Электрокорректор фар

ЭЛЕКТРОКОРРЕКТОР ФАР

ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ

ЭЛЕКТРОКОРРЕКТОР ФАР

Корректор фар - устройство, позволяющее сохранять неизменным положение оптической оси фар вне зависимости

от загрузки автомобиля. В соответствии с международными правилами № 48 ЕЭК ООН с 1 января 1997 года им должны быть оборудованы все выпускаемые автомобили.

Конструкция с гидроприводом, хорошо знакомая большинству наших автолюбителей, особой надежностью не отличается - два-три года, а иногда и меньше, и на поворот рукоятки перестает реагировать сначала одна фара, потом и другая. На дорогих иномарках чаще встречаются более надежные электрические корректоры. Аналогичный стоимостью

270 тыс. руб. с недавних пор выпускает в России ижевская фирма "Акситон". Познакомимся с ним поближе.

Юрий НЕЧЕТОВ

Электрокорректор включает в себя блок управления с кабелем и два исполнительных механизма - по одному на каждую фару. Он может быть установлен (в том числе и взамен штатного гидрокорректора) на автомобили марки ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК, ИЖ и другие, у которых в фарах предусмотрены специальные гнезда.

Инструкция рекомендует вначале проверить работоспособность устройства. Подключаем питание, причем сознательно путаем полярность - никакой реакции. Хорошо, считаем, что тест на "защиту от дурака" пройден - ничего не перегорает и не дымится. Теперь меняем полярность - электромоторы отвечают коротким жужжанием. Щелкаем переключателем блока управления. Ого! Усилие здесь "еще то", примерно как на переключателе каналов в каком-нибудь доперестроечном "Рекорде". Между прочим, ось переключателя - пластмассовая. Интересно, как долго она будет сопротивляться столь могучим усилиям? В какой-то момент один из приводов задергался, как эпилептик, с большой частотой двигая шток туда-обратно. Понаблюдав за этими конвульсиями секунд десять, делаем один щелчок переключателем - помогло, приступ прошел. Еще одно любопытное наблюдение: если к штоку приложить некоторое, даже совсем незначительное усилие, электромотор, как бы помогая вам, чуть "отработает" в нужную сторону. Такая предупредительность показалась излишней.

Для испытаний в качестве "носителя" была избрана редакционная "Ока" VAZ 1111. Штатного гидрокорректора у нее нет, но гнезда в фарах предусмотрены. Перво-наперво пытаемся извлечь из гнезд фиксаторы. Но за 80 тыс. км они залипли там весьма основательно. Кроме того, оказались лопнувшими пластмассовые рамки обеих фар. Делать нечего - пришлось их снимать. Отремонтировав с помощью паяльника рамки и освободив гнезда, устанавливаем отсоединенные от кабеля электроприводы и ставим фары на место.

Теперь - в кабину, монтировать блок управления. Место для него предусмотрено справа от рычажков отопителя. А вот отсутствие крепежа - гайки и шайб - явный минус. Испортив пару капроновых крышек для банок, вырезаем подходящие шайбы. С гайкой хуже - инструкция по этому поводу рекомендует "приобрести гайку М14х1,5 высотой 3-5 мм". Хотелось бы знать, пробовал ли автор совета обратиться с подобной просьбой в автомагазин? Поискав по гаражным "сусекам", нашли что-то похожее. Но, видимо, не совсем, поскольку попытка навернуть металлическую гайку на короткую пластмассовую резьбу окончилась печально - последняя оказалась, практически, нарезанной заново. Не менее трудновыполнимым было пожелание "приобрести ручку, соответствующую дизайну панели управления автомобиля". Не нашли даже "не соответствующую" и пока пользуемся просто шлицевой отверткой.

Прокладка кабеля проблем не вызвала, даже пятиштырьковые разъемы с герметизирующими резиновыми чехлами удалось без особых усилий протолкнуть в отверстие для основного электрожгута в передней стенке кузова. Теперь необходимо подключиться к бортовой сети автомобиля, а точнее, к цепи габаритных огней или ближнего света фар. Рассуждаем так: выключенные фары регулировать нет нужды, а ток в 30 миллиампер, потребляемый в дежурном режиме включенным напрямую корректором, за месяц стоянки "посадит" аккумулятор почти полностью. Но тут возникли некоторые проблемы: два 15-сантиметровых проводка выходят из кабеля почти посредине, в районе передней стенки кузова. С "массовым" проводом все ясно - его можно подсоединить к любому саморезу. А вот второй - "плюсовый" до переключателя освещения явно не достает. Можно подключиться к соответствующим реле, благо их целая гроздь висит поблизости. Но для этого нужна схема и кое-какое знание электротехники. Да и не на всех автомобилях реле расположены таким образом. В этом случае остается подсоединить провод к одному из тех выключателей, до которого его можно дотянуть. Например, к клавише обогрева заднего стекла, что мы и сделали. А ведь "красивое" решение лежит почти на поверхности - вывести провода питания к одной из фар и подключаться прямо к ее колодке.

Ну вот, вроде и все. Остается опробовать новое устройство. Щелкаем блоком управления и два пятна света на стене гаража послушно смещаются вверх-вниз. Левое, правда, чуть запаздывает, но не намного, всего на 2-3 секунды. Будем считать - приемлемо. Вся работа заняла около трех часов (половина времени ушла на ремонт фар) и по силам большинству автолюбителей, способных держать в руках паяльник.

Р. S. Ознакомившись с нашими замечаниями, представитель фирмы-изготовителя сообщил, что на момент выхода журнала многие недостатки будут устранены.

Подпишитесь на «За рулем» в