Бензины: где хуже?

Бензины: где хуже?

ЛУННАЯ ТОПОНИМИКА

Областные АЗС чем-то напоминают обратную сторону Луны: спрятались и живут своей жизнью. Тем интереснее исследователю! С основными справочными материалами и терминологией, а также процедурой забора проб и методикой испытаний можно ознакомиться в ЗР, 2008, № 1. Напоминаем: в стране одновременно действуют четыре «бензиновых»

ГОСТа и еще с десяток ТУ, поэтому даже в маркировке очевиден полный разнобой. Так, в ходе нынешней закупки мы нежданно-негаданно приобрели бензины семи наименований: АИ-92, А92, Аи-93, АИ-92с, А-92, Аи-92 и даже Аи-92 евро! Интуитивно понятно, что за всеми этими индексами скрывается примерно одно и то же, но у обратной стороны Луны — своя топонимика.

Впрочем, принимая лунные правила игры, мы дали собственные обозначения каждой емкости с бензином. Их кодировка известна только одному сотруднику редакции ЗР, а потому умышленная подтасовка результатов в испытательной лаборатории исключена. Пробы топлива отбирали непосредственно из пистолетов колонок — на экспертизу направили именно тот бензин, который заправляет в свой бак рядовой потребитель.

Дрянные необрезиненные пистолеты, способные отморозить тебе пальцы за одну заправку, еще не канули ни в лету, ни в вышневолоцкие каналы.
Дрянные необрезиненные пистолеты, способные отморозить тебе пальцы за одну заправку, еще не канули ни в лету, ни в вышневолоцкие каналы.

Планировали скупить все бензины дешевле 19 руб. Увы, к январю топливо подорожало: из сотни встретившихся нам ценников только два замерли на указанной отметке. Поэтому критерий отбора уточнили в рабочем порядке: в первую очередь, берем дешевые и малоизвестные бренды, заодно наведываемся на явно запущенные АЗС, а также те, где заметили что-то необычное. На вопрос, какой бензин лучше, ответит Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов.

АЙРТОН ИЛИ БЕН ДЖОЙС?

— Простите, вы не могли бы дать копию паспорта качества?

График изменения крутящего момента карбюраторного (ВАЗ-2108) двигателя при работе на разных бензинах
График изменения крутящего момента карбюраторного (ВАЗ-2108) двигателя при работе на разных бензинах

Наивный вопрос, правда? Если, конечно, его задает не представитель «Ростехрегулирования», а неприметный клиент АЗС. Но мы изображали как раз обыкновенную публику, ни с того ни с сего вспомнившую о своих правах. К счастью, нам никто не нахамил — просто выяснилось, что в результате метеоритного дождя или еще какой-то космической аномалии на всех АЗС… сломался ксерокс! А также компьютер, принтер и прочие средства оргтехники.

График изменения крутящего момента впрыскового (ВАЗ-2111) двигателя при работе на разных бензинах
График изменения крутящего момента впрыскового (ВАЗ-2111) двигателя при работе на разных бензинах

Разбойник из романа «Дети капитана Гранта» называл себя разными именами — по обстановке. Аналогичная причина побудила нас взять пробу бензина на одной из подмосковных АЗС: заметная за версту одноименная вывеска «ЛУКОЙЛ» не имеет ничего общего с оттиском на кассовом чеке! Который, как известно, выдают после заправки, а не до нее.

Если ваше авто переваривает керосин, заезжайте в Новгородскую область — здесь его полно. Заправщица уверяет: покупают «дальнобои», чтобы разбавлять солярку.
Если ваше авто переваривает керосин, заезжайте в Новгородскую область — здесь его полно. Заправщица уверяет: покупают «дальнобои», чтобы разбавлять солярку.

Информация о подобной двуликости поступала к нам давно. Подтверждаем: произносится — «ЛУКОЙЛ», а пишется — «ООО „Рестлэнд“. Чуть позже представитель ООО „ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт“ решительно подтвердил, что подобное использование бренда его компания считает незаконным. Что ж, пусть разбираются.

Загадочное место в Бологовском районе. Подъездные пути засыпаны снегом, колонки помнят времена «Догоним и перегоним», цена «92-го» на момент заправки — одна из самых высоких (20 руб. 20 коп.), а всего в паре километров — современные чистенькие АЗС. Однако
Загадочное место в Бологовском районе. Подъездные пути засыпаны снегом, колонки помнят времена «Догоним и перегоним», цена «92-го» на момент заправки — одна из самых высоких (20 руб. 20 коп.), а всего в паре километров — современные чистенькие АЗС. Однако

ПОЛЕТНОЕ ЗАДАНИЕ

Итак, пробы отобраны. Методика экспертизы, которую мы не без успеха апробировали ранее, изменений не претерпела. Суть ее проста — добавить к «обязательной» программе, то есть обычной проверке соответствия физико-химических параметров бензинов действующим ГОСТам, программу «произвольную». Нас интересует реакция двух реальных моторов — карбюраторного и впрыскового — на «цвет и вкус» отобранных нами бензинов.

Поскольку с паспортами качества обозначились проблемы, решили взять за основу наиболее «гуманный» ГОСТ Р 51105–97, в котором ни о каких «евро» даже упоминания нет. Но более современные и даже перспективные требования, конечно же, держали в памяти.

Результаты — в таблицах и в комментариях по каждому образцу.

ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ГАЛАКТИКИ

Разница в сравнении с 95-ми из Северной столицы (ЗР, 2008, № 1) оказалась существенной! Сразу «отличился» бензин от ООО «Линза», самый дешевый из испытанных. Мало того, что в него «не доложили» моторного октанового числа, он еще и слишком легкий — плотность не превысила 712 г/л при минимально допустимой 725 г/л. А значит, бензовоздушная смесь будет чрезмерно бедной. Удивило содержание в нем ароматических углеводородов: всего 8%. Что это — Евро VIII? Ведь даже согласно Евро IV — не выше 30%. Подобное характерно для прямогонного топлива! Да и то, что ОЧ, определенное по исследовательскому методу, равно аж 94,5 (почти как у образцов 95-го!) —при недопустимо низком моторном ОЧ указывает на сомнительное происхождение бензина. Это четко подтвердили моторные испытания — низкий предел детонации заметно снизил мощность.

У четырех образцов «гулял» фракционный состав. Мелочи, конечно, но есть проблемы посерьезнее: во ВСЕХ бензинах нашлось железо и следы марганца. Это — вредно! Железо, скорее всего, — от октаноповышающих присадок на базе ферроцена. Допустимые пределы не превышены ни в одной из проб, но приличные топливные фирмы уже давно чураются таких присадок. Да и требования к современным бензинам исключают использование металлосодержащих антидетонаторов. Возможно, для стареньких карбюраторных «лошадок» и такое горючее сойдет, но во впрысковые моторы с нейтрализаторами лить его нежелательно.

Очень по-разному реагировали моторы на тот или иной бензин. Если в первой экспертизе «вываливались» один-два образца, причем разница составляла 4–7%, то тут по отдельным параметрам дошла до 10–12%, а по токсичности —до десятков процентов. В чем дело? Да в разных источниках происхождения топлива! Внимание таблице: содержание ароматических углеводородов буквально прыгает от 8 до 48%! Содержание оксигенатов, то есть высокооктановых компонент, имеющих в своем составе связанный кислород, тоже меняется на порядок — от 0,05% до 1,3%. Да и антидетонаторы по-разному тормозят скорость сгорания. А все это очень сильно влияет на рабочий процесс. Сравните «моментные» характеристики моторов — и сразу станет понятно, на каком бензине мотор «едет», на каком — «тупит»… А ведь формально почти все бензины соответствуют ГОСТ! Значит, наша «произвольная» программа действительно более информативна, чем «обязательная». Но на то она и «произвольная»! 

Важный момент — уже вторая экспертиза показывает, что в моторах с карбюратором и впрыском результаты испытаний одного и того же бензина могут сильно отличаться. Почему? Из-за различия в условиях сгорания по составу смеси и в алгоритмах управления. К примеру, реальная детонационная стойкость бензинов, которую мы определяли в одном из тестов (не путать с ОЧИ и ОЧМ!), заставляет датчик детонации гонять угол опережения зажигания вперед-назад так, что мотор на некоторых бензинах и режим-то держит очень неустойчиво. А на «тупом» карбюраторном двигателе тот же бензин, пусть и с треском по детонации, выдает «чудеса»… Да и состав смеси на впрысковом держится четко, пусть иногда ценой повышенного расхода топлива, а вот на карбюраторном может меняться от бензина к бензину процентов на 5–7. И это — только «видимая сторона Луны».

И еще… В закупку мы включили по два одноименных бензина с разных АЗС — ООО «Новгороднефтепродукт» и «ПТК». Оказалось, не зря: насколько же они неодинаковые! И по составу, и по результатам моторных испытаний одни образцы в лидерах, а вторые — в «середнячках», если не сказать — в аутсайдерах.

Кстати, набор всякого «добра», одновременно выловленного в пробах, — и железа, и марганца, и метилтретбутилового эфира, говорит, скорее всего, о том, что этот «коктейль» получили смешением разных бензинов в танках АЗС. При таком подходе на стабильность качества рассчитывать особо не приходится.

РУЛЕТКА НА ЛУНЕ

Не все хорошо с бензинами в российских областях… Конечно, если уповать на преобладание в отдельных регионах автомобилей «карбюраторной эпохи», то от проблемы можно отмахнуться. А вот новенькую машину хорошо бы заправлять в одной из столиц — под пробку! Ведь, как выяснилось в результате нашей экспертизы, заправка даже на главной трассе России подобна рулетке. И если не повезет, то с обратной стороны Луны можно и не вернуться.

Заправка на трассах — это лотерея: можно «выиграть» и вполне приличный, и очень плохой бензин.

Брать топливо на АЗС известных брендов безопаснее — уровень контроля качества явно выше.

Одна из бед малых областных АЗС — невысокий оборот топлива. Отсюда — возможная нестабильность качества.

НАША СПРАВКА

ГДЕ и ПОЧЕМ?

В течение одного дня (22.01.2008) эксперты взяли 15 проб «92-го» бензина. Первую от последней отделяют границы четырех областей и 700 км пути. Всего по дороге встретилась примерно сотня АЗС, диапазон цен на которых — от 19 руб. 00 коп. до 21 руб. 30 коп.

Средняя цена бензина по пути следования в этот день составила:

— в Московской области — 19 руб. 92 коп.

— в Тверской области — 20 руб. 07 коп.

— в Новгородской области — 20 руб. 55 коп.

— в Ленинградской области — 20 руб. 13 коп.

Наименьшим оказался разброс цен в Московской области — 5,6%, наибольшим — в Тверской: 7,9%. Колебание стоимости литра топлива на всем пути следования достигло 12,1%. Самый дешевый бензин в этот день продавался в Тверской области (19 руб. 00 коп.), самый дорогой (21 руб. 30 коп.) — в Новгородской области. Средняя цена по всем АЗС — 20 руб. 10 коп.

Из 15 проб бензина одна взята в Подмосковье, пять — в Тверской области, еще пять — в Новгородской и четыре — в Ленинградской.

НАША СПРАВКА

ЗА ЧТО ПЕРВОЕ МЕСТО?

Проведя испытания по апробированной методике (ЗР, 2008, № 1), мы ранжировали полученные данные по введенным критериям.

Соответствие основных физико-химических показателей действующему ГОСТу — условие обязательное. Поэтому оценок две: «Годен» и «Не годен».

Далее — моторные испытания. Взяв за основу параметры двигателей, зафиксированные при работе на базовом бензине, специально «собранном» из заданного набора чистых углеводородных соединений, рассчитали относительные (в процентах) изменения параметров мощности, расхода топлива и содержания в отработавших газах токсических компонент СО, СН и NOх. Базовый бензин по октановому числу соответствовал группе 92-х бензинов, а по составу приближен к бензинам класса Евро IV. Рассчитали «усредненный моторный эффект» как сумму эффектов по мощности и расходу топлива с весовыми коэффициентами соответственно 0,33 и 0,66; и «усредненный экологический эффект» — как сумму эффектов по СО, СН и NOx с весовыми коэффициентами 0,2, 0,4 и 0,4 соответственно.

Кроме того, ввели еще два критерия. Первый — «Детонационная стойкость» — определяли по величине порога детонации реального двигателя при работе на испытуемом бензине по сравнению с базовым. Величины октановых чисел отследились этим критерием косвенно — по реакции мотора. Второй — так называемый критерий «Безопасность» — собран из трех показателей по содержанию железа, бензола и остатка в колбе. Он в какой-то степени характеризует склонность бензинов к образованию отложений в двигателе, как металлосодержащих, так и органических.

По каждому из этих шести показателей определили промежуточные баллы итоговой оценки — стэны. Топливу с худшим показателем присваивали 0 баллов, лучшему — 5. Остальные равномерно распределялись между ними пропорционально величине показателя. Из этих промежуточных баллов формировали итоговую оценку — путем их суммирования со своими весовыми коэффициентами. Их значения — в итоговой таблице.

Вадим Николаевич Воробьев, вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ», начальник Главного управления координации сбыта нефтепродуктов в России.

По-настоящему цивилизованным розничный рынок торговли топливом в России станет, на мой взгляд, лишь тогда, когда у потребителя исчезнет даже сама мысль о возможности приобретения некачественного топлива. Понятно, что для покупателя гарантией качества бензина на АЗС является, в первую очередь, бренд — вот почему наша компания активно борется с любыми попытками отдельных предпринимателей продавать под нашим флагом топливо неизвестного происхождения. Имя «ЛУКОЙЛ», одной из крупнейших нефтяных компаний в мире, не должно вызывать ни малейших разночтений и трактовок. Нам приятно, что ведущее автомобильное издание страны уделяет столь серьезное внимание реальному состоянию дел на российских АЗС, и мы готовы участвовать в организованной ЗР работе по экспертизе топлива.

Не соответствует ГОСТ

ООО «ЛИНЗА»

ИНН 006941003283 

Место и время заправки — Тверская область, Спировский р-н, с. Выдропужск, 22.01.2008, 11 ч 06 мин

Марка бензина (по чеку) A92 

Цена, руб./л 19–00 

Дешевенький, по нынешним временам, бензин из Выдропужска провалился по октановому числу и плотности топлива, чем и поставил себя вне закона.

+ Привлекательная цена

— Несоответствие стандарту — это нокаут. Все остальное значения не имеет

14-е место

ООО «НОВГОРОДНЕФТЕПРОДУКТ»

ИНН 5321059365 

Место и время заправки — Новгородская область, Новгородский район, автодорога Москва — С.-Петербург, 537-й км, д. Тютицы, АЗС № 28, 22.01.2008, 16 ч 11 мин

Марка бензина (по чеку) АИ-92с

Цена, руб./л — 20–60 

Самый дорогой из закупленных бензинов с экологией явно не в ладах: в любом моторе ведет себя хуже всех! Причина очевидна: содержание ароматики зашкаливает за 48%. А что такое АИ-92с, мы не знаем…

+ Хорошая экономичность, если не смотреть на цену.

— Повышенная токсичность ОГ, высокая цена.

13-е место

ООО «76-ОЙЛ-ТРАССА»

ИНН 006908006495 

Место и время заправки — Тверская область, автодорога Москва — С.-Петербург, АЗС на 305-м км, 22.01.2008, 12 ч 06 мин

Марка бензина (по чеку) — А92 

Цена, руб./л — 19–50 

С таким содержанием бензола жить этому бензину не дольше, чем до декабря 2008 года. А дальше он будет вне закона. Реальная детонационная стойкость низкая; как следствие — очень невысокие моторные показатели.

+ Не самая плохая экология впрыскового мотора, невысокая цена.

— Невысокие моторные показатели.

12-е место

ООО «М10-ОЙЛ»

ИНН 006924012440 

Место и время заправки — Тверская область, автодорога Москва — С.-Петербург, АЗС на 197-м км, 22.01.2008, 09 ч 40 мин

Марка бензина (по чеку) — АИ-92 

Цена, руб./л — 20–00 

Самое запоминающееся в этом бренде — пошлый рекламный щит у дороги. Ни по одному параметру бензин не выдал достойного результата.

+ Стандарту соответствует — вот единственный плюс.

— Отсутствие каких-либо достоинств.

11-е место

ООО «СО ТВЕРЬНЕФТЕПРОДУКТ»

ИНН 006905041501 

Место и время заправки (по чеку) — Тверская область, с. Куженкино (338-й км автодороги Москва — С.-Петербург), АЗС № 56, 22.01.2008, 12 ч 37 мин

Марка бензина (по чеку) — А92 

Цена, руб./л — 20–20 

На этой АЗС сделано все, чтобы отпугнуть клиента: легковушка застревает в сугробах, да и бензин недешев. Но если вы боитесь ферроцена, бензола и прочих вредностей, то вам — сюда!

+ Чемпион по безопасности: железо, бензол и остаток в колбе по общей совокупности здесь на минимуме.

— Низкая реальная детонационная стойкость.

10-е место

ЗАО «САНГА-ТОСНО»

ИНН 4716002969 

Место и время заправки —Ленинградская обл., г. Тосно, автодорога Москва — С.-Петербург, 637-й км, АЗС «Санга», 22.01.2008, 18 ч 54 мин

Марка бензина (по чеку) — АИ-92 

Цена, руб./л — 20–00 

Хороший уровень безопасности — главное достоинство ленинградского бензина. И высокое ОЧМ за весьма умеренную цену тоже порадовало. Мы «простили» некоторый прокол по фракционному составу. Но моторные показатели невысоки, особенно у современных двигателей.

+ Малое содержание железа и бензола.

— Во впрысковых моторах проявил себя не лучшим образом.

9-е место

ООО «ПТК-СЕРВИС» ФИЛИАЛ НОВГОРОДСКИЙ

ИНН 007826025442 

Место и время заправки — Новгородская область, Чудово, автодорога Москва — С.-Петербург, 581-й км, АЗС Чудово, 22.01.2008, 17 ч 26 мин

Марка бензина (по чеку) — Аи-92 евро

Цена, руб./л — 20–50 

Цивилизованная на вид АЗС продала бензин довольно среднего уровня: откуда в заявленном «евротопливе» железо? И ароматики для такого заявления многовато. Но с детонационной стойкостью — все хорошо.

+ Хорошие моторные показатели впрыскового мотора.

— Невысокая экологичность, определяемая довольно высоким содержанием ароматических углеводородов.

8-е место

ООО «АВРО „ТРУБНИКОВ БОР“

ИНН 4716028244 

Место и время заправки — Ленинградская обл., пос. Трубников Бор, автодорога Москва — С.-Петербург, 600-й км, 22.01.2008, 18 ч 23 мин

Марка бензина (по чеку) — Аи-92 

Цена, руб./л — 19–50 

Во впрыске вроде — лучший, в карбюраторе — так себе. При этом дешевый. Несмотря на это, в хорошую иномарку лить его не советуем — уж больно много железа. И чуть-чуть «не тот» фракционный состав

+ Лучшая детонационная стойкость. Лучшие моторные показатели впрыска.

— Большое содержание железа, незначительные нарушения фракционного состава.

7-е место

ООО «ОРБИТА-СЕРВИС»

ИНН 006908004314 

Место и время заправки — Тверская область, Вышний Волочек, Ленинградское шоссе, 2, 22.01.2008, 11 ч 43 мин

Марка бензина (по чеку) — АИ-92 

Цена, руб./л — 20–20 

Технически отсталая АЗС с морозящими руки пистолетами! А бензин — «средний» по всем статьям, включая цену. Но и явных проколов не обнаружили.

+ Достоинство — разве что в отсутствии явных недочетов.

— Автомобиль не станет ни мощнее, ни экономичнее, ни экологичнее.

6-е место

БАЛТИЙСКИЙ ФИЛИАЛ ООО «ТАТНЕФТЬ-АЗС-ЗАПАД»

ИНН 5009053687 

Место и время заправки — Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Бабино-2, автодорога Москва — С.-Петербург, 600-й км, АЗС № 1, 22.01.2008, 17 ч 58 мин

Марка бензина (по чеку) — А92 

Цена, руб./л — 19–50 

Тоже доживает последние месяцы — содержание бензола и железа на уровне требований прошлого века. Можно смело лить в карбюраторный мотор — там он работает хорошо. А вот в бензобаки современных авто — лучше не надо.

+ Лучшие моторные показатели в карбюраторе, невысокая цена.

— Хуже всех по железу и бензолу.

5-е место

ООО «ТИТАН-СН»

ИНН 5321025550 

Место и время заправки — Новгородская обл., Новгородский р-н, автодорога Москва — С.-Петербург, 543-й км, дер. Тютицы, АЗС-2, 22.01.2008, 16 ч 31 мин

Марка бензина (по чеку) — А-92 

Цена, руб./л — 20–00 

Странного вида АЗС продала не менее странный бензин. Вроде всем хорош, и ОЧМ практически, как у 95-х, но впрысковым моторам он почему-то не нравится. А для карбюраторных машин — нормально.

+ Детонационная стойкость и безопасность — одни из лучших

— Невысокие показатели на впрысковых моторах.

4-е место

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, ИП БОРОДКИНА М.А. 

ИНН 532114027891 

Место и время заправки — Новгородская область, автодорога Москва — С.-Петербург, 556-й км, АЗС 556, 22.01.2008, 16 ч 58 мин

Марка бензина (по чеку) — Аи-92 

Цена, руб./л — 20–30 

АЗС 556 на чеке — это не номер АЗС, а по-видимому, километровый указатель! Однако бензин очень даже ничего. Хотя по моторным показателям, увы, не блещет — все средненько. Зато совершенно безопасно.

+ Хорошие детонационная стойкость и безопасность.

— Моторные показатели довольно низкие.

3-е место

ООО «РЕСТЛЭНД»

ИНН 7701331846 

Место и время заправки — Московская область, Лобненский район, пос. Клязьма, Международное шоссе, вл. 18, 22.01.2008, 06 ч 51 мин

Марка бензина (по чеку) — АИ-92 

Цена, руб./л — 20–50 

Если вам нужен «ЛУКОЙЛ», ошиблись адресом — мало ли что написано на вывеске. Однозначную оценку этому бензину дать нельзя. Железа много, детонация — рядом, хотя октановое число очень высокое. Впрыск с ним не блещет, зато в карбюраторе — все очень неплохо. И здесь некоторые странности с фракционным составом.

+ Лучшая экологичность на карбюраторном моторе.

— Невысокий реальный порог детонации при высоком октановом числе — странно, не правда ли? Высокая цена.

2-е место

ООО «НОВГОРОДНЕФТЕПРОДУКТ»

ИНН 5321059365 

Место и время заправки — Новгородская обл., автодорога Москва — С.-Петербург, 510-й км, АЗС № 35, 22.01.2008, 15 ч 34 мин

Марка бензина (по чеку) — Аи-93 

Цена, руб./л — 20–60 

Новгородский бензин удивляет непостоянством: 14-е место —точно у такого же бренда! Здесь же, в отличие от собрата, содержание ароматики — минимальное, железа — следы, бензола — немного. Но показатели неровные: впрысковому мотору похвастаться особо нечем, в отличие от карбюраторного. Однако по сумме показателей почти все остались позади.

+ Хорошие показатели экологичности у впрыска, низкое содержание ароматики и железа.

— Неважные моторные показатели впрыскового мотора.

1-е место

ООО «ПТК-СЕРВИС»

ИНН 007826025442 

Место и время заправки — Ленинградская обл., пос. Шушары, Московское шоссе, АЗС № 176, 22.01.2008, 19 ч 44 мин

Марка бензина (по чеку) — А92 

Цена, руб./л — 20–50 

Ближайшая к Питеру АЗС оказалась лучшей и по сервису, и по бензину. Однако ни в одной номинации этот бензин не победил: выигрыш обеспечило ровное выступление во всех категориях испытаний.

+ Как в боксе — победа по очкам.

— Средние моторные показатели при немалой цене.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые