Наутро - в бой!

Наутро - в бой!

Их задача – не допускать чрезмерного охлаждения жидкости, циркулирующей в двигателе, чем страдают дизели, когда работают с небольшой нагрузкой. По существу, догреватель – это упрощенный (без насоса охлаждающей жидкости и органов управления) подогреватель, включающийся автоматически: иной автовладелец и не ведает о его существовании на своей машине.

Диагностика такого устройства проста: коли на дворе мороз, а в машине, даже при работе мотора на холостом ходу, тепло – беспокоиться не о чем. Что касается предпусковых подогревателей, то выявить их неисправности несколько сложнее.

Вы подошли к машине и слышите ровный несильный гул: подогреватель работает. А если нет? Вот с этого и начинается диагностика. Первое: не набился ли в подводящую воздушную трубу какой-нибудь мусор – бумага, полиэтиленовая пленка и т.п., способные напрочь перекрыть доступ воздуха. Бывает, что трубу забивает и в ней смерзается снег.

Если воздуха хватает, проверим предохранители. Их три в едином блоке (фото 1): за включение таймера отвечает 5-амперный, за подогреватель – 20-амперный, а включение вентилятора салона под контролем 25-амперного. Предохранители защищены прозрачными колпачками.

Оказывается, предохранители в порядке… Что дальше? Воспользуемся самодиагностикой блока управления. Если что-то барахлит, в памяти сохранится код ошибки. Модульный таймер и брелок телестарта позволяют выводить на свои дисплеи коды ошибок, а вот с мини-таймером нужен сканер (фото 2). Внешне он напоминает модульный таймер. Видите три провода? Первый – на минус, второй – плюс 12 В, третий диагностический. Подключаем его к синему проводу с белой полоской – он в общем пучке, соединяющем подогреватель с мини-таймером. Если ошибок несколько, просматриваем все. Код ошибки состоит из трех символов. Опытный мастер помнит наизусть самые распространенные, остальные можно подсмотреть в инструкции. Начнем с системы подачи топлива. Например, записан код F52 – возможно, засорен топливный фильтр насоса. Отвернув его штуцер 1 (фото 3), достаем сетку и промываем. С противоположной стороны насоса видна регулировочная втулка 2 (фото 3), изменяющая его производительность. Трогать ее не стоит – если нарушить заводскую настройку на оптимальный состав смеси, подогреватель заработает с перебоями либо вообще не станет запускаться.

Но чистка фильтра столь проста только на бензиновом варианте подогревателя. На дизельном обслуживание насоса займет гораздо больше времени, так как здесь он встроенный – придется снять подогреватель с автомобиля и вскрыть его. Исправный насос при работе щелкает – топливо положенными дозами поступает к горелке. Снимем подающий шланг и убедимся в этом. Если насос отказал по электрическим причинам: обрыв обмотки, короткое замыкание, отключился от сети и т. п. – блок управления зафиксирует соответствующий код.

Важно запомнить, что в вашем распоряжении лишь 10 попыток пуска капризничающего подогревателя. На одиннадцатой он заблокируется – в целях безопасности. Допустим, что-то перекрыло подачу воздуха, а водитель, не зная об этом, пытается запустить подогреватель: все включается (топливный насос, нагнетатель воздуха, свеча…), а смесь не воспламеняется. Она переобогащена. Вот блок управления и отключит систему. Но как удалить из камеры сгорания скопившееся топливо? Придется вскрыть агрегат. При разборке будут повреждены прокладки, а нам нужны непременно целые – готовим новый комплект. Сделали? Остается лишь удалить ошибку из памяти блока управления, ведь с кодом блокировки система не оживет. Здесь опять пригодится сканер. Дело в том, что очистка памяти от ошибки с помощью штатного брелока или модульного таймера хоть и предусмотрена, но процедура эта довольно запутанная. Со сканером куда проще.

Подогреватель может заблокироваться и при отказе насоса охлаждающей жидкости (фото 4). Довольно часто виновна в этом сама жидкость, если не обладает необходимыми антикоррозионными свойствами. Экономить, применяя вместо антифризов воду, бессмысленно – расплата придет довольно скоро! Насос закиснет, циркуляция жидкости через подогреватель прервется, и блок управления, защищая систему от перегрева, отключит ее. О том, что температура опасно повысилась, блок узнает от датчика перегрева (фото 5).

Вся электрика насоса тоже под контролем. Допустим, он сгорел либо в цепи питания обрыв – тогда блок управления его «не видит» и записывает в память код F41. А в случае короткого замыкания – F42. При некоторых неисправностях электрической части ремонт насоса себя не оправдывает – лучше заменить. Ну а засоренный насос иногда удается спасти.

Есть группа ошибок, связанных с неисправностями блока управления (фото 6). Этот узел герметичный (залит компаундом) и неремонтируемый. Самая банальная ошибка – F11: низкое напряжение в бортовой сети. Если оно меньше 10 В, подогреватель не запустится. А вот почему оно низкое – тема вечная, в том числе на страницах журнала. Придется заняться генератором, аккумуляторной батарей и т.д.

Блок управления чутко следит также за состоянием нагнетателя воздуха (фото 7) и свечи накала (фото 8). В случае чего тут же зафиксирует ошибки. Под контролем и реле включения вентилятора салона. Какой бы простой ни казалась ошибка, подогреватель не запустится, пока блок не убедится в исправности всех элементов системы. И это правильно! Нетрудно представить, чем может обернуться пожар под капотом в отсутствие хозяина машины.

Компоненты подогревателя не из дешевых. Монтаж – дело очень ответственное, поручить его стоит специализированному сервису – хотя бы ради сохранения гарантии. Но некоторые производители подогревателей вполне либеральны. Фирма «Эберспехер», например, дает гарантию на свои изделия два года и не препятствует их установке в гаражных условиях.

В этом свой резон. Иные наверняка предпочтут сэкономить 300–350 евро, которые затребует сервис только за монтаж системы. Тут владелец и задумается, чье изделие предпочесть. Упомянутый производитель уверен в надежности своей продукции и требует от автовладельца только добросовестного выполнения правил установки. Впрочем, такие либералы – исключение.

Специалисты причисляют подогреватели к необслуживаемым агрегатам. В чем-то они правы: тут ничего не надо смазывать, регулировать и т.д. Но все же есть нюансы! О главных мы рассказали. Кроме того, надо помнить, что механика нетерпима к застою – не реже одного раза в месяц ее следует включать, чтобы риск коррозии, закисания был минимален. Тогда подогреватель будет долго служить верой и правдой.

Подпишитесь на «За рулем» в