«отпечатки» пальцев

«ОТПЕЧАТКИ» ПАЛЬЦЕВ

2. Lemforder

Заявленный изготовитель – Lemforder, Германия.

Ориентировочная цена – 230 руб.

Низкие моменты сопротивления многие воспримут как благо, а вот заниженный показатель силы вырыва – это не очень хорошо.

3. Ruville

Заявленный изготовитель – Ruville, Германия.

Ориентировочная цена – 160 руб.

Твердость рабочей поверхности отстает от требований КД ВАЗ на пару единичек. А так все в порядке.

4. TRW

Заявленный изготовитель – «Федерал Могул», Швейцария.

Ориентировочная цена – 185 руб.

Привычные для иностранцев малые моменты сопротивления и самый низкий диаметр сферы: КД ВАЗ требует головку побольше…

5. «Автокомплект»

Заявленный изготовитель – ООО «Белебейский завод «Автокомплект», Белебей.

Ориентировочная цена – 150 руб.

Изделие с завальцовкой соответствует всем требованиям. Лидер теста. Но без установки как-то несолидно.

6. «Автокомплект»

Заявленный изготовитель – ООО «Белебейский завод «Автокомплект», Белебей.

Ориентировочная цена – 150 руб.

Ударная прочность чуть выше нормы? Бьет по авторитету. Нужно держать планку лидера…

7. «БелМаг-Комфорт»

Заявленный изготовитель – ЗАО НПО «БелМаг», Магнитогорск.

Ориентировочная цена – 105 руб.

Соответствует требованиям почти по всем параметрам – только головка чуть больше нормы.

8. «БелМаг-Оригинал»

Заявленный изготовитель – ЗАО НПО «БелМаг», Магнитогорск.

Ориентировочная цена – 132 руб.

Отклонение по моменту сопротивления при вращении пальца со временем должно пройти само собой.

9. «Кедр»

Заявленный изготовитель – ЗАО «Кедр», Миасс.

Ориентировочная цена – 125 руб.

Момент сопротивления при вращении и качании пальца завышен, но в процессе приработки все должно прийти в норму.

10. «Прогресс»

Заявленный изготовитель – ПО ВОС «Прогресс», Владимир.

Ориентировочная цена – 135 руб.

В целом – неплохо, только вот твердость рабочей поверхности несколько выше вазовской нормы.

11. «Трек»

Заявленный изготовитель – ПО «Трек», Миасс.

Ориентировочная цена – 125 руб.

Все чуть-чуть завышено – и твердость рабочей поверхности, и момент сопротивления, и диаметр головки. Но жить, скорее всего, будет.

12. «Трек-Чемпион»

Заявленный изготовитель – ЗАО «Трек», Миасс.

Ориентировочная цена – 148 руб.

Изделие стало чемпионом по силе вырыва из корпуса: при норме 2900 кгс выдержало 6100–6300!

13. Неизвестный производитель – без маркировки

Заявленный изготовитель – не указан.

Ориентировочная цена – 72 руб.

Безымянную продукцию рекомендовать не будем – не в наших правилах. Ржавая сфера шарового пальца сама подскажет – проходите мимо!

Как бы ни были популярны у приверженцев отечественного автопрома «девятки» да «десятки», «жигули» исчезнут с наших дорог ой как нескоро! И пусть кто-то говорит, что заднеприводный ВАЗ, мол, покупают не от хорошей жизни – можно «дружить» и с ним. А если закапризничает – тоже не проблема: запчастей – море. Однако умением выловить в этом море нормальную деталь могут похвастаться не все...

Сегодняшнее «занятие» посвящено верхним шаровым пальцам передней подвески – их нынче не выпускает только ленивый. Посетив несколько крупных московских магазинов, мы легко купили 13 наименований одноименных изделий от различных «родителей». Распознать их «таланты» предстоит экспертам НАМИ – в своей работе они руководствуются требованиями конструкторской документации – КД ВАЗ.

Основные параметры, подлежащие аттестации, перечислены ниже.

Момент при вращении и качании пальца – характеризует качество трущихся рабочих поверхностей. Норма для момента при вращении – 0,3–0,6 кгс.м; при качании – 0,4–1,0 кгс.м.

Сила вырыва шарового пальца – по этому параметру судят о прочности корпуса. Само собой, при испытаниях не допускаются ни пластическая деформация, ни разрушение. Норма – не менее 2900 кгс.

Сила выдавливания шарового пальца – параметр тоже характеризует прочность, но нагрузка во время испытаний направлена в противоположную сторону. Иными словами, корпус опоры при этом продавливают шаровым пальцем. Норма – не менее 3000 кгс.

Диаметр сферической головки – параметр свидетельствует не столько о качестве детали, сколько о технологических особенностях различных производств. Нормой на ВАЗе считают как 30 мм, так и 32 мм.

Твердость рабочей поверхности – параметр квалифицирует износостойкость изделия. В идеале поверхность пальца должна быть где-то посередине, между слишком мягкой и слишком хрупкой. Норма – 26–32 HRC (по Роквеллу).

Ударная прочность – это остаточная деформация пальца, измеряемая при ударе специальным приспособлением с энергией 20 кгс.м. Норма – 1,5–2,5 мм.

Таковы требования ВАЗа. А что мы имеем на практике? Краткие комментарии экспертов даны под соответствующими фото – изделия расположены в алфавитном порядке. По внешним признакам особых замечаний нет: почти все детали упакованы; на всех, кроме «неизвестного производителя», нанесены товарные знаки, а установочные размеры пальцев соответствуют КД ВАЗ. Однако на этом «идиллия» заканчивается: норму по углам качания в 55° превышают «Автокомплект» (№ 6) – 58°, «Прогресс» – 63°, «Кедр» – 66° и «неизвестный производитель» – 58°.

Идем дальше. Завышенное сопротивление при вращении и качании пальца продемонстрировали «БелМаг-Оригинал», «Трек» и «Трек-Чемпион». Сопротивление ниже нормы отмечено у Hi-Drive, Lemforder, Ruville и TRW. По силе вырыва не соответствует КД ВАЗ только палец Lemforder. Сила выдавливания у всех в порядке.

Диаметр сферы шарового пальца не соответствует КД ВАЗ у пальцев «Автокомплект» (№ 6), «БелМаг-Оригинал», «Трек» и «Трек-Чемпион», а также у «иностранцев» – Hi-Drive и TRW. Твердость рабочей поверхности пальца ниже нормы у Hi-Drive и Ruville, выше нормы – у «Прогресса» и «Трека». По ударной прочности не соответствуют КД ВАЗ только пальцы производства «Автокомплект» (№ 6) и «неизвестного производителя».

Впрочем, все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. В частности, эксперты отметили, что повышенное сопротивление при вращении и качании пальца, скорее всего, придет в норму после первой же тысячи километров пробега. Увеличенный диаметр сферы шарового пальца тоже не беда: оптимист скажет, что это даже увеличивает ресурс изделия, а потому недостаток является продолжением достоинства. И все-таки, какая деталь самая-самая?

С точки зрения сурового педанта, техническим требованиям ВАЗа безоговорочно соответствует только «Автокомплект» № 5 – понятно, что ему и все лавры. Напротив, безоговорочный «отлуп» получает только палец безымянного производителя. На его сфере были обнаружены следы коррозии, а по некоторым признакам эксперты предположили, что сам палец «бэушный»… Впрочем, мы же всегда отмечали, что безымянные детали в любом случае лучше обходить стороной. Остальные изделия можно оценивать с пристрастием или без него: всех искателей истины отсылаем к рисункам и таблице.

Так как же относиться к требованиям КД ВАЗ – как к обязательной директиве или же как к надоедливой мухе, залетевшей в салон? Эксперты пожимают плечами: торговые организации с ними обычно не советуются, а специальных испытаний по совместимости многих импортных изделий с «жигулями» никто не проводил… Можно, дескать, сколько угодно придираться к вазовским требованиям – это устарело, то завышено, – но альтернативы им нет, только русское «авось». В то же время, поскольку опасных отклонений от норматива экспертиза не выявила, мы считаем, что в принципе все детали (кроме «бомжа») можно ставить на автомобиль. Правда, с тем же «Кедром» руль может стать на первых порах излишне тугим, а некоторые «иностранцы» не выдержат попадания в слишком глубокую дорожную выбоину. У заморских производителей вполне могут быть свои представления о нормах и требованиях: кто знает, знакомы ли им слова «выбоина» и «колдобина».

В общем, мы свой выбор сделали. Надеемся, что тем самым облегчили его читателям.

Подпишитесь на «За рулем» в