«Волга». Made in...

«Волга». Made in...

Легкий рестайлинг вместе со сменой интерьера старушке «Волге» провели еще полгода назад. Причем вопреки уверениям некоторых дилеров новую решетку радиатора с горизонтальными полосами и иные задние фонари получили все машины, а не только «Волга» с двигателем Chrysler. Видимо, так продавцы старались распродать залежавшиеся дорестайлинговые машины – дескать, обновленные будут существенно дороже. Да еще и периодически возникающие слухи о том, что с начала года ГАЗ откажется от моторов ЗМЗ вовсе…

«Волги» с двигателями ЗМЗ, конечно, будут – в начале года ГАЗ и ОАО «Северсталь-авто», которому принадлежит Заволжский моторный завод, подписали очередной договор, и отечественные двигатели для «Волг» и «Газелей» будут поставляться в Нижний в прежних объемах.

Другое дело, что потребители уже распробовали Chrysler – в ушедшем году более половины «Волг» продавалось с американским мотором. Да и ГАЗу удобнее использовать собственный Chrysler, а не покупной ЗМЗ. Тем более что доводка заволжского мотора до норм Euro 3 логично привела к некоторому усложнению и удорожанию конструкции. А хорошо прижившийся под капотом «Волги» американский Chrysler 2.4L DOHC выполняет эти требования без всяких переделок. Поэтому и план по двигателям на 2008 год таков: 15 тысяч агрегатов ЗМЗ и 30 тысяч – Chrysler.

20 миллионов

Обновленная «Волга» с мотором Chrysler носит индекс ГАЗ-31105-590 – именно такие составят две трети производственной гаммы легкового отделения в 2008 году. Остальное – варианты с моторами ЗМЗ, упрощенная версия такси, консервативный «директорский» ГАЗ-3102 и универсал, которого внешние обновления не коснулись вовсе.

Модернизация обошлась ГАЗу в 20 млн. евро – это самая крупная сумма вложений за последние четыре года. А главное достижение не решетка радиатора или единый (наконец-то!) ключ для всех замков, а совершенно новый салон. Аккуратная двухцветная панель словно заимствована у иномарки. Красивые приборы, фольксвагеновские дефлекторы вентиляции в центре и по бокам, «немецкий» блок управления светом, бокс-подлокотник между сиденьями, магнитола Blaupunkt с поддержкой формата MP3, подстаканники, климат-контроль… Да и серьезных нареканий на качество подгонки материалов у нас не возникло. Совсем другое дело!

Новый интерьер разрабатывали немецкие фирмы EDAG и Ho..rmann Rawema. Передняя панель имеет свой силовой каркас и устанавливается на автомобиль уже в собранном виде. Поставщик – нижегородский завод «Автокомпонент», который изготавливает пластиковые детали и сам же собирает их вместе со всей начинкой в единое целое. А симпатичные приборы поставляет владимирский завод «Автоприбор».

Новые формованные панели потолка, штурманские лампочки – все это тоже пришло с обновлением. А на подлокотнике водительской двери появился современный блок управления стеклоподъемниками, зеркалами (обогреваемыми!) и центральным замком. Датчик салонной температуры переехал на потолок – это позволит «волговской» печке, умеющей автоматически поддерживать заданную температуру, работать точнее. А при наличии кондиционера здесь получается полноценный климат-контроль! Вот только работает он странно – заметные перемены в салоне мы ощущали, только задавая совсем уж нереальные температуры. Да и зачем пользователю нужен диапазон от нуля до 99 градусов по Цельсию? Оказалось, что на машинах первой партии регулятор температуры задает не температуру вовсе, а некий процент от максимума. Но в автомобилях 2008 года выпуска газовцы исправят недостаток – регулятором будет задаваться именно температура. Увы, улучшить геометрию посадки старой машины уже почти невозможно, хотя коечто все-таки удалось сделать. Симпатичный руль приятно держать в руках – он стал на 8 мм меньше в диаметре и, как показалось, чуть толще. Мало того: баранка наконец-то стоит прямо (у прежних машин руль смотрел чуть в сторону) да к тому же регулируется по углу наклона и даже по вылету (заявленные диапазоны – 60 и 45 мм соответственно)! Неестественно изогнутый рычаг коробки уступил место более привычному и удобному, да и передачи теперь включаются легко. Сиденья? Газовцы уверяют, что диапазон продольной регулировки кресел вырос на 40 мм. А вот регулировка по высоте так и не появилась. Хорошо хоть прежние кресла теперь устанавливают в нижнее положение на заводе – раньше люди крупного телосложения переставляли их самостоятельно. Так что упираться макушкой в потолок теперь не приходится.

Все это хорошо, но по нынешним эргономическим меркам «Волга» все равно неудобна! Низкая посадка близко к рулю, на водительском месте тесно… Вот сзади хорошо, есть даже широкий подлокотник. Но для класса E тесновато.

Тише и плавнее

Двигатель Chrysler 2.4L DOHC – один из продуктов почившего альянса с фирмой Mitsubishi. Куда его только не ставили за 14 лет производства! Минивэны Chrysler Voyager, семейство Chrysler Cirrus/Sebring, внедорожники марки Jeep, ретрокар PT Cruiser… Изюминка в том, что этот двигатель можно устанавливать и продольно, и поперечно. Да и «Волге» он подошел без особых переделок: пришлось лишь изменить места крепления, чуть опустить балку передней подвески и подрезать часть внутреннего ребра жесткости капота, а также адаптировать выхлопную систему.

В отличие от двигателя ЗМЗ, распредвалы здесь приводятся ремнем, а два балансирных вала, по идее, должны обеспечить неведомую «волгарям» плавность работы. Впускной коллектор и клапанная крышка пластмассовые. Даже масса меньше – 179 кг против заволжских 187. Но адаптация к нашему топливу потребовала жертв – в российском исполнении Chrysler 2.4L DOHC развивает 137 л.с. вместо 150.

Вот почему особой прибавки в динамике мы и не ждали. Но управлять тягой приятнее – мотор охотно откликается на педаль газа, и после 2000 об/мин пусть не бойко, но стабильно и ровно раскручивается. С эластичностью порядок – даже на пятой передаче можно вполне сносно ускоряться. Увы, после 4000 об/мин, когда начинается самое интересное, в салон назойливо проникает пресловутый «волговский» шум выхлопа. Опять не удосужились настроить выпуск?

Другим путем

Нынешняя «Волга» – самая совершенная за всю историю модели. Такой она должна была стать лет десять назад. А ныне объемы сбыта неуклонно падают даже несмотря на ворох модернизаций.

Улучшать машину в мелочах газовцы обещают и дальше, но в целом тупик – довести эту конструкцию до современного уровня невозможно и нерентабельно, тем более что «Волга» постоянно дорожает. Новый салон прибавил к цене машины 32 тысячи рублей, нормы Euro 3 вкупе с прочими конструктивными изменениями увеличили стоимость автомобилей с моторами ЗМЗ еще на 12 тысяч. И пусть по соотношению цены и размеров «Волге» по-прежнему нет равных, покупатель ныне куда более требователен.

По плану «Волга» должна окончательно уйти в 2010 году, хотя на заводе надеются хотя бы еще года на два. Дальше легковое отделение ГАЗа пойдет по пути лицензионной сборки, и первой ласточкой станет Siber – перелицованный Chrysler Sebring предыдущего поколения, с которым мы познакомимся весной. Еще дальше в Нижнем пока не заглядывают… Впрочем, мы хотим ошибаться.

Подпишитесь на «За рулем» в