа Москвы. Возле многих станций московского метро целые табуны "газелей", и нарушения инспекторы фиксируют буквально при осмотре каждой. Самое распространенное - отсутствие талонов технического осмотра. Что еще? Водитель открывает задние двери, и за ними обнаруживаются дополнительные сиденья. Перекрытым оказался аварийный выход!

Итог проверки десяти машин: два десятка нарушений, крупных и не очень, после чего всех водителей... отпускают с миром. "Ничего удивительного, - комментируют сотрудники ГАИ, - гораздо дешевле оплатить штраф, чем дважды в год проходить техосмотр. А снять номера мы не вправе. Можно вынести постановление о наложении штрафа в 50 рублей за неисправный огнетушитель, а заплатит его водитель или нет - уже на его совести. За внесение изменений в конструкцию автомобиля ответственность по КоАПу вовсе не предусмотрена..."

Меняем дислокацию и выбираемся на один из постов ДПС на въезде в город. При нашем появлении (!) постовые извлекают из ящика запыленную памятку по проверке пассажирских автобусов и берутся за дело. Они ежеминутно взмахивают жезлами, останавливая все проезжающие "газели". Никто из водителей не возмущается, все предъявляют приготовленные заранее документы - про милицейскую операцию не слышал только глухой. А вот что касается самих машин...

Краткие итоги операции "Газель" в Москве и области неутешительны. Всего осмотрено 9795 автомобилей. Талона о прохождении ТО не было у 569 (!) из них, неисправности, с которыми вообще-то ни при каких обстоятельствах нельзя выпускать автомобили на линии, - на 171 маршрутке, в 64 установлены дополнительные сиденья. А еще зафиксировано 3771 нарушение ПДД водителями. Управляли автобусами без категории "D" - 9 человек, без лицензионной карточки - 23, без путевых листов - 43, без медицинской проверки перед выходом на линию - 46. 208 водителей перевозили больше пассажиров, чем предусмотрено конструкцией транспортного средства (абсолютный рекорд - 25!). Добавим: привлечено к дисциплинарной ответственности 2813 водителей, 26 представлений направлено в транспортную инспекцию, у одной из транспортных компаний отозвана лицензия.

РЕЙД ПОСЛЕ РЕЙДА

Широко освещавшаяся в СМИ операция "Газель" закончилась. Но изменилось ли что-то для рядового пассажира маршрутки? Количество проверенных в милицейской акции машин и выявленных нарушений на расстоянии как-то не действуют. Страшные фото аварий - тоже: нас-то в тех "газелях" не было...

Были, господа! Мы все ездим в этих маршрутках, просто нам до сих пор везло немного больше.

Сразу по завершении рейда ГАИ сотрудники "За рулем" отправились в свой рейд. Нас заинтересовали в первую очередь подмосковные маршруты - они не столь "на виду", как столичные. Когда микроавтобус везет тебя и еще 14 человек, метаясь из ряда в ряд по забитой Ярославке, Волгоградке, Рязанке, ощущения совсем иные, чем при милицейском осмотре "газелей" на конечной остановке.

А теперь внимание! Из 16 автобусов, в которых проехали наши корреспонденты, только один (!) оказался заводским. То есть с числом мест 13+1 (пассажиры+водитель; см. таблицу). У всех остальных в салонах было от одного до трех лишних кресел, стульчиков, банкеток... Для смертников, надо полагать. Верх "передельной" наглости - "Соболь" с... 14 местами!!!

ФАКТЫ ПРО "КОНТРАФАКТЫ"

"Маршрутки опасны!" - в последнее время об этом не говорил только ленивый. ГАЗ отбивается от упреков в свой адрес: виноваты многочисленные передельщики, которые берут цельнометаллический фургон и городят из него такси-самоделку без согласования с заводом. И тут звучит слово "контрафакт".

Контрафакция - незаконное использование производителями товарных знаков других фирм-изготовителей аналогичной продукции с целью недобросовестной конкуренции. Результаты нашего рейда показали, что большинство московских и областных маршруток по планировке салона заметно отличаются от стандартного газовского такси ГАЗ-322132. Причем многие переделки совсем свежие и выполнены вполне на должном уровне. Похоже, кто-то всерьез занимается контрафакцией и под видом настоящего ГАЗа продает липовый?

Долго искать не пришлос: 15-местную маршрутку нам предложили в нескольких автосалонах. Пожалуйста, берите, это выгодней. А чтобы развеять сомнения в законности приобретения, по первому требованию выдали... копию "Одобрения типа транспортного средства", совершенно официального, со всеми подписями и печатями, на бланке Госстандарта России. Сей документ на государственном уровне легализует маршрутки-переделки.

Странный у нас закон. ГАЗ утверждает, что разрешений на переделку никому не давал. При этом машины переделывают, продают, регистрируют, выпускают на дороги, они попадают в аварии. А крайний кто? Правильно - ГАЗ! Народ считает, что все маршрутки выпускает именно он.

КТО ВИНОВАТ?

Взгляните на комментарии завода, ГИБДД, перевозчиков: налицо классический отечественный вариант, известный под именем "семь нянек".

Водитель "Газели" на среднем столичном маршруте может заработать в день 1000 рублей и больше. А если поставить дополнительно еще несколько сидений, да и в проходах разрешить пассажирам стоять? А если попробовать ездить быстрее? Очевидно, порочны сама система сдельной оплаты и практика приема на работу водителей, среди которых оказывается много неподготовленных. Да, за рулем маршруток есть и профессионалы, но... Почему только во время нашего рейда мы были свидетелями следующих нарушений: разговор по мобильному телефону и одновременно подсчет выручки (все - на ходу!), поворот под знак "Движение прямо" (ему здесь подчинялись даже рейсовые ЛиАЗы), перевозка стоящих (!) пассажиров... Про скорость, разметку и наглый стиль езды не стоит и говорить - кто ж на это смотрит? Может, сотрудникам ГИБДД стоит переодеться в штатское и просто поездить по самым "горячим" маршрутам? Острых ощущений будет предостаточно - гарантируем.

Транспортные инспекции заняты в основном коммерческой деятельностью, в том числе продажей лицензий, но кто и как их соблюдает, Минтранс, кажется, не особенно волнует. Маршрутками промышляют уже все кому не лень. В том числе, если верить эмблеме на борту, - "Мострансавто". Конечно, проще накупить дешевых "газелей", напихать в них пассажиров, как селедок, дать водителю план и навар сверху, чтобы у него под колесами земля горела и он носился по тротуарам... это проще, чем наладить толковое автобусное сообщение. В результате "газели" летят вереницей, одна за другой. Вот только что у них впереди? Задний борт грузовика?

В немалой степени в бедах маршрутных такси виноваты... клиенты. Почему мы покорно, бочком лезем в салон, где между сиденьями не помещаются ни ноги, ни руки; где дверь перекрыта креслами; где духота, потому что нет люка (обязательного на заводских машинах); где боковая дверь ходит в проеме, грозя распахнуться на ходу; где обивки шатких сидений стали уже липкими от въевшейся грязи? Из двух сотен наших попутчиков только один (вернее, одна) спросила билет... Остальным было наплевать, в чей карман водитель положит его 8, 10, 16 рублей.

...Помилуй бог, мы вовсе не за то, чтобы завтра с дорог исчезли "газели" с шашечками на борту! Мы просто хотим садиться в маршрутку, будучи уверенными в своей безопасности. А вы?

Рейд в разгаре, проверим всех.

Такие бумаги должны быть у каждого водителя маршрутного такси.

Здесь пассажир не пройдет! Дверь заблокирована штырем.

Штатная проводка, по словам водителя, не выдерживает температуры.

Выхода нет! Пассажирская "будка" без задних дверей.

Лишние сиденья и хлам блокируют запасной выход.

Целых два огнетушителя - и оба неисправны.

Планировка такси: а - заводского ГАЗ-322132 (13+1 место); б - автобуса 3240-0000015 (15+1 место; маркировка из Одобрения типа транспортного средства) "производства" одной из московских фирм.

С. Луговой, руководитель пресс-службы ГАЗа:

- Микроавтобус ГАЗ-322132 ("маршрутное такси") сертифицирован и имеет соответствующее одобрение типа транспортного средства. Такие автобусы полностью соответствуют правилам ЕЭК ООН по активной и пассивной безопасности. Причины же многочисленных трагедий - в неправильной эксплуатации автомобилей и в эксплуатации транспортными предприятиями переоборудованных автомобилей семейства "Газель" без соответствующего разрешения завода.

В. Ергаков, начальник автопарка столичной транспортной компании "Трансвэй":

- Действительно, большинство маршруток - переделки. Но не "кустарные"! Сегодня процветает несколько фирм, специализирующихся на переделке грузовых "газелей" в автобусы. С точки зрения автопредприятия, покупка такой машины - дело очень выгодное. Она не только дешевле заводской, но и более "пассажироемкая". Так, в микроавтобусе фирмы "Ирито" уже 14-15 мест. А если умножить два дополнительных места на месяц работы на маршруте, получается кругленькая сумма. Все автомобили приобретены в автосалонах, имеют нормальные документы, без проблем регистрируются органами ГИБДД и регулярно проходят техосмотр. Кроме того, их состояние проверяют сотрудники транспортной инспекции. Значит, на них можно перевозить людей. Какие, извините, вопросы к перевозчику?

В. Кирьянов, начальник Главного управления ГИБДД МВД РФ:

- Наши основные претензии - в адрес перевозчиков, особенно это относится к небольшим предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

...Следует отметить очень низкую дисциплину водителей, которые в погоне за выручкой систематически превышают скорость, нарушают правила обгона, перевозят пассажиров сверх числа, установленного техническими характеристиками автобуса. Часто к работе привлекаются иностранцы (иногда без регистрации и разрешения на работу), работающие по принципу "от колеса". Фиксированная сумма выручки должна ежедневно сдаваться владельцу автобуса, а все что "сверху" - идет уже в карман водителю. Кстати, злополучной маршруткой на Киевском шоссе управлял гражданин Армении (с национальным водительским удостоверением), а в салоне было 17 пассажиров...

Конечно, есть вопросы и к конструкции автобусов в целом, не только "газелей"... Хотелось бы видеть их более безопасными. Наверное, стоит в этой связи рассмотреть вопрос об обязательном их оборудовании современными АБС, а также ремнями безопасности.

Подпишитесь на «За рулем» в