Что нам заливают?

Что нам заливают?

На исходе вторых суток беготни по питерским АЗС нашего фотографа посетила идея.

- Почему бензин не продают расфасованным? - вздохнул он. - Как «омывайку» или масло? Пришел в магазин, купил десяти литровую баклажку, положил в багажник про запас и забыл про всякие подозрительные заправки - скажем, за городом. И проверять легко - вот тебе и производитель, и марка, и штрих-код.

Металлическая воронка и бутылка из специального стекла - обязательные атрибуты эксперта, берущего пробу топлива для физико-химического анализа.

Действительно, грамотный отбор образцов для такой серьезной работы - задача номер Один. На бензине не найти реальное клеймо производителя - как потом докажешь, что испытывал дорогущее брендовое топливо, а не дешевую бодягу с контейнерной заправки? Единственно верное решение - привлечь к сотрудничеству тех, кому контроль качества топлива поручен государством. Так и сделали - за организацию работ взялся питерский «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов» при участии Северо-Западного территориального межрегионального управления «Ростехрегулирование». Выше - некуда.

Проверку «талантов» в области физики и химии собранные нами «пре-миумы» проходили в этой лаборатории.

ВЫБИРАЕМ «ПРЕМИУМ»

Для проверки решили выбрать бензины «Премиум-95» (именно так по ГОСТ Р 51105-97 называются всем известные 95-е бензины). Вообще, о правильных названиях - разговор отдельный: мы вынесли эту тему в «Нашу справку».

Почему выбрали именно такие бензины? Потому что класс 80-х топлив - отмирающий, а на 98-х пока катаются немногие: оставим их «на потом». Выбрать между 92-ми и 95-ми помогло расхожее мнение о том, что 95-й - это, чаще всего, мутант 92-го, полученный воздействием на него всяческой химии. Вот и посмотрим, так ли это. К тому же 95-й бензин прописан практически всем современным легковым автомобилям.

У сотрудниц АЗС - своя «семафорная» азбука. Особенно у молодых и симпатичных.

ВОЯЖ ПО ЗАПРАВКАМ

Для объективности испытаний отбор проб делали на случайной выборке заправок -список заранее не составляли! Выбирали АЗС с наиболее известными в Питере брендами, внешний вид которых претендовал на солидность. В итоге охватили те фирмы, чей суммарный объем реализации бензинов на розничном питерском рынке - более 90%. Ценовой диапазон - от сравнительно демократичных 20 рублей за литр до вызывающе дорогого импортного бензина за 1,2 «еврика» (есть в Питере и такой!). А всего набралось десять различных образцов бензинов, купленных на восьми АЗС. Почему на восьми? Потому что фирмы ООО «Шелл АЗС» и ООО «Фаэтон-Аэро» предлагают «премиумы» двух разных видов.

Ночью заправляться романтичнее - одна иллюминация чего стоит!

В комиссию, помимо сотрудников редакции, вошли представители контролирующих и общественных организаций. Отбор проб бензина делали непосредственно из пистолетов колонок - то есть проверяли именно то, что заливают в баки. Отметим, что во всех приведенных далее таблицах, а также в фотогалерее бензины расположены по названиям (сначала - кириллица, потом - латиница) в алфавитном порядке.

ДВА ВОПРОСА

Как оценить качество топлива? Бензин - один из немногих товаров, подлежащих обязательной сертификации. Поэтому каждая его партия должна иметь паспорт качества, подтверждающий соответствие его основных физико-химических свойств (см. «Нашу справку»). Но партия - партией, а что льется непосредственно из пистолета? Ведь всякие чудеса бывают - и остатки старого топлива в емкостях АЗС плещутся, и по дороге с бочкой что-то может произойти… Поэтому первой задачей нашей экспертизы была обязательная программа - провести так называемые приемо-сдаточные испытания в том объеме, который обычно практикуется контролирующими органами в ходе плановых проверок. То есть проверить то, что мы отобрали, на соответствие заявленным в паспортах ГОСТам и ТУ. Мы не ошиблись - не ГОСТу, а именно - ГОСТам, поскольку в нашей стране одновременно их действует несколько, причем ни один не отменяет другие. Подробнее об этом - в очередной «Нашей справке».

Вторая задача - посмотреть, как поведут себя реальные двигатели на разных бензинах. Такие испытания называют классификационными. Формально для топливников здесь нет никаких ограничений, но в этом как раз самое интересное. Ведь процент содержания бензола, например, или давление насыщенных паров бензина мы сразу не ощутим, а вот изменение динамики мотора собственное тело почувствует обязательно. Но это, скажем так, - произвольная программа.

ЕВРО - НЕ ЕВРО?

И еще один вопрос нас мучил… Дума, как известно, обязала бензинщиков с 2009 года выпускать топливо стандарта не ниже Евро III. А многие российские фирмы уже сейчас заявили, что их топлива соответствуют сразу Евро IV. (Кстати, о том, чем топлива Евро должны отличаться от обычных, можете также узнать из «Нашей справки»). Определять полноту соответствия топлив, заявленных как Евро IV, этим требованиям мы не стали - объем обязательной программы такого не предусматривал. Но оценку по некоторым ключевым параметрам, естественно, сделали!

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Данные по физико-химическим параметрам отобранных образцов топлив предоставило СЗ МТУ «Ростехрегулирова-ние». Основные результаты -в первых двух таблицах. В целом все топлива - кондиционные, соответствуют заявленным нормативам. Но отметим ряд интересных моментов.

Во-первых, по октановому числу. Выделились два лидера по запасу антидетонационной стойкости топлив - бензин «ЛУКОЙЛа» и два бензина от «Фаэтон-Аэро». А вот топливо, отобранное нами на АЗС «Славнефть», прошло по требованиям ГОСТ практически с нулевым запасом. Зато оно оказалось абсолютным лидером по суммарному содержанию ароматических углеводородов - всего 29%: ниже, чем у всех.

А как быть с разной химией, которой якобы «доводят» 92-е до состояния 95-х? Забыть: ни в одном бензине даже следов металлов не обнаружено - ни свинца, ни железа, ни марганца. Забегая вперед, отметим, что эти результаты полностью подтвердились моторными испытаниями. Изоляторы новых свечей сохранили свою чистоту после достаточно длительной работы. Стало быть, и датчикам системы управления, и катализатору эти топлива не страшны. А вот эфирных кис-лородосодержащих высокооктановых компонентов (типа метилтретбутилового эфира, кстати, уже запрещенного в США), похоже, в бензинах было предостаточно. Об этом говорил даже запах топлив. Впрочем, это не возбраняется. Но стандарты Евро IV предписывают наличие в составе топлив не более 2,7% кислорода, то есть кислородосодержащие компоненты в нем могут присутствовать, но их количество ограничено. Впрочем, и по нашим новым ГОСТам - тоже. Так что страхи перед 95-ми бензинами преувеличены - по крайней мере, так показали образцы, которые мы исследовали.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Обязательная программа не выявила явных лидеров - все бензины оказались кондиционными. А как они поведут себя на реальном моторе? Задача понятна - на заданных режимах, характерных для городского и шоссейного циклов, оценить мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов при работе мотора на каждом из бензинов. Стендовые моторные испытания проводились на двух двигателях - карбюраторном ВАЗ-2108 и впры-сковом ВАЗ-2111.

Зачем понадобился карбюраторный мотор, если 95-е предназначены в основном для впрысковых? Смысл простой. Карбюраторный мотор «мозгов» не имеет, у него фиксированные настройки карбюратора и системы зажигания. А поэтому его поведение - это чистая реакция именно на свойства топлива: ведь все остальное остается неизменным! Зато впрысковый мотор, имея обратную связь через лямбда-регулирование и датчик детонации, корректирует алгоритм управления с учетом особенностей каждого топлива. Тут влияют и реальное октановое число (не путать с ОЧИ и ОЧМ), и химсостав топлива, и скорость его сгорания, и даже наличие связанного кислорода в бензине. Так что - два мотора необходимы.

Чтобы исключить фактор случайности, данные по каждому бензину и по каждому мотору брали усредненными из двух серий испытаний. Заодно оценивали повторяемость результатов. Кстати, последовательность смены образцов бензинов в каждой серии испытаний изменялась.

ДОРОЖНОЕ ЧИСЛО

Добавили еще один тест - оригинальный. Мы много раз писали о том, что такое исследовательский и моторный метод определения октанового числа. Но то и другое - испытаниями на специальной модельной установке, лишь отдаленно напоминающей реальный мотор. Да и режимы «нежизненные» -600 и 900 об/мин. А настоящий двигатель знает свое, присущее только ему октановое число топлива, называемое дорожным (ДОЧ). Именно потому, что оно сугубо индивидуально, его и не нормируют. Но только ДОЧ определяет настоящий предел детонации в двигателе, именно от него зависит работа датчика детонации и, стало быть, алгоритм управления впрысковым мотором.

Вот его мы и попытались определить для каждого из бензинов на одном из моторов. Точнее - не ДОЧ, а сам порог детонации. Для этого на карбюраторном моторе сдвинули вперед угол опережения зажигания (чтобы мотор заведомо «застучал пальцами», как по старинке говорят некоторые водители). Повесили на него датчик детонации и на двух скоростных режимах ступенчато стали повышать нагрузку, выдерживая мотор на каждом режиме заданное время для стабилизации температуры. Таким образом «поднимались» по нагрузке до фиксации детонационных стуков.

ПРИНЯТЬ ЗА ОБРАЗЦЫ?

Относительно чего отмерять эффекты изменения мощности, экономичности, токсичности? Брать за образец какой-то один бензин - неправильно. Нам ведь надо статистику накопить и по времени: по регионам и эта «нулевая» линия будет плавать. Ведь двух одинаковых бензинов не бывает в принципе! Значит, образцовый бензин надо… создать самим!

В принципе, такой метод используется при определении октанового числа. Там перед началом испытаний смешивают два эталонных топлива с фиксированными октановыми числами, из двух чистых веществ - изооктана и н-гептана. Но вот беда - по своим физико-химическим свойствам такие эталоны очень далеки от реальных бензинов -и по плотности, и по скорости сгорания. Поэтому мы использовали тот же метод, но бензин, который условно назовем базовым композиционным, «скроили» из пяти химически чистых компонентов -это наше ноу-хау.

В качестве модели для нашего творчества выбрали параметры бензинов Евро IV. Поведение такого продукта стабильно и предсказуемо, поэтому параметры мотора на этом бензине можно брать за начальный уровень отсчета.

МНЕНИЕ МОТОРА

Что сказали моторы? Они дали понять, что уловили разницу во вкусе бензинов - и очень даже явственно.

Во-первых, очень заметно «гуляют» пределы детонации. Это вполне объяснимо -есть четкая корреляция величины ОЧМ и той нагрузки, при которой появляются детонационные стуки. Лидеры здесь -опять же бензин с «ЛУКОЙЛа» и от «Фаэтон-Аэро». К ним присоединился бензин, купленный на АЗС «Киришиавтосервис». Абсолютный аутсайдер - топливо, купленное на заправке «Славнефть». Самое забавное, что разница в ОЧМ, измеряемая десятыми долями единицы, дает до 10-12% отличия в пороге детонации! Это - уже результат: кстати, вполне ощутимый и без стендовой установки.

Наиболее заметное изменение мощности отмечено у впры-скового мотора - до 4,5%. Лидеры - бензины, приобретенные на АЗС «ЛУКОЙЛ» и «Киришиав-тосервис», чуть меньше эффект у топлива с АЗС «ПТК». Но обещанной некоторыми фирмами 15-процентной прибавки мощности мы не намерили - извините. На карбюраторном моторе разница по мощности была меньше - до 3%. Причем и там, и там не в лучшую сторону выделился бензин, купленный на АЗС «Славнефть», - подвел низкий запас по детонации.

А вот различия в расходе топлива куда как заметнее! От 3 до 6% разницы - их не спишешь на погрешность замера. И здесь аутсайдер предыдущих тестов - бензин с АЗС «Славнефть» выходит в бесспорные лидеры, особенно на карбюраторном двигателе. Сказался его состав - ведь именно в этом бензине было меньше всего арома-тики. А она горит медленнее, значит - менее эффективно. На впрысковом моторе ее результат чуть хуже - сдвиг угла опережения зажигания из-за детонации, видимо, дает себя знать. А лидер здесь - «шелловский» V-Power. Уже не удивляет в этой номинации стабильно высокий результат бензина «ЛУКОЙЛ». Хуже других выступили по расходу топлива бензины, приобретенные на АЗС «Киришиавто-сервис» и «Сибнефть».

А как насчет экологии? Тут разница тоже довольно велика. В выхлопе карбюраторного мотора содержание СО изменялось лишь в пределах погрешности измерения -состав-то смеси практически постоянный. А вот у впрыско-вого все более заметно: сказывается лямбда-регулирование. Основные режимы работы карбюраторного мотора лежат в области бедных смесей, где уровень СО мал и его изменения мало заметны. Зато впры-сковый мотор работает в зоне стехиометрии, и тут малейшие изменения состава ощутимо влияют на содержание угарного газа.

Тенденции изменения долей остаточных углеводородов и окислов азота достаточно характерны. Чаще всего уменьшение первых тянет за собой увеличение вторых. А поскольку степень их опасности сопоставима, как решить, что лучше? Улучшение экологических характеристик по СН компенсируется их ухудшением по NOх.

И лидер здесь - снова бензин с АСЗ «Славнефть». Опять вспомним, что этот бензин по своему составу ближе к нормам Евро IV, где на экологии сделан основной акцент. Однако прямую связь между составом топлива и экологичностью мотора можно проследить не всегда! Дело в том, что механизм влияния состава бензина на токсичность выхлопа очень сложен и многообразен. За подробностями можете обратиться к очередной справке.

ЗАПРАВЛЯЕМСЯ!

Особых сенсаций не выявлено - и хорошо. Но отличия в поведении моторов на разных бензинах выявились вполне четко. Пусть рекламные обещания не сбылись, но согласитесь: 5-6% разницы в расходе топлива и 10-15% по токсичности -это кое-что. В целом же порадовало то, что, по крайней мере, в Питере с качеством 95-х бензинов дело обстоит вполне благополучно. Конечно, мы судим лишь по тем образцам, которые испытывали.

Итак, результаты перед вами: выбирайте свою «заправку», и - счастливого пути!

Выборка мест заправки - случайная. У каждой емкости с бензином - неизвестный испытателям номер. Подтасовка результатов исключена.

Разница в расходе топлива при работе на различных бензинах доходила до 6%!

Порог детонации при работе на различных бензинах менялся на 10-12%!

Содержание остаточных углеводородов и оксидов азота для разных топлив менялось на 10-15%!

Обещанных отдельными фирмами 15% прибавки мощности моторы не заметили! Изменения не превышали 3-4%.

1. «Киришиавтосервис»

ООО «Киришиавтосервис»

Место и время заправки - АЗК №11 (С.-Петербург, ул. Софийская, 60),16.10.2007,17 ч 20 мин

Марка бензина - «Премиум Евро - 95/4», класс Д. ТУ 38.401 -58-350-2005. По чеку-Е95

Цена - 20,00 руб./л

Самый дешевый из всех закупленных бензинов. На моторных испытаниях особо не блистал, но в целом все вполне достойно. Хороший баланс цены и качества. На АЗС, правда, было гордо написано - «Евро-4», но в отобранных нами образцах арома-тики для такого заявления все-таки многовато. Может, случайность?

+ Хороший запас по детонационной стойкости и высокие мощ-ностные показатели. Самая низкая цена.

- Более низкие показатели экономичности по сравнению с другими топливами.

2. «ЛУКОЙЛ»

«ООО ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»

Место и время заправки - АЗК № 8 (С.-Петербург, Кушелевская дорога, 9),17.10.2007,14ч50 мин

Марка бензина - бензин автомобильный «Экто-95» СТО 00044434-006-2005. По чеку - А95Е

Цена - 21,30 руб./л

По данным анализа ФХП, аромати-ки и бензола здесь больше, чем в других бензинах, но на моторах показал себя очень неплохо. И с экономичностью, и с экологией все в порядке. Цена сравнительно скромная, качеством топлива оправданная. Правда, болельщики «Зенита» могут эти АЗС игнорировать - спонсор «Спартака», как-никак…

+ Высокие моторные и экологические показатели, причем как на карбюраторных, так и на впрыско-вых моторах. Оправданная цена.

- Сравнительно высокое содержание ароматики и бензола.

3. ПТК

ООО «Невская топливная компания»

Место и время заправки - АЗС № 94 (С.-Петербург, ул. Руставели, 40-а), 17.10.2007,10 ч 05 мин

Марка бензина - бензин автомобильный неэтилированный «Премиум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - АИ-95 Евро

Цена - 21,00 руб./л

Цена бензина - средняя по городу. И качество - тоже среднее. Но одинаково убедителен и на карбюраторных, и на впрысковых моторах. Правда, хотя на выданном чеке и присутствует термин «евро», но вот ароматических углеводородов в этом топливе многовато.

+ Одни из лучших показателей экономичности на впрысковых моторах. Реальная цена.

- Минимальные запасы по величинам ОЧИ.

4. «Сибнефть»

ЗАО «Сибнефть-Северо-Запад»

Место и время заправки - АЗС № 2 (С.-Петербург, Кушелевская дорога, 8), 17.10.2007,13 ч 15 мин

Марка бензина - бензин автомобильный неэтилированный «Премиум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - А-95

Цена - 20,50 руб./л

Сравнительно дешевый бензин относительно нового для Питера бренда. Все неплохо, на Евро III вполне тянет, но по заявленному ГОСТу так быть и должно. Но моторные характеристики - средненькие, хвалить особо не за что. Впрочем, как и ругать...

+ Невысокая, доступная цена - это, пожалуй, главный плюс такого топлива.

- Хуже других выступил на впрысковом моторе, хотя на карбюраторном результаты вполне сносные.

5. «Славнефть»

ООО «СН НОРД 7»

Место и время заправки - АЗС № 385 (С.-Петербург, ул Софийская, 77), 16.10.2007,13 ч 30 мин

Марка бензина - «Евро-Супер-95» ТУ 38.401-58-99-94. По чеку - А-95Е

Цена - 20,20 руб./л

Не простое «Евро», а «Супер», хотя в «Суперах» обычно 98-е ходят. Бензин - из сравнительно дешевых, но приятно удивил по многим параметрам. По токсичности и расходу топлива - вообще в лидерах, ароматики - меньше всех. По этому параметру укладывается даже в нормы Евро IV.

+ Минимальное содержание ароматики, высокие показатели по экологичности и расходу топлива. Доступная цена.

- Малый запас по детонационной стойкости, приводящий к некоторой потере мощности.

6. «Фаэтон-Аэро» (NRG)

ООО «Фаэтон-Аэро»

Место и время заправки - АЗС № 433 (С.-Петербург, ул. Софийская, 85), 16.10.2007,15 ч 20 мин

Марка бензина - бензин автомобильный неэтилированный RON 95 ГОСТ Р 51313-9. По чеку - А95NRG.

Цена - 41,00 руб./л

Очень дорогой, по нашим меркам, бензин показал, что и на Западе топливо тоже делать умеют. А цена? Считайте этот бензин товаром фирменного бутика.

+ Высокий запас детонационной стойкости по всем видам октановых чисел. Хорошие показатели мощности двигателя. Невысокое содержание ароматики обеспечивает хорошие экологические показатели.

- Цена!!! На фоне такого ценника выискивать какие-то иные недочеты неудобно.

7. «Фаэтон-Аэро»

ООО «Фаэтон-Аэро»

Место и время заправки - АЗС №433 (С.-Петербург, ул. Софийская, 85), 16.10.2007,15 ч 50 мин

Марка бензина - бензин автомобильный неэтилированный «Пре-миум Евро-95». ГОСТ Р 51866-2002. По чеку - А95 EURO

Цена - 22,00 руб./л

Если не нашлось аргументов для покупки 95-го за 41 рубль, можно смело лить это топливо. По параметрам оно, конечно, послабее NRG, но в целом - вполне. Уровень качества - средний по городу. Дороговато, конечно, хотя уровень сервиса на этой АЗС - вполне достойный.

+ Более доступная альтернатива очень дорогому NRG, не столь значительно проигрывающая импортному бензину в качестве. Хороший запас детонационной стойкости.

- Для полученных параметров цена явно завышена. По показателям экономичности несколько хуже большинства образцов.

8. Neste

ООО «Несте Санкт-Петербург»

Место и время заправки - АЗС № 351 (С.-Петербург, Гражданский пр., 93), 17.10.2007,11 ч 30 мин

Марка бензина - бензин автомобильный неэтилированный «Премиум-95». ГОСТ Р 51105-97. По чеку - бензин 95

Цена - 22,00 руб./л

По внешнему виду АЗС - Европа! И контингент клиентов, по нашим наблюдениям, солидный. Бензин же - вполне приличный, при этом самый дешевый в группе брендов, представленных «ненашими» фирмами. Думаем, его лучшие качества проявятся при регулярном использовании - моющим присадкам требуется время проявить свою эффективность. А пока - результаты средние.

+ Сбалансированные цена и качество. Хороший сервис на АЗС - заезжать сюда приятно.

- По сравнению с другими топливами здесь многовато ароматики.

9. Shell (V-Power)

«ООО ШЕЛЛ АЗС»

Место и время заправки - АЗС № 1112 (С.-Петербург, ул Руставели, 42-а), 17.10.2007,09 ч 10 мин

Марка бензина - бензин автомобильный неэтилированный «Пре-миум-95» V-Power. ГОСТ Р 51105-97. По чеку - А-95Р

Цена - 23,90 руб./л

Один из самых дорогих бензинов в городе (не считая, конечно, NRG с «фаэтоновской» АЗС). Топливо и по цене, и по качеству рассчитано на современные впрысковые автомобили, на которых оно и работает лучше других. Причем со временем эффект должен усиливаться - моющие присадки работают! А вот на стареньких карбюраторных проявить свои лучшие качества в полной мере оно не смогло...

+ Лучшие показатели экономичности на впрысковых автомобилях.

- Высокая цена.

10. Shell

«ООО ШЕЛЛ АЗС»

Место и время заправки - АЗС № 1112 (С.-Петербург, ул Руставели, 42-а), 17.10.2007,09 ч 15 мин

Марка бензина - бензин автомобильный неэтилированный «Пре-миум-95». ГОСТ Р 51105-97. По чеку -А95

Цена - 21,90 руб./л

Альтернативный вид бензина, предлагаемый известной фирмой. По цене - более доступен, хотя тоже недешев. Но ароматики чуть побольше, а запас по детонационной стойкости - малость ниже. Поэтому и показатели на моторах тоже немного пониже. Но хорошо, когда на одной АЗС есть выбор топлива!

+ Вполне достойные моторные показатели, соответствующие цене топлива.

- Невысокий запас по всем видам октановых чисел. За это мог быть и подешевле.

НАША СПРАВКА

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕНЗИНОВ

Показатели детонационной стойкости бензинов - октановые числа, определяемые по исследовательскому (ОЧИ) и моторному (ОЧМ) методу. Например, для «Преми-ум-95» ОЧИ должно быть не менее 95 единиц, ОЧМ - не менее 85 единиц.

Фракционный состав бензина, определяемый путем его разгонки в специальной колонке. Оговаривают следующие температуры: начала перегонки; для величин 10,50 и 90%; конца кипения. Согласно ГОСТ Р 51105-97, для «Пре-миум-95» температура начала перегонки не нормируется, остальные же должны быть не выше соответственно 65, 110, 180 и 215°С. Эти параметры характеризуют испаряемость бензина, а следовательно, пусковые свойства при низких температурах, способность к образованию паровых пробок, эффективность смесеобразования при высоких нагрузках и на переходных режимах, полноту сгорания и, разумеется, экологическую опасность отработавших газов.

Давление насыщенных паров, характеризующее пусковые свойства бензина и его способность к образованию паровых пробок. Нормальный диапазон параметра - 60-90 кПа. Считается, что при давлении насыщенных паров ниже 37,5 кПа запуск двигателя становится невозможным.

Доля остатка в колбе - массовая доля бензина, оставшаяся после его испарения. По ГОСТ Р 51105-97 она не должна превышать 2%. Фактически это - процент содержания тяжелых неиспа-рившихся фракций в бензине, влияющий на количество и структуру отложений в системе впуска и камере сгорания двигателя.

Плотность топлива при 15°С должна укладываться в диапазон 725-780 кг/м3. От нее зависит изменение состава смеси в двигателе при фиксированной регулировке системы питания, а следовательно, динамические и экологические характеристики двигателя.

Содержание металлов, попадающих в бензин с антидетонационными присадками (свинца, железа, марганца). Современными европейскими требованиями присутствие металлов в бензине запрещено. А по действующему ГОСТ Р 51105-97 допускается концентрация свинца не более 0,01 мг/дм3, марганца - для бензинов «Регуляр-91» - не более 18 мг/дм3. В «Пре-миум» и «Супер» марганца быть не должно.

Кроме того, накладываются ограничения на содержание серы и бензола. По ГОСТ Р 51105-97, серы не может быть больше 0,05%, бензола - не более 5%. Это - требования экологической безопасности.

Мнение эксперта

Луговцов Владимир Николаевич, Заместитель начальника отдела государственного контроля и надзора

Северо-Западного управления «Ростех-регулирование». Качество топлива - это проблема, важность которой понимают даже неспециалисты. Мне же по роду своей деятельности приходится регулярно инспектировать различные предприятия, в том числе и АЗС. Бензин, как известно, подлежит обязательной сертификации - всякая самодеятельность в его производстве, транспортировании и продаже недопустима. Столь же недопустим упрощенный подход к оценке физико-химических свойств продаваемых топлив! В этой связи я и мои коллеги хотим отметить, что данное исследование было организовано журналом предельно корректно и грамотно. Мы, со своей стороны, с удовольствием приняли в нем участие.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ГОСТЫ И НАЗВАНИЯ БЕНЗИНОВ

В настоящее время в России одновременно действуют следующие ГОСТы на автомобильные бензины:

ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные». Согласно этому ГОСТу введены пять классов бензинов - А-72, А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95.

ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».

ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно ОЧИ 80, 91,95 и 98.

ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». В марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Пре-миум Евро-95», «Супер Ев-ро-98». Считается, что это бензины с улучшенными экологическими характеристиками, практически приближенными к нормам Евро III.

Кроме того, параллельно действуют еще с десяток ТУ, на основе которых выпускают бензины отдельные нефтеперерабатывающие предприятия. В них предлагается своя маркировка бензинов.

НАША СПРАВКА

ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ БЕНЗИНА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Бензин - это композиция, насчитывающая более 250 значимых компонентов углеводородных соединений. В зависимости от объемного и массового сочетания компонентов, а также набора присадок, корректирующих его свойства, меняются моторные и экологические характеристики бензина.

От группового состава бензина зависит его плотность. Поскольку все дозирующие элементы систем питания настраиваются на объемные расходы, реальная масса топлива, поступающего в камеру сгорания, будет зависеть от плотности топлива. От группового состава зависит также реальное стехиометрическое число топлива, то есть теоретически необходимая масса воздуха, требуемого для полного сгорания 1 кг бензина. А в алгоритм управления зашито некое усредненное, фиксированное значение стехиометри-ческого числа. Поэтому плотность топлива реально влияет на состав смеси в двигателе.

Групповой состав бензина определяет его октановое число, причем реальное, дорожное (ДОЧ). Детонационная стойкость зависит в том числе и от фракционного состава топлива, а это - прямая производная его группового состава.

Состав топлива влияет на его теплотворную способность. Зависимость - прямая: чем больше в топливе окси-генатов, тем заметно меньше его теплотворность! У самых простеньких 80-х бензинов она обычно выше, чем у высокооктановых топлив класса «Евро», именно из-за отсутствия низкокалорийных высокооктановых компонентов.

Кроме того, при различных групповых составах топлива существенно меняется скорость сгорания бензина в реальныхусловиях камеры сгорания. А это - и мощность, и расход, и экология! Медленнее всего горят топлива с высоким содержанием ароматики и металлосо-держащими антидетонаторами. Выше скорость сгорания топлив с высоким содержанием оксигенатов.

От группового состава топлива зависят его фракционный состав и давление насыщенных паров. А это, в свою очередь, влияет на пусковые характеристики и полноту сгорания топлива, особенно на режимах холостого хода и малых нагрузок.

Состав бензина сказывается на структуре и количестве отложений и в камере сгорания, и на впускных клапанах, а следовательно, на мощности и расходе топлива. Чем больше ароматики, тем больше отложений.

Мнение эксперта

Ахмедов Оскар Анверович, Председатель комитета автопроизводителей

Нас сильно тревожит низкое качество топлива, с которым по-прежнему часто сталкиваются потребители. Несоответствие топлива принятым стандартам качества сказывается и на автовладельцах, и на экономике всей страны. Выходит из строя техника, срываются графики перевозок, а зарубежные партнеры опасаются поставлять нам полную гамму современных автомобилей. Мне приятно, что ведущий автомобильный журнал России разделяет нашу озабоченность этой проблемой и демонстрирует профессиональный подход к проверке реального состояния топливного рынка России. Комитет автопроизводителей выражает свою поддержку такому начинанию и готов постоянно оказывать помощь в этой важнейшей работе.

Мнение эксперта

Мохнаткин Эдуард Михайлович, Руководитель АНО «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов», д.т.н., профессор, академик МАНЭБ

Идея «За рулем» обратиться за ответами о качестве бензина непосредственно к Двигателю очень своевременна. Такие испытания существенно сложнее и дороже, зато гораздо достовернее.

Целью данной работы было не «заклеймить» или «разоблачить», а впервые подтвердить реальными испытаниями, что одни только физико-химические показатели (ФХП) топлива, определяемые в лаборатории, не дают его полной характеристики. Испытания на реальных двигателях - это критерий действительного качества топлива, а уровень ФХП - только минимально необходимые требования соответствия нормативам.

При выборе критериев качества очень важна расстановка акцентов. Для мегаполиса одним из важнейших критериев может оказаться меньшая токсичность выхлопа, а для трассы - удельный расход и мощность двигателя. Но в любом случае инициатива ЗР полезна и актуальна, а ее развитие следует приветствовать - если, конечно, мы действительно хотим ездить на современном топливе.

Подпишитесь на «За рулем» в