Парковка: судьба резидента

В Москве власти проводят большой парковочный эксперимент. Признают успешным – распространят по всем городам страны. Авторы внимательно следили за его постановкой.

С 1 ноября прошлого года платным стал относительно небольшой – площадью менее 1 кв. км – сегмент между Бульварным и Садовым кольцами. Выбрали его неслучайно: по статистике, здесь регистрировалось больше всего нарушений правил остановки и стоянки. Тут не так много жилых домов – всего 43, среди них и современные элитные здания, и панельные девятиэтажки, заселенные еще в 70-е годы прошлого века. А еще немало офисов как государственных организаций, министерств, ведомств (например, здесь находится знаменитый МУР), так и частных компаний; есть маленькие магазины и огромные торговые центры, рестораны, театры… И знаменитый цирк на Цветном. Словом, полный срез московской жизни.

КОМУ ЧТО ПОЛОЖЕНО

С прошлого года здесь стоянка вдоль улиц только платная, любое из 560 мест обойдется в 50 рублей за час. Зато свободный пятачок искать не надо: полно электронных табло, которые сообщают, где можно припарковаться. И пустующих мест хватает. Автомобилисты отреагировали живо – забили все соседние кварталы: там пока бесплатно. Нарушителей правил в платной зоне ловят видеокамеры, установленные на специальных машинах, которые курсируют здесь с интервалом в 15 минут. Наказывают быстро – машину заберет эвакуатор или по почте прилетит штрафная квитанция.

В первые месяцы работы платной зоны консультанты встречают водителей на улице и объясняют, как себя вести.

Сразу же выяснилось несколько проблемных моментов. Например, парковку невозможно было оплатить эсэмэской. Парковочные карты где попало не купить – места надо знать. Паркоматы отказывались принимать кредитки. За пару недель кое-какие недочеты устранили.

Паркомат принимает только специальные и кредитные карты. Никаких наличных!

Но тяжелее всего оказалось договориться с местными жителями. Среди них полторы тысячи автовладельцев. В районе всего один паркинг – подземный гараж рядом со станцией метро «Цветной бульвар». Машиноместо стоит минимум 1,7 млн. рублей, аренда – от 12 тыс. в месяц. Во дворах своих домов москвичи пытаются огородиться шлагбаумами. Но все равно в парковочном эксперименте мест на всех не хватает, даже при том что спустя месяц власти выделили еще 120 бесплатных парковок. Бедные жители центра...

Местные жители пытаются отгородить придомовые территории от пришельцев. А те регулярно ломают шлагбаумы и навесные замки на воротах.

В начале декабря столичный градоначальник распорядился выдать обладателям «карт резидента» парковочные абонементы, на каждую квартиру по одному (если у дома нет дворика, то по два). С таким абонементом можно парковаться где и сколько угодно, стоит он 3 тыс. рублей в год.

Московский эксперимент в районе Цветного бульвара продолжится до конца февраля. Полагаем, его признают состоявшимся и в наступившем году опыт распространят на всю территорию внутри Бульварного кольца, а в 2014-м – в пределах Садового. Через два года все уличные парковки в Центральном округе столицы станут платными. Столичный опыт тут же начнут перенимать и остальные города-миллионники.

PARKINGUS VULGARIS И ДРУГИЕ ЗВЕРИ

Самый распространенный вид – Parkingus vulgaris, то есть парковка обыкновенная:

когда граждане занимают все свободные места вдоль проезжей части, на газонах, тротуарах и т. д. Денег за это не просят, поэтому желающих оставить машину на бесплатном пятачке много. В связи с этим особенно велик дефицит таких мест у станций метро, вокзалов. Минус – незащищенность автомобиля: его могут задеть проезжающие.

Законный подотряд Parkingus vulgaris – стоянка во дворе, Parkingus domesticus:

Тут автомобиль сохраннее, чем на улице, и платить тоже не надо. Главное – мирно разобраться с соседями, ведь свободных мест во дворе, как правило, меньше, чем желающих поставить авто.

В столице недавно появился район, где можно найти только платную парковку – Parkingus meritorius.

В последние годы в крупных городах наконец-то начали организовывать перехватывающие парковки, Parkingus interceptus:

По идее, они должны располагаться рядом с крупными транспортными узлами, в местах пересадки на общественный транспорт при въезде в город. И плата за место на такой стоянке должна быть невысокой, чтобы приучить автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт. К сожалению, в столице целый ряд таких парковок построили в неудобных местах. В Подмосковье у властей до этого руки еще не дошли, а потому местные жители сами завели привычку оставлять машины у железнодорожных станций. Парковки вида Рarkingus interceptus бывают многоэтажные (multitabulatis), одноэтажные (simplex), иногда платные (meritorius), иногда бесплатные (gratis).

В крупных городах заехать на Parkingus аd stationem:

то есть припарковаться близ вокзала или аэропорта, могут только представители профессиональных сообществ (таксисты, например), простые же автомобилисты имеют право лишь быстро разгрузиться – и прочь!

Есть еще так называемые служебные парковки. Если Parkingus officialis располагается на внутренней территории офиса (во дворе) – никаких проблем. Но часто сотрудники компании (ресторана, магазина и т. п.) пытаются захватить кусок улицы (тротуара) возле их здания, вешают таблички типа «Стоянка для служебных машин». Это незаконно, и депутаты даже рассматривают законопроект, предусматривающий высокие штрафы для таких захватчиков. Две разновидности служебных парковок можно назвать экстремальными. Первая – Parkingus officialis «possessores potentia»:

когда представители органа власти огораживают для своих часть улицы или даже перекрывают целый переулок в центре города! Для них, как известно, закон не писан. А вторая – Parkingus officialis protervus. Это когда люди, отвечающие за такую стоянку, наглеют настолько, что берут деньги с обычных автомобилистов за право постоять на «их» территории.

Есть еще мутации парковок. Например, Parkingus subterraneus tabernae – подземная стоянка под магазином (бывают как платные, так и бесплатные). Еще в Москве действует как минимум один Parkingus machinarius (механизированный):

возле телецентра «Останкино». Он не слишком дорогой и, видимо, очень прогрессивный, но там никто не оставляет машины, ведь вокруг можно найти бесплатное местечко (Parkingus vulgaris).

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Проблема нехватки парковок стара, как автомобиль: первый регулирующий акт был издан 100 лет назад в США. И с тех пор разные страны идут по одному и тому же пути.

Как правильно припарковаться в зарубежных столицах?

Лондон.

Большинство лондонских улиц утыкано счетчиками, где написано, сколько стоит парковка, как долго можно держать машину на этом месте. Максимальная длительность стоянки в центре, как правило, не превышает двух часов. Стоимость парковки определяется местными советами районов и зависит от множества факторов. Самая высокая цена – в центре и на популярных торговых улицах: 4 фунта в час (примерно 7 долларов, или 220 рублей). В других районах стоимость парковки куда ниже, но не менее 1,5 фунта в час. По ночам (с 20:30–21:30 до 5:30–6:30; в зависимости от района) и в выходные парковка в Лондоне бесплатная, даже в центре. Для всех.

Но вообще местные жители, если у них нет подземных парковок или гаражей, а они хотят оставлять автомобили на улице и днем, вынуждены ежегодно покупать так называемый resident permit («разрешение для жителя»). Его цена зависит от района – от 100 фунтов на окраинах до 5 тыс. фунтов для жителей фешенебельных районов. Штрафы за нарушения правил парковки немаленькие: от 40 до 100 фунтов, не говоря уже о том, что колесо автомобиля блокируют. Вызволить машину стоит от 45 до 60 фунтов. Бесплатные парковки в центре есть только для инвалидов.

Въезд в центр города платный. Местные жители покупают годовой абонемент по цене от 83 до 115 фунтов. От платы освобождаются владельцы электромобилей, гибридов и машин, работающих на газе. Пропуск на день обойдется в 8 фунтов, так что выгоднее купить за 10 фунтов временное разрешение на 14 дней.

Париж.

Здесь стоимость парковки щадящая: 2–3 евро за час (в зависимости от района). При этом машину можно оставить, как правило, не более чем на два часа. Оплата производится специальными Paris Carte («парижская карточка»), которые продаются за 10–30 евро в табачных киосках и кафе. Квитанцию, которую выдал автомат, надо обязательно положить под стекло автомобиля, иначе машину заблокируют или утащат на эвакуаторе. В Париже множество подземных парковок за 2,5–4 евро в час, без ограничения времени пребывания. Оплатить стоянку можно с помощью Paris Carte, пластиковой карты или наличными.

Бесплатно можно парковать машину только в воскресенье, а в будний день – с семи вечера до восьми утра.

Лучше внимательно изучить требования знака и правила парковки, чтобы не оказаться в подобной ситуации.

Берлин.

В столице Германии немало как платных, так и бесплатных (даже в центре!) парковок. У местных жителей есть право оставить свой автомобиль за небольшую плату, но для этого придется получить «паркаусвайс». Достаточно предъявить техпаспорт автомобиля, любой документ, подтверждающий, что ты живешь по этому адресу, – например, оплаченный счет за электричество – и расписаться в реестре, что других парковочных мест в городе не имеешь. Остается заплатить символическую сумму – 20,4 евро на два года! – и получить наклейку на стекло. Всё, можно держать машину рядом с домом или на специальной парковке, которую обязаны предоставить районные власти.

Для остальных категорий водителей парковка в центре Берлина – это дорого (до 5 евро в час) и мучительно: свободное место можно искать долго. Поэтому гостям города удобнее и дешевле пользоваться общественным транспортом.

Около любой фирмы (магазина, офиса) есть забронированные места на улице или в подземном паркинге («Только для клиентов» или «Только для машины с номером XXX»). Понятно, что время пребывания клиентских авто ограничено.

Во многих странах Европы есть льготы по парковке для электромобилей и небольших машин.

Нью-Йорк.

Большинство жителей Нью-Йорка автомобилей не имеет и перемещается на общественном транспорте. Объяснение простое: уличных парковок на Манхэттене нет, а паркинг недешев – 25–40 долларов за день. Штраф за неправильную парковку – от 150 долларов, если же машину увезет эвакуатор – плюс еще 300 долларов за освобождение.

Въезд в центр формально бесплатный, но на самом деле за проезд по мосту или туннелю придется заплатить 5–10 долларов. Очень дорого может обойтись попытка оставить на ночь у дома грузовик: 250 долларов за первый раз, 500 долларов – за второй. Если у владельца авто набегает 500 долларов штрафов за неправильную парковку, его машину по закону лишают регистрации.

Прага.

Припарковать автомобиль в центре можно, но это потребует определенных навыков, особенно в рабочие дни. В городе три зоны: в оранжевой можно оставить машину максимум на два часа, в зеленой – на шесть часов, а синяя предназначена только для местных жителей и служебного транспорта.

Надо внимательно читать табличку под знаками! Как правило, все стоянки в центре платные только с понедельника по субботу, с 8:00 до 18:00. Тариф – от 30 до 40 крон в час (1,5–2 доллара). Куда выгоднее оставить машину на перехватывающей парковке. Их полно на окраинах, у станций метро. Плата – всего 20 крон в день. Так что и в Праге разъезжать на автомобиле невыгодно.

Максим ЛИКСУТОВ, руководитель департамента транспорта Москвы:

«По нашим замерам, проведенным совместно с ГИБДД Москвы, загруженность дорог, расположенных в пилотной зоне, снизилась на 30%. Среднее время стоянки одного автомобиля на платной парковке 1 час 20 минут. Платные парковки задействованы в течение дня на 80%. Самый насыщенный день недели здесь четверг».

Подпишитесь на «За рулем» в