Предлагается эликсир молодости

ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИ

АВТОКЛУБ

ПРОВЕРЕНО: КОНДИЦИОНЕРЫ МЕТАЛЛОВ

ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИ

ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

С недавних пор у многих на слуху непривычное словосочетание – «кондиционеры металлов». Что за ним кроется? По заявлениям производителей, средство, можно сказать, от всех болезней машины. Значительно снижает трение в двигателе и агрегатах трансмиссии, резко уменьшает износ, исключает задиры трущихся поверхностей, иными словами, делает машину почти вечной.

Чтобы самим понять, на что в действительности способны такие кондиционеры металлов, мы опробовали уже известные на российском рынке синтетические составы – американский SMT2 (Syntetic Metal Treatment 2nd Generation) и два российских – Fenom и Fenom Triadys (фото 1 и табл. 3).

Послушаем, что говорят сами разработчики. Благодаря включенным в состав компонентам (последние – секрет фирм), в зоне трения образуется некая «самовосстанавливающаяся» защитная пленка из преобразованных частиц продуктов износа и распада смазки. Пленка появляется только при высоких показателях давления и температуры в пятне контакта, то есть как раз в условиях, характерных для современных высоконагруженных моторов и агрегатов трансмиссии. Далее, продолжают авторы ноу-хау, коэффициент трения в обработанных «кондиционером» парах может снизиться на 10–30%, а износостойкость вырасти в разы. По исследованиям, на которые ссылаются разработчики SMT2, такие детали могут длительно и без повреждений работать даже в условиях масляного голодания. Отсюда следует, что и однократной обработки препаратом хватит на несколько смен масла. Правда, для антифрикционного запаса надежности рекомендуют повторять обработку при каждой смене.

Наши тоже не лыком шиты: Fenom Triadys «реализует тройную антиоксидантную защиту масла в зоне трения». Значит, надо понимать, масло будет служить дольше.

Утверждается, что состав продукта химически нейтрален, а его содержание в масле – не больше 3–6%, следовательно, на основных смазочных свойствах масла он не сказывается. И еще: SMT2 и Fenom работают только в парах трения с хотя бы одной железосодержащей (стальной, чугунной) деталью, в то время как Fenom Triadys пригоден для самых разных комбинаций металлов и сплавов.

Но что со всего этого покупателю? Даже залив «кондиционер», он не может определить, вырос ли ресурс двигателя. С чем сравнивать? А вот отметить рост мощности двигателя и снижение расхода топлива, уменьшение токсичности отработавших газов, ослабление шума – вроде бы проще.

Именно под этим углом зрения мы и проверили эти эликсиры вечной молодости агрегатов. Лабораторными «установками» послужили два автомобиля VAZ 2111. У серого пробег 52 тыс. км, у зеленого – 15 тыс. км. Моторы 2111 – восьмиклапанные. В двигатель серого залили Fenom Triadys, а в коробку передач – Fenom. Для зеленого и туда, и сюда – SMT2.

Все составы жидкие, светлые, но дозировать проще американский: флакон прозрачный, с разметкой, только фасовка великовата (фото 2). После обработки коробки передач не у дел оказалось около 50 мл препарата Fenom. Хранить его во вскрытой таре фирма не рекомендует, а выбросить жаль. Так же и SMT2. Скажем, при первой обработке двигателя уйдет весь флакон, а при повторной – только половина. И для коробки 70 мл оказались лишними. Расфасовка помельче (например, по 50 мл) была бы удобнее. Но главное – что же все-таки дала обработка?

Начнем с токсичности выхлопа. Содержание СО и СН проверяли при минимальных и повышенных оборотах холостого хода (см. табл. 1). На обоих автомобилях токсичность с учетом погрешности измерений осталась «в допуске». Влияние «кондиционеров», если оно и было, неуловимо. Повторили замеры через 50 км – картина та же.

Уровень внешнего шума стоящего автомобиля при работе двигателя на оборотах 4000 об/мин (75% оборотов номинальной мощности) после вмешательства «кондиционеров» не изменился – гораздо заметней разница между самими автомобилями: более «молодой» (зеленый) рычал на 1,5–2 дБА громче.

Внутренний шум измеряли при равномерном движении на третьей передаче с различными оборотами двигателя (рис. 1). Здесь, пожалуй, есть некоторая тенденция к снижению уровня шума, но, опять-таки, соизмеримая с погрешностью измерения. При дальнейших испытаниях, проходивших на зеленом автомобиле уже по другой программе, внутренний шум, по субъективным оценкам экипажа, несколько смягчился.

А как сказались «кондиционеры» на мощности двигателей? Решили оценить это по динамическим показателям автомобилей, ведь и коробки передач обработаны! Не так уж важно, в каком месте снизить трение – важен конечный результат. Вот он – в табл. 2. Это средние (по нескольким замерам) значения времени разгона автомобилей в заданных условиях, с кондиционерами и без них. Подчеркнем: эти показатели у обоих автомобилей нисколько не изменились.

Что ж, проверим расход топлива. Его измеряли при равномерном движении с различными скоростями на четвертой передаче. Результаты – на рис. 2. Оказалось, что при скорости 120 км/ч обработка кондиционерами на расходе не сказалась, но при меньших показателях некоторый эффект есть, расход топлива чуть-чуть снизился.

И за что же берут деньги? Проверенные нами кондиционеры металлов разочаруют того, кто ждет от них немедленного и явного результата. Возможно, положительный эффект проявится при пользовании ими в течение длительного времени, когда автовладельца интересует износ машины и ее ресурс, но это, похоже, из другой области – веры и внушения.

Подпишитесь на «За рулем» в