Голубое пламя

ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ПОД ГАЗОМ

ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ

ВМЕСТО БЕНЗИНА - ПРОПАН

ТЕКСТ / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ

Многим россиянам уже сейчас проще наполнить бак под пробку слезами, чем бензином - а он все дорожает. Каждое повышение цен повышает и спрос на карбюраторы "Солекс". За 15 лет они обросли мифами о сумасшедшей экономичности, и те, кто верит в это, готовы отдать за "чудо-карбюратор" 1500-2000 рублей в надежде сэкономить на пару бутылок пива с сотни километров.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО

А между тем можно уменьшить расходы на топливо почти в два раза, и не думая о карбюраторе. Примерно полвека ездят у нас на сжиженном нефтяном газе (СНГ) - пропан-бутане, который всегда стоил вполовину дешевле "76-го" бензина. Выигрыш очевиден, даже при том, что расход его на 10-20% выше, чем бензина, - результат более низкой теплоты сгорания и худшего наполнения цилиндров рабочей смесью. Немного снижается мощность, а вместе с ней максимальная скорость и динамика. Но часто ли они нам нужны? Обычно переходят на газ, чтобы на дачу ездить или сделать машину рабочей лошадкой, а не в дворовых гонках участвовать. Заметим попутно, что на газе ездит вся Европа - с гораздо более высокими скоростями и лучшими, чем в России, дорогами.

Объективный недостаток газа - необходимость где-то разместить баллон. По требованиям прочности и веса он не может иметь "вольную", как у бензобака, форму, а значит, и занять его место. Здесь один выход - урвать полезное пространство у багажника. А у того грузоподъемность редко больше 50 кг - и выходит, что рядом с баллоном, вес которого тоже почти такой же, много не повезешь. Но мы народ смелый - и сколько машин гробим "перегрузом", знает только бог. Разумный выход для любой машины, не только "газовой", - груз в прицепе.

НЕ СГОРИТ НА РАБОТЕ

При ремонте мотора, работавшего на газе, не найдешь лопнувших поршневых колец и перемычек. Октановое число 95-115 единиц позволяет избежать детонации даже двигателям со степенью сжатия 10-12. Но у наших она только 8,2-9,5, из-за чего скорость сгорания газовоздушной смеси ниже, чем бензовоздушной. К тому же в "газовом" моторе не происходит дополнительного охлаждения деталей в камере сгорания от испарения капелек бензина. Все это повышает теплонапряженность выпускных клапанов и их седел. Так что совсем не будет лишним несколько (на 4-5°) увеличить угол опережения зажигания и чаще проверять его. А еще желательно увеличить на 0,05-0,075 мм тепловые зазоры клапанов.

Температурный режим зависит и от состава газовоздушной смеси. За это отвечает редуктор. Как и в бензиновом моторе, здесь недопустимо чрезмерное обеднение или обогащение смеси.

Нелегка жизнь карбюратора на "газовом" двигателе. Служа в роли подставки для смесителя, он без бензина быстрее "стареет": разбалтываются оси заслонок, протирается поплавок, сохнут резинки. Но не будем дальше нагонять страх - лучше порадуем читателя: с исправной газовой аппаратурой двигатель ходит раза в полтора дольше. Нет капелек бензина, смывающих масло со стенок цилиндров холодного мотора, нет осмоления карбюратора, впускного тракта и клапанов. Моторное масло не разжижается, меньше загрязняется продуктами сгорания и ходит на 30% дольше. А так как скорость сгорания смеси ниже, мотор работает мягче и тише.

ПРО ЗАПАХ

Его пропан-бутану придает специальный одорант - этилмеркаптан. Мал его процент в топливе, но вонюч же он... Благодаря этому удобно контролировать утечки. Этот запах, сопутствующий работе двигателя, часто принимают за СО, СН и NOх вместе взятые. На самом деле токсичность отработавших газов у двигателя, работающего на СНГ, почти в два раза меньше, чем у бензинового "под Евро IV". И придраться к выхлопу не смогут не только инспекторы ГАИ при техосмотре, но даже украинские "экологи" на въезде в Крым.

КУПИТЬ И ПОСТАВИТЬ

Десять-пятнадцать лет назад купить и установить ГБО (газобаллонное оборудование) можно было только в крупных городах. Редко располагались и заправки. Сейчас не то. Купить аппаратуру и заправить машину газом можно, наверно, в каждом райцентре. Если с ГБО что-то случилось, на заправке подскажут, где ее отремонтировать, хотя запчастей к экзотической корейской и более распространенной голландской аппаратуре в глубинке может и не быть. Повсеместно можно найти итальянские "Тартарини", "Ловато" и отечественные - рязанские и новогрудские.

Покупая итальянское оборудование, не удивляйтесь, что родным для него будет только редуктор и один-два электромагнитных клапана. Баллоны, трубки, провода и заправочную арматуру давно устанавливают нашенские - их цена и качество устраивают многих. Редки и дороги стеклопластиковые и тороидальные баллоны, но даже их можно подобрать, причем по приемлемой цене, там, где разбирают иномарки. Покупая подержанную аппаратуру, не поленитесь проверить герметичность баллона. Сделать это можно на газонаполнительных станциях - там, где заправляют бытовые баллоны. Стоит это недорого, а полученный сертификат пригодится и при техосмотре. Выполнить же эту операцию в домашних условиях вряд ли удастся - баллон опрессовывают водой под давлением около 40 кгс/см2.

Чаще всего монтаж ГБО производят фирмы-продавцы. Цена зависит от марки автомобиля: ВАЗ и "Москвич" - около 1100 рублей, "Волга" и "Газель" - 1500 руб., ЗИЛ-130 и ГАЗ-53 - 2000 руб. Отказываются или с явной неохотой берутся переоборудовать на газ автобусы и пассажирские "газели", принадлежащие частным лицам. Газ - вещь опасная - тут самое время посмотреть, в каком непотребном состоянии находятся частные "газели", занятые перевозками пассажиров!

Справедливости ради отметим, что и мастера, установщики ГБО, бывают разные. Сплошь и рядом приходится сталкиваться с халтурным монтажом: турецкие хомуты на шлангах затянуты вполсилы (иначе порвутся), на газовых магистральных трубках не сделано компенсационных петель, в цепи электроснабжения бензинового и газового клапанов нет предохранителей. Не ломая голову и не царапая рук, нередко врезают подогрев редуктора в шланги отопителя. Зимой такие машины легко узнать по обмороженным ушам владельцев и замерзшим стеклам.

Задавшись целью проверить, с чем в наши дни столкнется автомобилист, отдав предпочтение газу, мы решили перевести на него редакционную "Оду", но так, чтобы уложиться в 2-2,5 тыс. руб. Напомним, цена "Солекса" с установкой и различными мелочами - 1300-1500 руб.

Начали с того, что обзвонили с десяток московских фирм. Оказалось, что новую аппаратуру дешевле 5 тыс. руб. купить весьма трудно. По газете бесплатных объявлений стали искать бывшую в употреблении. В конце концов нашли устроивший нас вариант, хотя за пределы сметы пришлось выйти. О том, как она повела себя на нашей "Оде", мы со временем расскажем.

VAZ 2106. Дорогой "Тартарини" и дешевые хомуты. Трубка от клапана к редуктору без петли может лопнуть, а в ней 16 атмосфер.

Укатанную работой "Газель" хозяин продал. Но проверенную аппаратуру снял, чтобы установить на новый автомобиль.

Смеситель лучше поставить сверху - не придется лишний раз лезть в карбюратор.

Подпишитесь на «За рулем» в