Не пропустить главного

Не пропустить главного

Прошлогодняя экспертиза вазовских «восьмерочно-десяточных» фильтров (ЗР, 2006, № 4) вызвала бурную реакцию – и это понятно. Мы впервые использовали не гостированную процедуру проверки, а свою, оригинальную методику – оценивали не столько фильтр сам по себе, сколько его «совместимость» со всей смазочной системой двигателя. Ведь при стандартном подходе товар исследуют не как элемент более сложной системы – автомобиля или двигателя, а как нечто самодостаточное. Мы же считаем, что эта задача – комплексная! Исходя из этого, решили оценить ресурс масляных фильтров не заявленный, а действительный.

ОБЕЩАННОГО 15 ТЫСЯЧ ЖДУТ?

Фирмы-производители обещают и 10, и 15 тысяч километров – а что в реальности? И как можно говорить о ресурсе фильтра в километрах? Очевидно, что количество грязи, которую он должен поймать, зависит и от качества моторного масла, и от состояния двигателя, и от сезона, и от режима эксплуатации. И все же знать если не реальный, то хотя бы сравнительный ресурс нужно.

ФИЛЬТРАЦИИ БЕЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕ БЫВАЕТ!

Основополагающий вопрос – что считать «началом конца» масляного фильтра? Фокус-то в том, что по мере загрязнения бумажного элемента качество фильтрации будет… расти. Поры забиваются, пропускная способность падает, и грязь остается «по эту сторону». Поэтому с точки зрения «экстремала-фильтровальщика», лучшей бумагой будет… тонкая металлическая фольга – она вообще никакой грязи не пропустит. Правда, заодно – и масла!

С точки зрения двигателиста, напротив, лучше, чтобы фильтра не было совсем (но чтобы масло все равно оставалось чистым). Вот на такой борьбе и единстве противоположностей весь мотор и строится. Грязь копится, качество фильтрации растет, но и сопротивление – тоже. И вот давление за фильтром падает настолько, что узлам трения уже совсем невмоготу. И тут свою арию начинает перепускной клапан: он открывается и пускает масло в обход фильтра – пусть оно и грязное. Фактически с этого момента фильтрация прекращается – с открытием клапана на основных режимах работы двигателя начинается его активный износ.

НА ИЗНОС!

В предыдущей экспертизе мы засоряли фильтр алюминиевой пудрой, моделировавшей металлические продукты износа. Но в реальности все сложнее: ведь грязь состоит как минимум из трех составляющих. Первая – те самые продукты износа: там и железо, и медь, и алюминий, и олово, и кремний… Вторая – простая дорожная пыль, нагло пролезшая через воздушный фильтр и смытая маслом со стенок цилиндров в картер. А третья – это продукты разложения масла, мазутоподобная органика. Особенно ее много, когда масло дешевенькое, минеральное.

Какие бренды мы поверяли? Приобретая в крупнейших столичных магазинах новенькие фильтры, мы, конечно же, во многом продублировали состав участников предыдущей экспертизы (ЗР, 2006, № 4). Это даже хорошо – заодно посмотрим, что в них поменялось за полтора года, прошедшие с момента первого свидания... А вообще, по нашим сведениям, подобную работу ранее никто не проводил. Да и методика – наша, уникальная. Краткое ее изложение – во врезке. Но остается самое трудное – ответить на любимый вопрос нетерпеливых читателей:

НУ – И КТО ТАМ ПОБЕДИЛ?

В ходе испытаний мы проверяли ресурс фильтров, контролируя при этом качество фильтрации эталонной смеси. Еще два оцениваемых параметра очевидны: цена изделий и, скажем так, общее впечатление – от внешнего вида до особенностей конструкции. Зачем нужны субъективные оценки? Затем, что качество изготовления гарантирует стабильность параметров фильтров! Само собой, что весовой коэффициент этого параметра – самый маленький.

Избитая формулировка многих производителей типа «рекомендовано для двигателей ВАЗ» нас не устраивает принципиально. Да, по размерам подходит – но о каких автомобилях идет речь? Для новеньких, гоняющих по автобанам, или для ломовых лошадок, привыкших таскать прицепы с навозом? Поэтому мы условно делим автомобили, для которых рекомендованы фильтры, на три категории – «Аристократ», «Труженик» и «Ветеран». Подробности – в нашей врезке.

В целом заметно, что «европейские» условия эксплуатации фильтров для «аристократов» в лучшей степени обеспечивают европейские же марки фильтров. А для тяжелой российской жизни долголетие «ветеранам» в большей степени гарантируют наши, российские. Выделился Bosch – во всех категориях выступил одинаково классно! Отличился и SCT – всюду проявил себя откровенно неважно. Удачно показали себя «Ливны», хотя ничего удивительного в этом нет – бумага не наша, и ее в фильтр напихали аж раза в полтора-два больше, чем у других! Вот только с технологией и конструкцией картриджа у него – ну очень убого… Подробности – в подписях под фото и в итоговой таблице. Расстановка фильтров по местам в абсолютной категории проведена согласно сумме баллов, полученных ими за общее впечатление, ресурс, фильтрацию эталонной смеси и цену. А для наиболее требовательных читателей приводим подробную таблицу с пятибалльными оценками: 5 – за лучший показатель, 1 – за худший. Это позволяет, при желании, уйти от интегральной оценки к индивидуальной – выбрать изделие с высоким ресурсом, с лучшей фильтрацией и т.п. Выбор – за читателями.

КАК ПРОВЕРЯЛИ?

Понятно, что в итоге нужно оценить сопротивление фильтров – на разных стадиях загрязнения и в различных режимах эксплуатации. Как это делалось?

Испытываемые фильтры закупали парами. По одному образцу каждого бренда вскрыли и измерили давление открытия перепускного клапана. Оставшиеся фильтры отправили на моторные стендовые испытания. Сначала поставили на мотор фильтр-пустышку, без картриджа, и сняли эталонную напорную характеристику насоса. Цель – установить начальную «планку», от которой будем отсчитывать падение давления на фильтрах. Естественно, на чистом масле. Далее – собственно испытания фильтров. Сняли характеристики давления масла на тех же режимах, что с пустышкой. Затем – эталонное загрязнение: его технологию мы освоили еще в предыдущих экспертизах. В чистое масло добавляем смесь алюминиевой пудры, специальной пыли и «тяжелой» органики. Количество загрязнителей – расчетное, основанное на анализе спектральных характеристик отработанных масел, а также на данных о пропуске пыли воздушными фильтрами и на известной статистике по накоплению продуктов разложения масла. Эталонную грязь вводили одинаковыми порциями, чтобы фильтр успел равномерно осадить ее на бумаге. После каждой порции оценивали снижение давления в системе. Чтобы уложиться в реальные сроки, после выработки эталонной порции загрязнителя данные обрабатывали, экстраполируя полученную кривую падения давления до определенного ранее момента открытия клапана. И так – для всех фильтров, с перерывами на промывку мотора по специальной процедуре.

ФИЛЬТРЫ ДЛЯ РАЗНЫХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА

Условно выделим три группы фильтров, увязав их с состоянием мотора. Первая – «Аристократ»: имеется в виду свеженький аппарат, катающийся по шоссе на дорогой синтетике. Темп старения масла в таком моторе – низкий, тяжелая органика копится медленно. Поэтому ресурс фильтра выступает здесь на передний план. Вторая группа – «Ветеран»: здесь все наоборот! Износы – большие, давление картерных газов и расход масла всегда повышены, масло – минеральное, дешевое, да и стареет оно моментально – картерные газы помогают. В таком моторе задержка фильтром тяжелых продуктов разложения выступает на первый план, а ресурс, в общем-то, некритичен: все равно светит замена масла через 5–7 тысяч! Да и цена важна – на таких машинах ездят люди скромного достатка. Третья категория – нечто среднее, назовем ее «Труженик». Здесь равноценно все – и ресурс, и качество фильтрации.

Поскольку в каждой категории – свои приоритеты, то и весовые коэффициенты использовали разные. Наши варианты приведены в таблице – красным выделено то, что подходит больше всего, синим – то, что мы не стали бы бездумно использовать для любой категории моторов. Итоговые оценки получены путем расстановки набранных результатов от лучшего к худшему: первый, с лучшей суммой баллов, получает оценку 5,0, последний, с самой скромной суммой – 1,0, остальные заполняют середину.

НАШЕ МНЕНИЕ

Почему же так сильно различаются фильтры? Ведь все они сертифицированы, рекомендованы и, надо признать, исправно выполняют свои функции. Мы, конечно, не зубры-фильтровальщики, но свое мнение на этот счет сформировали.

Три момента, различающих фильтры, – это количество бумаги, качество ее укладки и ее структура и плотность. Кое на что влияет и перепускной клапан. К сожалению, процедура проверки по ГОСТу эти различия не очень-то видит – ведь оценка качества фильтрации на эталонной пыли не отражает реальной многофакторной структуры загрязнения масла. А разница принципиальна – твердые частицы оседают на поверхности, а продукты разложения масла фильтруются объемом бумаги. Поэтому плотная, толстая бумага всегда будет лучше фильтровать органику – продукты разложения масла. И вот это – никак не контролируется! По количеству бумаги – все понятно, непонятно только одно – почему оно в испытанных фильтрах различается больше чем в два раза? А качество укладки влияет по простой причине! Представьте картридж, где часть складок бумаги оказалась «слеплена». Значит, в другой своей части они будут сильно разрежены. Грязь очень быстро забьет ту часть картриджа, где практически нет просвета между складками, и она станет подобна глухой стенке, не пропускающей ничего вообще. Для фильтрации останется «разреженная» часть – а ее площадь уже совсем не та! Отсюда и разница.

Но это – всего лишь наше мнение.

18-е место

SCT SM 101

Ориентировочная цена – 70 руб.

Ничего не изменилось с прошлой экспертизы. Вроде и неплохо сделан, но параметрами совсем не радует. Возможно, сказывается европейский подход к свойствам бумаги и то, что ее явно пожалели. А самый «мягкий» клапан, давление усилия в два раза меньше, чем у всех, – это-то для чего? Вот ресурса и нет совсем.

+ Низкая цена, довольно аккуратное исполнение.

- Самый маленький ресурс и твердое последнее место во всех категориях.

17-е место

Olefant OF-54

Ориентировочная цена – 90 руб.

И тут ничего не изменилось! И по новой методике фильтр ничем себя не проявил. Конечно же, работает, фильтрует, но в целом – отстает! Кстати, все остальные изделия фильтруют лучше – это о многом говорит.

+ Невысокая цена.

- Уверенное 17-е место во всех категориях: и ресурс невысокий, и качество очистки – не из лучших.

16-е место

NAC Genuine parts 2-8833

Ориентировочная цена – 90 руб.

Абсолютный лидер «с конца» по экономности производителя – фильтровальной бумаги явно пожалели. Итог не заставил себя ждать… Работать, конечно же, будет, но уговорить клиента купить именно этот фильтр тяжеловато.

+ Относительно недорогое импортное изделие.

- Почти по всем показателям уступает «коллегам» – хвалить не за что.

15-е место

Fenom FN994

Ориентировочная цена – 90 руб.

По сравнению с предыдущим тестом – изменилось все! Корейские черты NACа, о близком родстве с которым свидетельствует даже маркировка на корпусе, проявились и в результатах. Фильтр стал немного лучше, но все равно остался в «подвале» теста.

+ Неплохой ресурс и реальная цена.

- Бумаги явно пожалели: площадь фильтрации – самая маленькая из всех.

14-е место

GoodWill OG 410

Ориентировочная цена – 75 руб.

Очень аккуратное исполнение, но по ресурсу здорово уступает другим «европейцам». И вообще, как-то ближе к «россиянам». А так – все в среднем неплохо, надежно и стабильно, при этом – недорого.

+ Недорогое изделие среднего уровня.

- По ресурсу сильно уступает другим «европейцам». С «долгоиграющими» маслами лучше не использовать.

13-е место

Finwhale LF105

Ориентировочная цена – 100 руб.

Неплохой универсальный фильтр типично европейского типа, с хорошим ресурсом. Но в предыдущей экспертизе под той же маркировкой была несколько иная начинка.

+ Типично европейский большой ресурс и невысокая для фильтров такого класса цена.

- На «старичков» лучше не ставить, поскольку с органическими отложениями справляется не лучшим образом.

12-е место

Механик М фсм 237

Ориентировочная цена – 55 руб.

Новое произведение «Цитрона». Радует, что работа над ошибками проведена – фильтр явно лучше того, что был на предыдущих испытаниях. И бумаги больше, и работает более удобоваримо.

+ По части фильтрации находится в лидерах. Особенно подходит для «ветеранов». Самая привлекательная цена.

- Неаккуратное исполнение: неравномерное гофрирование, частично сложенные складки.

11-е место

Tutela 30 3/4 " x 16UNF

Ориентировочная цена – 340 руб.

Этого фильтра раньше не видели! По корпусу – почти как Champion, но бумаги поменьше. Итог – и параметры похуже.

+ Хорошие показатели как по ресурсу, так и по фильтрации.

- Давление открытия перепускного клапана в два с лишним раза выше, чем у остальных: возможно масляное голодание. А цена – просто сумасшедшая!

10-е место

Hengst H12W05

Ориентировочная цена – 105 руб.

Отличий от того, что увидели при первом знакомстве, не обнаружили. Наверное, это хорошо: стабильность – признак мастерства. Но параметры явно европейского изделия больше тяготеют к российским условиям…

+ Красивый и добротный универсальный фильтр с параметрами выше среднего.

- Дороговат…

9-е место

Fram PH5822

Ориентировочная цена – 70 руб.

И тут особых отличий по сравнению с предыдущими испытаниями не нашли. Все очень пристойно, во всех категориях – на уровне выше среднего. И недорого при этом.

+ Недорогой фильтр с уровнем «выше среднего», подходящий для мотора в любом состоянии.

- От «громкого» имени невольно ждешь более высокого места.

8-е место

Champion C230

Ориентировочная цена – 100 руб.

Лидер прошлого теста в новых условиях несколько сдал позиции! Внешне – все так же, только площадь фильтрации поменьше. Но в целом – очень неплохо!

+ Основное достоинство – ровный результат для всех категорий: от «аристократа» до «ветерана».

- Из-за очень плотной укладки бумаги фильтр недолюбливает пыльные дороги.

7-е место

Суперфильтр Колан

Ориентировочная цена – 130 руб.

Тоже особых отличий от предыдущего случая не нашли. Фильтр с весьма приличными параметрами работы, но по продуктам разложения масла работает не так хорошо, как ожидалось.

+ Приличное качество фильтрации, ресурс выше среднего, равная эффективность для всех типов моторов.

- Отсутствие упаковки, огрехи окраски корпуса, неравномерный шаг складок, высокая стоимость.

6-е место

PEKAR 2108-1012005

Ориентировочная цена – 70 руб.

Новый член нашей компании, но только внешне! А так – типичный представитель семейства «Невских». Большие плотность бумаги и площадь фильтрации дают свой результат, вот только с ресурсом следовало бы еще поработать.

+ Недорогой фильтр, четко ориентированный на среднего российского потребителя.

- Невысокий ресурс.

5-е место

Delpfi FX0019

Ориентировочная цена – 85 руб.

И тут заметных отличий от предыдущих испытаний не замечено. Фильтр – самый оригинальный: и размер корпуса, и конструкция картриджа, и перепускного клапана – все не как у всех!.

+ Предпочтителен для «аристократов», где он в лидерах. Хороший ресурс и нормальная цена.

- Явно недолюбливает пыльные условия: и бумага европейская, и плотность ее укладки невысокая.

4-е место

Невский фильтр НФ-05-М

Ориентировочная цена – 65 руб.

Тут изменилась только полиграфия на корпусе, а так все очень даже пристойно! Много толстой плотной бумаги, которая, конечно, прилично сажает давление, но фильтрует хорошо. И цена весьма приемлемая. В общем, впечатление положительное – и стоимость подкупает.

+ Хорошо сбалансированный по своим свойствам фильтр по доступной цене.

- Относительно невысокий ресурс.

3-е место

Ливны 2105-1012005

Ориентировочная цена – 70 руб.

В том же корпусе – совсем другая начинка! Явный лидер по площади фильтрации. Бумаги ухитрились напихать в полтора-два раза больше, чем у других фильтров! Все в целом неплохо, но эстетического удовольствия от работы с ним не получили, особенно после его «вскрытия» – уж больно убогие конструкция и технология изготовления.

+ Явный лидер по площади фильтрации. Ресурс – больше, чем у многих «европейцев».

- Не понравились ни конструкция, ни технология изготовления – уровень весьма слабый.

2-е место

Mahle OC384

Ориентировочная цена – 90 руб.

Очень симпатичный, действительно европейский фильтр. Красивый, надежный и при этом вовсе даже не дорогой! Идеальная равномерность укладки бумаги, ровненький картридж гарантируют стабильность результатов. А по ресурсу – вообще лучший!

+ Очень высокое качество изготовления! Особенно подойдет для «аристократов» и «тружеников», демонстрируя типично европейское поведение.

- Фильтрация у одного из лидеров могла быть и получше.

1-е место

Bosch P3274

Ориентировочная цена – 145 руб.

Первое место в испытаниях досталось по праву – одинаково хорош для любого мотора. Такой сбалансированности параметров у других фильтров не видели. Тот самый случай, когда термин «немецкое качество» – не просто слова! Любопытно, что ни в одной номинации «Бош» не стал первым, но в целом – чистая победа.

Одинаково успешно выступил во всех категориях – очень сбалансированные параметры! + Лидер теста, причем во всех номинациях.

- Не самая демократичная цена.

Подпишитесь на «За рулем» в