Мал мала круче

МАЛ МАЛА КРУЧЕ

ТЕХНИКА

/ТЮНИНГ

МАЛ МАЛА КРУЧЕ

"ОКА" С ДВИГАТЕЛЕМ "ТАВРИИ"

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

В прошлом вазовская, а ныне челнинско-серпуховская микролитражка выпускается более 12 лет - с 1989 года. Самая большая модернизация за это время - увеличение рабочего объема двигателя на сотню "кубиков", с 650 до 750 смз. Было это в 1996-м. Сменился и индекс, с 1111 на 11113, но автомобиль намного резвее не стал. У большинства владельцев педаль акселератора на "Оке" по-прежнему ассоциируется с двухпозиционной кнопкой "вкл./выкл." - либо газ нажат до пола и машина разгоняется, либо отпущен - тогда она катится или стоит. Промежуточные положения как будто не нужны. Да и вообще, автомобиль примелькался, если не сказать приелся - необходимость модернизации назрела. Тем более, что новая "Ока-2" появится не раньше 2005 года (см. ЗР, 2002, № 2). И вот...

ЮЖНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

С фирмой "Астра-Кар" из Набережных Челнов и некоторыми ее изделиями читатели уже знакомы (см. ЗР, 2000, № 9). Но если длиннобазная "Ока" и "Ока"-пикап еще ждут своего часа, то ВАЗ-11301 - микролитражка с четырехцилиндровым двигателем МеМЗ - уже освоена в мелкосерийном производстве. Ее нам и выпала честь пилотировать.

Первые секунды в салоне супер-"Оки" - первые впечатления. Непривычный звук из-под капота, необычная схема переключения передач: первая и третья на себя, вторая и четвертая от себя. Впрочем, все это мелочи, к которым быстро привыкаешь. Главное - впереди.

Стартуем на снегу (так уж случилось). Несмотря на 49-сильный мотор, троганье не очень комфортное - сцепление слабовато. Зато дальше это уже совсем другой автомобиль. На первых двух-трех передачах машина чутко следит за вашей правой ногой, живо реагируя даже на небольшое добавление газа. Да и на четвертой тягу нужно дозировать, а не просто включать или выключать. На рыхлом, но неглубоком снегу "Астро" (так нарекли машину) норовит сорваться в пробуксовку аж на третьей передаче - серийная "Ока" здесь и разгоняться-то откажется. Выехав на асфальт, понимаешь, что автомобиль приобрел другой характер (стал довольно проворный) и теперь управляется не только рулем, но и газом.

Сидя в "Оке", стремительность воспринимаешь особенно эмоционально. Обгон на таком автомобиле - уже не поступок, а неотъемлемый элемент движения.

На шоссе максимальная скорость возросла со 130 до 150 км/ч, хотя субъективные впечатления - вот-вот самолет обгонишь. Но, разогнавшись, нужно вовремя остановиться - с этим чуть хуже. Тормоза на машине остались прежними. В требования ГОСТа они, конечно, укладываются, но в потоке с другими шустрыми машинами ехать (а главное - тормозить) стало неуютно. Тем более, биение тормозов у "Оки" - фирменная болезнь. Зато еще от одной хронической хвори, кажется, удалось избавиться. Любимые всеми "оководами" двухвыводные катушки теперь отказывать не будут - их нет: здесь обычная бобина и старина распределитель.

Колеса на нашей машине оказались родными, "оковскими", но это скорее обходной вариант. Должны стоять 13-дюймовые - такие можно купить и для обычной "Оки". Других видимых изменений, кажется, нет. Разве что панель с "шестой" комбинацией приборов, но такая встречается и на обычной "Оке".

ЗАГЛЯНЕМ ВНУТРЬ

Как мы уже сказали, под капотом "Астро" разместился "гарный двигун" - четырехцилиндровый МеМЗ-2451. Почти такой же, как у "Таврии", только с другой головкой цилиндров - под "80-й" бензин. В таком дефорсированном варианте мотор отдает 36 кВт/49 л. с. Правда, эти данные получены без резонатора и глушителя - на машине может получиться чуть меньше.

Коробка передач тоже не совсем "таврическая" - четырехступенчатая. Отличается от известной пятиступенчатой примерно тем же, чем классические коробки ВАЗов с четырьмя и пятью ступенями: покороче, без хвостовиков и дополнительных шестеренок на них. Но даже в усеченном варианте агрегат оказался длинноват: понадобилось на 9 мм подрезать брызговик. Впрочем, и в мировой практике подобное встречается.

Для передачи возросшего момента пришлось воспользоваться другими шарнирами равных угловых скоростей. Внутренние "гранаты" - от "Таврии", наружные - фирмы GKN. В перспективе инженеры рассчитывают получать от известной фирмы приводы в сборе.

Очевидно, что на машине используется другая приемная труба и система зажигания. Перекочевала в багажник запаска. Правда, для нее пришлось в заднем коробе прорезать нишу на 4 см. Радиатор, аккумулятор, расширительный бачок и прочие подкапотные мелочи остались на месте.

Итак, в семействе маленьких скромных машинок появились "особи", способные изменить мнение об "Оке", как тихоходной "божьей коровке". Пожалуй, "зубило" за пояс не заткнем, но огрызнуться можем.

Производят "Астро" пока в небольших количествах - около 50 штук в месяц. Есть, говорят, у нее шансы попасть на конвейер, но вряд ли это произойдет скоро. Цена? Если обычная "Ока" стоит чуть меньше 70 тыс. руб., "Астро" обещают продавать немного дешевле 80.

Другая катушка зажигания...

...распределитель......приводы...

...подрамник, приемная труба...

...и "80-й" бензин.

Запаска легла на пол багажника.

"АСТРО" ВАЗ-11301

Число мест 4

Снаряженная/полная масса н. д.

Размеры (д х ш х в), мм 3200х1565х1400

Максимальная скорость, км/ч около 150

Время разгона с места до 100 км/ч, с н. д.

Рабочий объем двигателя, смз 1091

Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 72х67

Мощность, кВт/л. с. 36/49

Крутящий момент, Н.м 78

при об/мин 3500

Расход топлива, л/100 км около 5

Подпишитесь на «За рулем» в