Куда пропал баланс?

КУДА ПРОПАЛ БАЛАНС?

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

КУДА ПРОПАЛ БАЛАНС?

НЕ ПУТАЙТЕ ВАЗ И "ТОЛЬЯТТИ". ИНАЧЕ КУПИТЕ НЕ ТОТ ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Двигаясь знойным летом в очередной московской пробке, поймал себя на мысли: дальше так нельзя. Автомобиль при торможении донимал странными звуками, которые раздавались откуда-то сзади. Неужели тормозному барабану конец? Причину искал недолго. Колодки нормальные, тормозные цилиндры работают исправно (даже странно), а вот барабаны, мягко говоря, не круглые! А не проверить ли, какие нам предлагает торговля?

Прошлись по магазинам, купили изделия трех производителей: владимирские, тольяттинские и АвтоВАЗа. Все похожи, если смотреть на расстоянии - метров с пяти. Для тестов взяли по два барабана каждого вида. Выбрали "классику" потому, что дефекты задних тормозов на "самарах" встречаются реже. Для родственников же "копейки" биение в барабанах - болезнь не массовая, но тяжело поддающаяся лечению.

Представители владимирского завода АРТ, узнав, что их продукция попадает на стол к экспертам, привезли барабаны нового образца и попутно сообщили, что изделия, купленные нами, недавно сняты с производства. Поскольку в продаже они есть до сих пор, решили проверить как новые, так и старые. Купленные в магазине мы так и назвали "старого образца", а присланные с завода - "нового образца".

БЕЙ БАРАБАН

На вазовских и владимирских барабанах приклепаны балансировочные грузы. Хорошо. На рабочую поверхность вазовских нанесено еще и консервационное покрытие. Замечательно. Только бы работали хорошо.

Проверка шла по трем параметрам: геометрия барабанов; статистический дисбаланс; влияние нагрева и последующего охлаждения на геометрические размеры.

Вопросы "по геометрии" возникли почти ко всем участникам испытаний. Если быть буквоедом, то только один из них - тот, что с АвтоВАЗа, - соответствовал требованиям чертежа. У остальных нашли отклонения. Некоторые можно простить, а некоторые - увы... Один из важнейших параметров - диаметр посадочного места. Если он увеличен всего на несколько десятых миллиметра, то возможны несоосная установка тормозного барабана на полуось заднего моста и "дробление" педали тормоза. По этому показателю провалились владимирские барабаны из магазина. Заводские же, как и ожидалось, оказались на голову выше. По несоосности посадочной и рабочей поверхностей в аутсайдеры скатились тольяттинские (не вазовские) барабаны. У них показатель почти в два раза выше, чем допустимый. Чем это грозит? Помимо ускоренного износа колодок еще и неприятными колебаниями в задней подвеске и трансмиссии. Очевидно, ремонтировать машину придется раньше.

Теперь оценим дисбаланс. Здесь серьезные проблемы снова у изделий из Тольятти. У одного из них величина выше предельно допустимой в 2,6 раза. Барабаны из Владимира первого "разлива" тоже не порадовали. У одного из пары зафиксировано более чем трехкратное превышение допустимого дисбаланса. Изделия от АвтоВАЗа и вторая партия барабанов из Владимира уложились в допуски (в пределах погрешности измерений).

Можно ли "вылечить" бракованные экземпляры? Предельно допустимый по требованиям ВАЗа дисбаланс - 2000 г.мм. Для его компенсации потребуется груз на барабане - 12 г или на колесном диске - 14 г. У владимирского барабана старого образца величина остаточного дисбаланса составляет 6250 г.мм. Это потребует навесить 37 г на барабан или 45 г на обод колеса. Повторить?

Вспомните, какие грузы вам последний раз монтировали на колеса при балансировке. Вы говорили себе, что колеса в порядке, ехать можно быстро. Или напротив, удивлялись: откуда биение, если все отбалансировано? Оказывается - не все. А что делать, балансировать свои тормозные барабаны на стенде динамической балансировки колес? Может, изготовители ответят...

ПОГРЕЕМСЯ?

Ну ладно, с балансировкой нелады, может, хоть со стойкостью к нагреву дела обстоят как надо. Проверим геометрические размеры барабанов после нагрева до 250°С во время торможения на стенде СТН-НАМИ.

Наихудшие результаты показали опять-таки тольяттинские изделия. У них нарушилась геометрия, что, по мнению экспертов, связано с плохим закреплением чугунного кольца в алюминиевой матрице. У одного из барабанов радиальное биение (завышенное и до испытаний, и после них) превысило допустимое почти в три раза. Остальные - в допуск вроде уложились, хотя и расположились на его границе. Лучше других проявили себя вазовские - оказывается, при надлежащем изготовлении барабанов термические нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации, почти не влияют на геометрические размеры изделия.

Пришла пора "навешивать ярлыки". Претенденты разместились "по ранжиру": лидер - АвтоВАЗ, аутсайдер - Тольятти (и что же это за производитель такой?). Владимирские барабаны посередине: нового образца - лучше, снятые с производства - хуже (туда им и дорога). Прогресс налицо.

Особо надо сказать вот о чем. В последнее время слово "Тольятти" для многих ассоциируется почти что с товарным знаком - Тольятти отождествляют с АвтоВАЗом. А ведь это, как показывает проверка, совсем, совсем не одно и то же. Возможно, в данном случае изделия "Тольятти" - брак или недоделанные детали, украденные с завода. Ведь барабаны в гараже просто так не сделаешь. Впрочем, и у заводов они не всегда получаются.

1. Тормозной барабан/

VAZ 2101-3502070

Производитель / АвтоВАЗ

Оценки. Геометрические размеры - хорошо, статический дисбаланс - хорошо, изменение геометрии после цикла нагрева - отлично. Общая оценка - хорошо.

2. Тормозной барабан/

VAZ 2101-3502070 1Э

Производитель / неизвестен, продается

как "Тольятти"

Оценки. Геометрические размеры - плохо, статический дисбаланс - плохо, изменение геометрии после цикла нагрева - плохо. Общая оценка - плохо.

3. Тормозной барабан/

VAZ 2101-3502070 АК-12М2

(старого образца)

Производитель / АРТ, Владимир

Оценки. Геометрические размеры - очень плохо, статический дисбаланс - плохо, изменение геометрии после цикла нагрева - хорошо. Общая оценка - плохо.

4. Тормозной барабан/

VAZ 2101-3502070 АК-12М2

(нового образца)

Производитель / АРТ, Владимир

Оценки. Геометрические размеры - удовлетворительно, статический дисбаланс - хорошо, изменение геометрии после цикла нагрева - хорошо. Общая оценка - хорошо.

Подпишитесь на «За рулем» в