Связующее звено

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

БУКСИРОВОЧНЫЕ ТРОСЫ

Сегодня наш разговор о буксировочных тросах. При покупке мы, как правило, полагаемся на житейский опыт, оценивая прочность веревки по ее толщине и по надписи на этикетке. Последнее, как оказалось, к прочности не имеет никакого отношения. Более того, купить буксир, удовлетворяющий даже совсем несложным требованиям Правил, невозможно. Нам, по крайней мере, так и не удалось - даже в Москве, где торговля особенно оживленна. Приходится выбирать меньшее зло из предлагаемых.

Напомним, длина троса должна обеспечивать расстояние между машинами в пределах 4-6 метров, а само связующее звено - обозначаться не менее чем двумя бело-красными флажками или щитками размером 200х200 мм со световозвращающей поверхностью.

Но то Правила, и относятся они к участникам движения, а никак не к производителям веревок: ведь ГОСТа нет! А значит, покупай бухту бельевой, экономно нарезай на куски и запускай в продажу. Главное - поставить на этикетке усилие разрыва... тонн эдак пять. Поди проверь!

Мы, однако, проверили, и не только прочность.

Отметим сразу: легенда о высочайшей прочности парашютных строп, альпинистских веревок и прочей полимерной экзотики лопнула при первом же испытании. Конкурентов стальному канату с равной площадью поперечного сечения мы не нашли. Толщиной с карандаш, он держит около двух тонн, синтетика - в пять-десять раз меньше. Зато при одинаковой массе выигрыш за синтетикой, к тому же она несравненно эластичнее, а значит, сглаживает рывки, удобна в хранении и в работе.

В продаже полно откровенного барахла, покупка которого - выброшенные деньги.

Вместе с тем, требованиям Правил дорожного движения и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации в полной мере не соответствует ни один буксир.

Конечно, если нужда заставит - срежете ремни безопасности, но не лучше ли заранее купить буксир? Ведь цена невелика - от 50 до 100 рублей, а места в багажнике почти не занимает. Трос, как и огнетушитель, возможно, никогда не понадобится, но пусть будет. На всякий случай.

1. Трос сшит из трех лент, есть два предупредительных устройства - красных флажка из нетканого материала, напоминающего промокашку. Заявленная прочность на разрыв 4000 кгс, реальная - 1200. Нитки, сшивающие ленты в пакет, затрещали и расползлись, едва нагрузка превысила 500 кгс. Материал лент хорошо впитывает влагу и после первой же лужи трос превращается в мокрую и грязную тряпку, высушить которую - большая проблема.

2. Этот кусок синтетической веревки тоже называется буксировочным тросом. Ни флажков, ни петель или крючков. Покупателю предстоит озаботиться этим самостоятельно. 3,5 тонны на деле оказались гораздо легче - всего 1,4. Впрочем, на этикетке лишь цифры без комментариев. Возможно, это не усилие разрыва, а рекомендуемая масса буксируемого автомобиля. Жесткий, почти не намокает, зато быстро замусоливается грязью, смыть которую невозможно.

3. Кто сделал этот буксир, тоже неизвестно. Скромняга мог бы назваться - трос-то не самый плохой. Длина в пределах требований Правил, усилие разрыва 2200 кгс, на концах простенькие, но вполне работоспособные карабинчики, даже красные метки есть, хоть и маленькие. Компактный в сложенном виде, почти не намокает, но вместе с тем мажется довольно быстро. Из всех буксиров этот самый жесткий, но его упругости вполне достаточно, чтобы гасить рывки.

4. Этикетка с десантной символикой и парашютом намекает, что этот буксир - настоящая парашютная стропа. Заявленное усилие разрыва - 2000 кгс. Есть сигнальные флажки и простенькие карабинчики. Фактическое усилие разрыва - 1050 кгс. Материал хорошо впитывает воду, быстро становится грязным, качество заделки петель крайне низкое - нитки затрещали, едва к буксиру приложили нагрузку, поэтому перед пользованием лучше петли завязать на узел.

5. Аналогичный питерскому "Бурлаку" полипропиленовый трос изготовлен ООО "КЭНВИС", Москва. Более тонкий, он, естественно, и держит меньше - 2600 кгс. Крючки выполнены грубо, закреплены надежным бесхитростным "коровьим" узлом, но со своим назначением вполне справляются.

Подкачала лишь длина - всего 3,8 м. Неужто жалко лишних двух метров веревки или цена их способна отпугнуть потенциального покупателя?

6. "Бурлак" питерской фирмы "ИнсТрума" вполне оправдывает название. Такая полипропиленовая веревка с петлями, заплетенными вразбежку, держит 3500 кгс, не намокает, не гниет, обладает хорошей эластичностью. Может быть укомплектована карабинами. Преимущества крученых веревок перед плетеными и лентами в том, что благодаря линейному касанию волокон они более долговечны в работе. Волокна плетеных веревок и лент касаются друг друга в точках, поэтому при динамических нагрузках быстрее перетираются. Есть у круглых крученых веревок и другие достоинства. При попадании под колесо они демонстрируют большую живучесть благодаря опять-таки частичному истиранию. На ленте же появляется проплешина по всей ширине, каждое волокно получает надрыв, после чего такой трос не жилец. Веревки в оболочке, лишившись ее, теряют связь между прядями сердцевины, из-за чего те начинают работать рассогласованно и быстро рвутся.

7. Импортное изделие неизвестного производителя из обещанных двух тонн выдержало лишь треть - 700 кгс. Крючки показали еще более скромный результат. Рекордсмен по компактности в рабочем состоянии - всего 2,7 м. Ехать на столь коротком буксире крайне утомительно и небезопасно. А уж тащить вашу легковушку согласится разве что водитель КамАЗа-самосвала: его рама безболезненно выдержит наезд.

8. Этикетка утверждает, что это автомобильный буксировочный канат, способный держать 3 тонны, на самом деле - только 1,2 тс. Для буксировки легковушки этого достаточно, но покупать нужно сразу два буксира, поскольку длина одного 2,77 м. Намокает, загрязняется, рвутся нитки заделки петель. Единственное достоинство - прочные литые крюки с надежными замками.

9. Этот коротышка (2,76 м), судя по этикетке, способен буксировать целый автопоезд. Заявленное усилие разрыва - 3 тс. Петли распустились уже при 250 кгс. Держались, что называется, на честном слове. Перевязываем их как следует - и буксир показывает совсем неплохие 2050 кгс. Материал каната - плетеная из лески трубка. Под нагрузкой угрожающе вытягивается. Не намокает, не собирает на себя грязь.

10. Очень похожий на образец № 9. Материал каната, крюки и даже упаковка аналогичны, но внутри каната протянуто несколько резинок, призванных удерживать его от провисания при буксировке. Это было бы очень удобно - канат не трется об асфальт и не попадает под колеса, но резинки при первом же приложении нагрузки полопались. Усилие разрыва этого образца всего

850 кгс.

11. Аналог модели № 12. Длина, флажки, конструкция - все в норме. Из обещанных 2,5 тс сделал только 0,7, но это все же не 27, а 28% плана!

12. И эта тесемка будет держать пять тонн? Уже при нагрузке 500 кгс нитки швов затрещали и расползлись. Предел прочности - 1380 кгс. Чемпион по самоуверенности - осилил лишь 27% от заявленного веса. Мягкий, белый, хорошо впитывает воду и грязь, которая не удаляется.

13. Сирота неустановленного происхождения. Судя по внешнему виду, относится к тросам буксировочным. Крюки разорвались при усилии 550 кгс, лента же выдержала 900. Намокает, быстро загрязняется и, однажды вытянувшись, к первоначальной длине не возвращается.

14. Производитель неизвестен. Если оценивать дизайн, то этот красавец - претендент на высшее место. Изящные петли и карабины, благородная цветовая гамма ремня. Но 500 кгс - его рекорд. А учитывая малую длину, этот буксир можно отнести к категории велосипедных.

15. Ремень безопасности выступает вне зачета. Если нет настоящего буксира, он - неплохая альтернатива. Два ремня с передних сидений обеспечат требуемую длину, а усилие их разрыва - 1550 кгс - вполне достаточно для легковой машины. Все-такилучше купить настоящий буксир.

Подпишитесь на «За рулем» в