Живые классики Nash Ambassador Custom Airflyte: Посол ледникового периода

Живые классики Nash Ambassador Custom Airflyte: Посол ледникового периода

Слон в посудной лавке, Гулливер в стране лилипутов! Тротуары того и гляди бросятся под колеса! Невидимая за огромными фигуристыми крыльями, возле причудливых блестящих бамперов маячит мелочь каких-то там современных классов. Зато владельцы престижных седанов смотрят на нас с уважением. Принимаем внимание благосклонно, но выдержанно. Даже имя обязывает: «Нэш-Амбассадор». Посол не только с другого берега океана, но и из иной жизни.

НОВОСВЕТСКИЙ ПОМЕЩИК

Это в США «Нэш-Амбассадор Кастом Эйрфлайт» (длинное имя вполне соответствует размеру кузова – 5330 мм!) далеко не самый престижный и дорогой автомобиль. Он вполне мог стоять у скромного домика где-нибудь в провинции. Но в Европе совсем иные масштабы. У многоэтажки такой машине делать, конечно, нечего, ее место рядом с фешенебельным особняком в престижном пригороде, виллой в курортном городке. В начале 1950-х (а мой благородно-коричневый седан родился в 1951-м) «Нэш-Амбассадор» в Швейцарии стоил от 17 300 франков. Его одноклассник «Шевроле-Стайллайн» обходился в 13 000, вполне солидный «Опель-Капитан» можно было купить за 8750, а стандартный «Фольксваген-Жук» – за 5500 франков.

Европейцу, раскошелившемуся на «Амбассадор», было чем гордиться. Бокастый автомобиль сделан с размахом и щедро украшен хромом. Как не похожи на него наивные европейские машины, тот же «Опель-Капитан» или «Мерседес-Бенц 170S» – по сути, перелицованные довоенные модели. У «Нэша» под капотом шесть цилиндров, 3,8 л, 117 л.с. – для 1951 года очень солидные показатели.

По нынешним меркам жесткая панель приборов и пластиковый руль кажутся аскетичными. Но для начала 1950-х такой стиль вполне солидный.
Под хромированными ручками отопителя, стеклоочистителя и включения света размещены менее нарядные, отвечающие за лючок воздухозаборника и повышающую передачу. Овердрайв включается автоматически, но его можно принудительно отключить – например, чтобы коробка в городе не скакала с третьей на четвертую, повышающую.
Cпидометр льстиво расчерчен до 100 миль в час. Мало кто проверял, насколько прибор лукавит. Делать это сегодня тем более не хочется.

Европейский хозяин этого «Нэша», вероятно, жил сегодняшним днем, поскольку завтрашний туманен: холодная война в разгаре. В СССР произвели ядерный взрыв в воздухе (атомная бомба у Сталина появилась еще за два года до этого), в США за шпионаж в пользу Советов казнены Этель и Юлиус Розенберги. Сенатор Джозеф Маккарти призывает усилить борьбу с коммунизмом. А между двумя ядерными сверхдержавами – едва оправившаяся от войны Европа. Ее призван защитить только что образовавшийся Североатлантический альянс – НАТО. Но простым обывателям, даже владельцам американских авто, с его появлением стало ненамного спокойнее.

ТРИ С ПЛЮСОМ

Реклама подчеркивала: в «Нэше-Амбассадор» с комфортом смогут выспаться даже трое взрослых. Вспомнив советский фильм «Три плюс два», скажу, причем без особого преувеличения: в «Нэш» поместились бы и три героя этого фильма, и их подруги, и «Запорожец» в багажник! Только вот на приморский песок съезжать не стоит – с такими-то базой да свесами.

Как же в нем приятно неторопливо путешествовать! Мягкие широченные диваны космически далеко уносят от любых неровностей. В ширину и длину места, как в железнодорожном СВ. «Нэш» по приморскому шоссе плывет величаво. А каково водителю?

У него на вооружении огромный руль и хитрая полуавтоматическая трансмиссия. Баранку следует крутить солидно и неторопливо – даже резкие движения изменят траекторию автомобиля не раньше, чем водитель забудет о своем намерении. Что касается трансмиссии… Ох уж эти инженерные компромиссы! Алгоритм работы подрулевого рычага, как в «Победе» и 21-й «Волге». Только, включая первую, ни в коем случае не выжимайте сцепление в пол – сработает стартер! Да-да! Запускают двигатель именно так, повернув предварительно ключ зажигания. Далее можно переключаться без сцепления, поскольку между двигателем и коробкой стоит гидромуфта. Но делать это нужно с заметной задержкой, чтобы успели уравняться скорости коленвала двигателя и первичного вала коробки передач. У тех, кто учился ездить значительно позже, чем родился «Нэш», это получается не всегда. Да и скорость жизни города ХХI века (даже курортного) не согласуется с неторопливостью американского крейсера.

Вот эту машину по праву можно назвать пяти… нет, конечно же шестиместной.

Впрочем, если не спешить, всё в гармонии: небыстрому разгону вполне отвечают довольно эффективные, но, разумеется, совсем не современные тормоза; легкий, неторопливый руль сочетается с мягкой подвеской; огромные капот и крылья, кажется, составляют часть пейзажа в ветровом стекле.

Вот чего точно делать не захочется, так это ездить задним ходом! В окно, считай, ничего не видно, боковых зеркал и вовсе нет. Как подумаю, что сзади шедевр дизайнерского искусства конца 1940-х – роскошный хромированный бампер, призванный защищать блестящий шоколадный кузов… Нет, для такого автомобиля лучше построить кольцевую вокруг собственного дома.

Форточку открывают отдельной поворачивающейся ручкой – своеобразный шик.
Троим – свободно? По отношению к «Нэшу» звучит просто смешно.
Комфортный автомобиль того времени немыслим без прикуривателей и пепельниц.

НЕБЫТОВАЯ ТЕХНИКА

Лучшие времена компании «Нэш» – середина 1930-х. Потом начался кризис, приведший к объединению с компанией «Кельвинатор», выпускавшей… холодильники и бытовую технику. В те годы автомобили стояли еще очень далеко от бытовой техники и никто, конечно, не представлял себе, что на заре ХХI века они станут значительно ближе…

Редакция благодарит коллекционера, директора Клуба старой техники Мариса Межипуте за предоставленный автомобиль и Думу города Юрмала за помощь в организации съемки.

Основатель фирмы Чарльз В. Нэш мирно скончался в возрасте 84 лет в 1948-м, когда его детище жило еще вполне благополучно. Вроде и кузов нетривиальный, к тому же несущий (впрочем, как раз этим американцев купить было сложно), и моторы приличные. Но соревноваться с могущественными концернами Большой тройки становилось все труднее.

В 1954-м фирма «Нэш», объединившись с компанией «Хадсон», стала основой концерна «Америкен моторс корпорейшн». Он существовал еще долго, а вот марка «Нэш» на рубеже 1960-х ушла в прошлое. А там и отношения Востока и Запада стали немного теплее…

Об ушедшем ледниковом периоде теперь мало кто сожалеет. Другое дело – предметы той эпохи. Даже бытовая техника полувековой давности у коллекционеров в большом почете, что уж говорить о столь не похожих на нее автомобилях!

Новое поколение «Нэша-Амбассадор Кастом» (в том числе версия «Эйрфлайт» стартовало в 1949 году. Машины с 2- и 4-дверным кузовами оснащали 6-цилиндровыми моторами мощностью 83 или 114 л.с., 3- или 4-ступенчатой коробками передач. С 1950 года моторы развивали 86 или 117 л.с., по заказу на машину устанавливали автомат. В 1952 году начали выпуск модели следующего поколения.

Подпишитесь на «За рулем» в