Полный улет

Полный улет

Когда в далеком 1965-м Фантомас так разбушевался, что удрать от преследователей смог лишь на летающем «Ситроене-DS» с выдвижными крыльями, создателям фильма пришлось идти на поклон к мультипликаторам. Без них поднять машину в воздух тогда не смогли. Через девять лет злодей Скараманга похожим образом удрал от Джеймса Бонда, но тут все было иначе: машина с «пристегнутым» к крыше реактивным планером совершила-таки прыжок перед кинокамерами.

Первый взлет прошел на ура. В воздух «Транзишн» поднимает толкающий пропеллер, установленный за кабиной.

В жизнь, однако, мечта полетать на автомобиле упорно не желала претвориться. Долгое время все ждали первого полета хотя бы одной из моделей «Моллер-Скайкар», которую должны были поднять в воздух горизонтально расположенные (как у вертолета) пропеллеры. Реальность разочаровала: машина устойчиво летала лишь со страховочным тросом.

Руководитель проекта Карл Дитрих явно гордится своим детищем.

И вот – прорыв! Пятого марта расправил крылья и взлетел двухместный автолет «Транзишн», созданный компанией «Террафугиа» по разработкам инженеров Массачусетского технологического института. Машина, в отличие от фантомасовского «Ситроена», не выдвигает, а именно расправляет сложенные при езде по дорогам крылья. Подобное решение применяют на палубных истребителях ВВС, но там откидываются лишь концы крыльев, а в «Транзишн» – два шарнира. Один из них расположен прямо у порога кузова, в результате чего ширина в автомобильном режиме не превышает 2032 мм. А вот гараж для автолета потребуется высокий: не менее 2057 мм.

Казалось бы, 185 км/ч – невелика скорость, зато какой простор! И никаких пробок.

Можно долго спорить, чем является «Транзишн» – летающим автомобилем или ездящим самолетом. Надеемся, ответ на этот вопрос помогут дать представленные снимки и некоторые технические характеристики. Что говорит в пользу автомобиля? Разработчики утверждают, что использованы характерные для него системы пассивной безопасности. Мощность двигателя (100 л.с.), работающего на обычном бензине, и расход топлива (7,8 л/100 км) тоже вполне приличествуют современному авто. А вот максималка в 105 км/ч для такого мотора явно маловата.

В бак входит 76 л бензина, в воздухе они сгорают со скоростью 19 л/ч, на шоссе заметно медленнее.

Теперь аргументы за самолет. Двигатель Rotax 912S – авиационный, его ресурс не тянет на привычные автовладельцам пробеги в сотни тысяч километров. Скорость в полете так себе, не более 185 км/ч, а расчетная дальность – 740 км. Зато сажать «Тразишн» вполне удобно, потому что посадочная скорость всего лишь 82 км/ч, мимо полосы не промажешь. Впрочем, при необходимости можно обойтись и без аэродрома: машину оснастили аварийным грузовым парашютом! Как и легкому самолету, «Транзишну» требуется солидный разбег – более полукилометра, и не на шоссе. Размах крыльев составляет почти 8,5 м…

Впрочем, бог с ними, с определениями. Главное, что уже в 2011 году, как обещают, можно будет стать счастливым обладателем такого летающе-ездящего чуда «всего» за 194 тысячи долларов. Но будет ли «Транзишн» удобен в повседневной жизни? Торчащая между ног водителя ручка управления машиной в полете не добавляет комфорта в пути и при посадке-высадке. А пилоту будет изрядно мешать совершенно не нужная ему баранка. Как и всегда, за универсальность аппарата приходится расплачиваться. Но все-таки как здорово, что «фантомасомобили» сходят с экранов и становятся реальностью.

Подпишитесь на «За рулем» в