Экспертиза. Автомобильные огнетушители: чтобы не погасло

Экспертиза. Автомобильные огнетушители: чтобы не погасло

Проблемы начались еще до закупки огнетушителей – какие брать? Все, кто честно проходил техосмотр, уверенно заявляли: мол, нужны только двухлитровые и с манометром, иначе выгонят. Но где это сказано?

Читаем Правила – ничего подобного там нет! Ни ссылок на ГОСТ, ни намеков на них… Так чем же руководствуются милиционеры?

ВАМ ТАЛОНЧИК ИЛИ ТУШИТЬ?

Звоним в МВД: просветите, какой огнетушитель надо возить в легковом автомобиле. И тут сюрприз: получается, что все требования к объему и типу огнетушителей – надуманные! В открытую их никто не подтверждает, ссылаются на Наставление по пожарной безопасности НПБ 166–97. Существует, мол, Приложение 4 к этому наставлению, вот там все и сказано. Мы не поленились, нашли упомянутое приложение. Оно оказалось… рекомендуемым! Говоря проще, необязательным. Что касается гаишников, они якобы руководствуются ведомственным приказом МВД, который основан как раз на Приложении 4, – но этого приказа толком никто не видел!

Само Приложение 4 тот еще документ. К примеру, в п. 1 сказано, что огнетушитель должен быть порошковым или хладоновым. Все ясно? А вот и нет, чуть ниже читаем: «Допускается применение на автотранспортных средствах углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже, чем рекомендованные для этой же цели порошковые или хладоновые огнетушители». А как водитель определит, ниже или не ниже?

В п. 4 сказано, что «легковые и грузовые автомобили должны комплектоваться порошковыми или хладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса не менее 2 л». То есть количество порошка вообще не имеет значения – был бы корпус двухлитровый?

Теперь о типе порошка; п. 3 указывает: «…в качестве заряда в порошковых огнетушителях целесообразно использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ».

Видите, никакой категоричности! Разве что п. 9 прямо запрещает хранение огнетушителей в багажнике и в других местах, доступ к которым затруднен. Но и это требование не обязательно для исполнения, потому что все Приложение 4, как мы уже отмечали, снабжено пометкой: «РЕКОМЕНДУЕМОЕ»! Это примерно как знак «50» на голубом фоне – мол, мы советуем, а там как хочешь.

Но важен-то не талончик, а чувство защищенности. Поэтому оставим споры о букве закона юристам и займемся его духом.

ЧТО НА ПОЛКАХ?

Мы приобрели: порошковые огнетушители ОП-2 от четырех производителей с контрольными манометрами, позволяющими с первого взгляда определить работоспособность; два белорусских огнетушителя ОП-1 и ОП-2 в пластиковых корпусах с газогенераторными патронами (в них при взведении рычага прокалывается ампула и начинается химическая реакция с бурным выделением газа, вытесняющего порошок); наконец, произведенный в Санкт-Петербурге миниатюрный аэрозольный баллончик – наподобие тех, которыми травят тараканов. Он, конечно, никак не подходит под рекомендации вышеупомянутого приложения, но имеет пиктограмму с автомобильчиком и наклейку: «Для дачи, дома, автомобиля». Стало быть, наш клиент.

Осталось отвезти спасительные (или нет?) баллоны экспертам испытательного центра пожарной безопасности и ждать результатов. Проверку производили по требованиям официального стандарта, но приобретать по 20 образцов каждого изделия, что требуется при их сертификации, мы, конечно, не стали. Поэтому полученные цифры справедливы для конкретных экземпляров огнетушителей. С другой стороны, владелец машины тоже покупает их не десятками и надеется на стабильность качества – на то и знак соответствия всем требованиям стандарта.

При испытаниях реальный автомобиль, разумеется, не жгут. Считается, что порошковый огнетушитель с массой заряда 2 кг должен потушить горящую смесь из 14 л бензина и 7 л воды, налитую в стальной противень диаметром 900 и глубиной 150 мм. Такой вот эквивалент. Забегая вперед, скажем: четыре из семи огнетушителей только что загоревшийся автомобиль смогут потушить. Остальные – увы!

БРАТЬЯ, НО БЛИЗНЕЦЫ ЛИ?

Огнетушители в металлических корпусах с контрольным манометром на первый взгляд кажутся близнецами. Но внимательное изучение позволяет найти целый ряд различий. Начнем с того, что пластиковые сопла-распылители разные и это отражается на длине и форме выбрасываемой струи порошка.

Огнетушитель МИГ производства витебского ЗАО «ПОЖтехника» выделился самым низким рабочим давлением: всего 1,0 МПа. У остальных – 1,4 МПа. Это сразу позволяет прогнозировать меньшую длину струи и меньшее время работы.

Огнетушитель группы компаний АПТВ из Ярославля заряжен порошком, рассчитанным на тушение пожаров групп В, С, Е, то есть вызванных горением жидких и газообразных веществ и электрооборудования. Твердые вещества ему не по зубам, но как объяснили эксперты, для автомобиля это несущественно, ибо в стандартах под твердыми веществами понимаются дрова, а не пластик.

Два газогенераторных огнетушителя различаются диаметром корпуса и количеством порошка. В ОП-1(б) его должно быть, судя по этикетке, 1 л, а по прилагаемому паспорту – 0,5 кг. В ОП-2(б) сведения присутствуют лишь в паспорте, обещающем 1,4 кг порошка «Вексон АВС-50».

Наконец, питерский баллончик зашифровал все что можно и что нельзя. То, чем он тушит пожар, вытесняется азотом и углекислым газом и является «экологически чистым» составом, обладающим «высокой дымоосаждающей способностью». А подтверждают это лицензия ГУ ГПС МВД РФ, гигиеническое заключение Минздрава и сертификат пожарной безопасности (то есть сам баллон причиной пожара стать не может).

ПОСЛЕ ФИАСКО НАДЕЖДА НА КАСКО

Согласно ГОСТ Р 51057–2001, которому должны соответствовать все переносные огнетушители, вероятность их безотказной работы должна быть не менее 95%. Иными словами, каждый двадцатый огнетушитель может и не сработать. Не очень обнадеживает, но ничего не поделаешь. Стопроцентную гарантию дает… ну, это все знают.

Тем удивительнее «невезение», подстерегавшее белорусские газогенераторные огнетушители. Мы не смогли оценить ни длину, ни время выхода струи порошка – пластиковый рычаг запорно-спускового механизма при взведении просто… сломался и остался в руках изумленного эксперта. Причем подобное произошло дважды! Есть слабая надежда на то, что доставшиеся автолюбителям 38 экземпляров в случае беды сработают. Сомнение в этом, однако, породили результаты взвешивания порошка: вместо заявленных 0,5 кг и 1,4 кг его оказалось по 1,1 кг. Иными словами, сыпали явно от руки и на глаз.

Что касается питерского изделия, эксперты единодушно рекомендовали его для использования, скажем, на кухне, но не в авто: 700 г состава для тушения запылавшей машины не хватит. Остальные огнетушители вполне подходят для автомобиля.

Гори-гори ясно! Из семи огнетушителей наш экзамен сдали четыре.

7-е место

ОП-1(б)-13 В, С-01

Заявленный производитель не указан; судя по ТУ, Белоруссия

Ориентировочная цена 200 руб.

+ Цена – вне конкуренции.

- Полная неработоспособность.

Ну что тут оценивать, если при попытке потушить очаг возгорания отламывается рычаг! Остается разве что отвернуть крышку и посыпать огонь порошком вручную. Но это занятие для смелых.

6-е место

ОП-2(б) ВСЕ-01

Заявленный производительне указан; судя по ТУ, Белоруссия

Ориентировочная цена 270 руб.

+ Более широкая горловина, чем у худшего из представленных.

- Полная неработоспособность.

Баллон больше предыдущего, а порошка в нем те же 1,1 кг. Недосып, однако! Оценить качество тушения не смогли, поскольку сломался рычаг. Но сыпануть порошком тут легче – горловина шире.

5-е место

ОВ-1

Заявленный производитель: НПК «Системы и технологии противопожарной безопасности», Санкт-Петербург

Ориентировочная цена 210 руб.

+ Дешевый, легкий, простой.

- Малый заряд.

Если исходить из требований ГИБДД, этот огнетушитель для комплектации автомобиля непригоден. Зато недорогой, легкий и самый быстрый в использовании. Малый объем заряда позволяет рассчитывать на тушение огня лишь в его зародыше.

4-е место

МИГ ОП-2(з)

Заявленный производитель: ЗАО «ПОЖтехника», Витебск, Белоруссия

Ориентировочная цена 270 руб.

+ Если будете в Белоруссии, найдете, где купить: указаны адреса складов.

- Малое рабочее давление.

Изготовители почему-то сэкономили на вытесняющем газе. Низкое рабочее давление (самое маленькое среди семи образцов) уменьшило длину струи и время работы. К тому же в баллоне осталось почти предельно допустимое количество неиспользованного порошка.

3-е место

ОП-2(з) ВСЕ

Заявленный производитель: группа компаний «АПТВ», Ярославль

Ориентировочная цена 380 руб.

+ Самая большая длина струи.

- Высокая цена, наибольшая масса (4 кг).

К недостаткам отнесем неспособность потушить костер (там твердое топливо!), но от автомобильного огнетушителя этого и не требуется. Среди собратьев он оказался самым дееспособным по времени подготовки к работе и по длине струи.

2-е место

ОП-2(з) АВСЕ

Заявленный производитель: ПО «Пожтехавтоматика», Москва

Ориентировочная цена 310 руб.

+ Есть кронштейн для крепления.

- Скромная длина струи.

У этого огнетушителя в комплекте оказался кронштейн для крепления. Найти бы еще место для него в автомобиле компакт-класса!.. Замечаний к работе изделия нет, хотя длина струи могла быть и побольше. Порошок израсходовал на 93% – лучший в группе результат.

1-е место

ОП-2(з) АВСЕ

Заявленный производитель: ООО «Меланти», Рудня

Ориентировочная цена 270 руб.

+ Самый легкий (3 кг) и долгоиграющий.

- Наибольшее время подготовки к работе.

На пожаре с этим огнетушителем можно не суетиться. Сначала, правда, придется на полсекунды дольше подождать, зато потом струя будет исправно бить на 6,5 м в течение целых 21 с! И внутри порошка останется немного.

Подпишитесь на «За рулем» в