Без искры возгорится

Без искры возгорится

В прошлом номере мы рассказали о «ДизОтто» – концептуальном двигателе «Даймлера». Ему на пятки наступает «Дженерал моторс», представивший два ходовых образца «Опеля-Вектра» и «Сатурна-Аура» с похожим двигателем HHCI (Homogenous Charge Compression Ignition – воспламенение гомогенного заряда от сжатия). Речь, разумеется, о бензиновом моторе, причем в качестве топлива эти концепты используют самый обычный товарный бензин и даже топливо Е85, на 85% состоящее из спирта.

На мониторе – область режима HHCI.

Вместе с другими техническими решениями (непосредственный впрыск, электронное управление фазами газораспределения, регулируемый подъем клапанов и система измерения давления в цилиндре) эта технология обеспечила снижение аппетита двигателя на 15% при выполнении перспективных экологических норм.

Воспламенение от свечи (слева) и от сжатия (справа). Во втором случае сразу загорается весь заряд.

Сгорание здесь происходит при меньших температурах, нежели в обычных бензиновых или дизельных двигателях, притом без распространения фронта пламени – сразу во всем объеме камеры сгорания. Поскольку для HHCI определенная степень нагрева цилиндра является необходимым условием, свечи зажигания все же пришлось сохранить, но они работают лишь при холодном пуске и на этапе прогрева. Смесь – относительно бедная: это позволило добиться высокого КПД при характерном для бензинового мотора низком уровне выбросов вредных веществ.

Как утверждают разработчики, самым сложным было создать систему управления таким двигателем: ведь в нем нет возможности изменять опережение зажигания, а можно лишь «играть» составом смеси, количеством и моментом впрыска топлива. Интересно, что исходный двигатель для эксперимента выбрали обычный – 2,2-литровый ЭКОТЕК. Иными словами, удалось перейти на новый принцип воспламенения смеси без существенных переделок мотора. А значит, не за горами появление буковок HHCI на багажниках серийных автомобилей.

Подпишитесь на «За рулем» в