Поговорим о шасси

ПОГОВОРИМ О ШАССИ

ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗа

ПОГОВОРИМ О ШАССИ

На вопросы читателей отвечают

начальник бюро доводки тормозных систем Александр ЛЮБИМОВ, начальник бюро доводки рулевого управления Николай ОВЧИННИКОВ, инженер-испытатель отдела доводки шасси Владимир ХРОМОВ, начальник бюро доводки эргономических показателей Владимир НАКЛОННОВ.

Не могу добиться нормальной работы регулятора тормозов на VAZ 2109: на скользкой дороге задние колеса "берут" раньше передних. Если стоят "европейские" пружины, то какой должен быть зазор в регуляторе?

Зазор между кронштейном и пластинчатой пружиной, поджимающей поршень регулятора, при любых пружинах подвески "Самары" должен составлять около 2 мм (это не регулировочный, а справочный размер). Обращаем внимание на то, что его следует выставлять на автомобиле в снаряженном состоянии, когда тот стоит на дороге (смотровой яме, полу гаража и т. п.). На машине, вывешенной на подъемнике или поднятой на домкрате, эту операцию проводить недопустимо.

Регулировочный зазор подобран для серийных колодок, чьи фрикционные характеристики соответствуют техническим условиям производителя автомобиля. Если же на машине стоят колодки с накладками из "левого" материала, возможны отклонения в работе тормозов даже с правильно налаженным регулятором.

Давление срабатывания регулятора при частичной нагрузке на автомобиль составляет около 30 кгс/см2, блокировка же колес при торможении на льду происходит при более низких давлениях. Так что на лед ориентироваться не стоит. Ведь регулятор давления - не аналог АБС, у них разное назначение. Кстати, независимо от наличия подобных систем езда по льду в первую очередь требует осторожности.

Хотел бы установить на свой VAZ 2101 вакуумный усилитель тормозов. Есть ли в этом смысл? Если да, то как это правильно сделать?

Смысл в такой доработке машины есть - усилие на педали тормоза уменьшится, а значит, тормозить станет легче и удобнее. Не случайно на автомобилях более поздних моделей вакуумный усилитель получил постоянную прописку.

Однако установить его не так просто. Кроме самого усилителя с индексом 2103, потребуется блок педалей в сборе (тоже 2103). Придется доработать конфигурацию отверстия в щите передка, так как установка вакуумного усилителя потребует увеличить расстояние между главными цилиндрами тормоза и сцепления. Еще понадобится шланг для "подвода" вакуума из впускного коллектора, в последний потребуется врезать еще и специальный штуцер, по размерам аналогичный "ноль третьему". Другой выход - купить и установить впускной коллектор 2103.

Можно ли установить на переднюю стойку "восьмерки" "десятую" верхнюю опору?

Общая высота (вместе с верхней опорой) стоек VAZ 2108 и VAZ 2110 одинакова. Но расстояние S между привалочной плоскостью "десятой" опоры (см. рис. поз. а) и опорным подшипником больше, чем у "восьмерочной" (поз. б). Поэтому при установке опоры 2110 на стойку 2108 общая высота последней недопустимо увеличивается. При ходе отбоя такой "усовершенствованной" стойки и вывернутых колесах угол складывания наружного ШРУСа окажется больше допустимого - ШРУС может заклинить. В такой ситуации легко повредить на крутом повороте ШРУС внутреннего (по отношению к повороту) колеса.

Поэтому подобная сборка не рекомендуется, как, впрочем, и "обратная": опора 2108 попросту не влезет под капот "десятки", при поворотах пружина будет касаться кузова. Единственное допустимое сочетание - установка стойки 2110 (в сборе с опорой) на "Самару". Но имейте в виду, что, кроме геометрических параметров, стойки (амортизаторы) 2108 и 2110 различаются и по характеристикам, а потому замена повлияет на поведение автомобиля.

Как проверить геометрию задней балки VAZ 2108 и можно ли ее выправить в гараже?

В домашних условиях можно проверить только развал колес (или вертикальную деформацию балки) с помощью отвеса. Более серьезный контроль следует доверить специалистам СТО. Вообще же править заднюю балку "Самары" не принято, так как у нее довольно сложная пространственная конструкция. Обычно разумнее ее заменить.

Есть ли конструктивные особенности у редуктора заднего моста VAZ 2106 по сравнению с моделями 2101...2105? Если нет, то чем объяснить повышенный шум редуктора?

Редукторы "классики" отличаются только передаточными числами (количеством зубьев) главной пары. Редуктор 2106 имеет передаточное число 3,9; 2103 - 4,1; 2101 - 4,3 (это редкая пара); 2102 - 4,44 (сегодня уже не выпускается).

Причин повышенного шума редуктора несколько. Это недостаточное количество масла или несоответствие его характеристик ТУ, износ зубьев главной пары, дефект подшипников или их неправильная регулировка.

Посоветуйте, какой руль установить на "Самару". Штатный закрывает часть комбинации приборов, к тому же баранка тонкая. Мне, например, нравится руль от автомобиля " Фольксваген Гольф II"...

Сегодня все переднеприводные модели комплектуют баранкой 2110 диаметром 380 мм, "нивы" и "классику" - 2107 или 21213 (диаметром 400 мм). Кроме диаметра, рулевые колеса различаются еще модулем и количеством шлицев, так что на "Самару" или "девятку" "классический" руль (или наоборот) установить невозможно.

Размер рулевого колеса подобран для "Самары" с учетом требований эргономики. При правильной посадке оно не должно перекрывать циферблаты приборов. Размеры сечения баранки могут незначительно различаться в силу технологического разброса. Попробуйте подобрать такой руль, который покажется более удобным. Что касается нестандартных рулей, то вряд ли имеет смысл безоглядно следовать моде. Например, удобные на прямой дороге рули с выступами могут разочаровать на поворотах, а деревянные - опасно скользить в руках.

Кроме эргономических параметров, при конструировании рулевого колеса учитывается и пассивная безопасность автомобиля. Рули 2108 и 2110 снабжены специальным деформируемым узлом, смягчающим при аварии удар грудной клетки о баранку. Ставить руль неизвестной конструкции, даже если он подойдет по шлицам, не стоит.

Верхняя опора стойки: а - VAZ 2110, б - VAZ 2108.

Подпишитесь на «За рулем» в