Голубое пламя

ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ПОД ГАЗОМ

ГОЛУБОЕ ПЛАМЯ

ВМЕСТО БЕНЗИНА — ПРОПАН

ТЕКСТ / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ

Многим россиянам уже сейчас проще наполнить бак под пробку слезами, чем бензином — а он все дорожает. Каждое повышение цен повышает и спрос на карбюраторы «Солекс». За 15 лет они обросли мифами о сумасшедшей экономичности, и те, кто верит в это, готовы отдать за «чудо-карбюратор» 1500–2000 рублей в надежде сэкономить на пару бутылок пива с сотни километров.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО

А между тем можно уменьшить расходы на топливо почти в два раза, и не думая о карбюраторе. Примерно полвека ездят у нас на сжиженном нефтяном газе (СНГ) — пропан-бутане, который всегда стоил вполовину дешевле «76-го» бензина. Выигрыш очевиден, даже при том, что расход его на 10–20% выше, чем бензина, — результат более низкой теплоты сгорания и худшего наполнения цилиндров рабочей смесью. Немного снижается мощность, а вместе с ней максимальная скорость и динамика. Но часто ли они нам нужны? Обычно переходят на газ, чтобы на дачу ездить или сделать машину рабочей лошадкой, а не в дворовых гонках участвовать. Заметим попутно, что на газе ездит вся Европа — с гораздо более высокими скоростями и лучшими, чем в России, дорогами.

Объективный недостаток газа — необходимость где-то разместить баллон. По требованиям прочности и веса он не может иметь «вольную», как у бензобака, форму, а значит, и занять его место. Здесь один выход — урвать полезное пространство у багажника. А у того грузоподъемность редко больше 50 кг — и выходит, что рядом с баллоном, вес которого тоже почти такой же, много не повезешь. Но мы народ смелый — и сколько машин гробим «перегрузом», знает только бог. Разумный выход для любой машины, не только «газовой», — груз в прицепе.

НЕ СГОРИТ НА РАБОТЕ

При ремонте мотора, работавшего на газе, не найдешь лопнувших поршневых колец и перемычек. Октановое число 95–115 единиц позволяет избежать детонации даже двигателям со степенью сжатия 10–12. Но у наших она только 8,2–9,5, из-за чего скорость сгорания газовоздушной смеси ниже, чем бензовоздушной. К тому же в «газовом» моторе не происходит дополнительного охлаждения деталей в камере сгорания от испарения капелек бензина. Все это повышает теплонапряженность выпускных клапанов и их седел. Так что совсем не будет лишним несколько (на 4–5°) увеличить угол опережения зажигания и чаще проверять его. А еще желательно увеличить на 0,05–0,075 мм тепловые зазоры клапанов.

Температурный режим зависит и от состава газовоздушной смеси. За это отвечает редуктор. Как и в бензиновом моторе, здесь недопустимо чрезмерное обеднение или обогащение смеси.

Нелегка жизнь карбюратора на «газовом» двигателе. Служа в роли подставки для смесителя, он без бензина быстрее «стареет»: разбалтываются оси заслонок, протирается поплавок, сохнут резинки. Но не будем дальше нагонять страх — лучше порадуем читателя: с исправной газовой аппаратурой двигатель ходит раза в полтора дольше. Нет капелек бензина, смывающих масло со стенок цилиндров холодного мотора, нет осмоления карбюратора, впускного тракта и клапанов. Моторное масло не разжижается, меньше загрязняется продуктами сгорания и ходит на 30% дольше. А так как скорость сгорания смеси ниже, мотор работает мягче и тише.

ПРО ЗАПАХ

Его пропан-бутану придает специальный одорант — этилмеркаптан. Мал его процент в топливе, но вонюч же он... Благодаря этому удобно контролировать утечки. Этот запах, сопутствующий работе двигателя, часто принимают за СО, СН и NOх вместе взятые. На самом деле токсичность отработавших газов у двигателя, работающего на СНГ, почти в два раза меньше, чем у бензинового «под Евро IV». И придраться к выхлопу не смогут не только инспекторы ГАИ при техосмотре, но даже украинские «экологи» на въезде в Крым.

КУПИТЬ И ПОСТАВИТЬ

Десять-пятнадцать лет назад купить и установить ГБО (газобаллонное оборудование) можно было только в крупных городах. Редко располагались и заправки. Сейчас не то. Купить аппаратуру и заправить машину газом можно, наверно, в каждом райцентре. Если с ГБО что-то случилось, на заправке подскажут, где ее отремонтировать, хотя запчастей к экзотической корейской и более распространенной голландской аппаратуре в глубинке может и не быть. Повсеместно можно найти итальянские «Тартарини», «Ловато» и отечественные — рязанские и новогрудские.

Покупая итальянское оборудование, не удивляйтесь, что родным для него будет только редуктор и один-два электромагнитных клапана. Баллоны, трубки, провода и заправочную арматуру давно устанавливают нашенские — их цена и качество устраивают многих. Редки и дороги стеклопластиковые и тороидальные баллоны, но даже их можно подобрать, причем по приемлемой цене, там, где разбирают иномарки. Покупая подержанную аппаратуру, не поленитесь проверить герметичность баллона. Сделать это можно на газонаполнительных станциях — там, где заправляют бытовые баллоны. Стоит это недорого, а полученный сертификат пригодится и при техосмотре. Выполнить же эту операцию в домашних условиях вряд ли удастся — баллон опрессовывают водой под давлением около 40 кгс/см2.

Чаще всего монтаж ГБО производят фирмы-продавцы. Цена зависит от марки автомобиля: ВАЗ и «Москвич» — около 1100 рублей, «Волга» и «Газель» — 1500 руб., ЗИЛ-130 и ГАЗ-53 — 2000 руб. Отказываются или с явной неохотой берутся переоборудовать на газ автобусы и пассажирские «газели», принадлежащие частным лицам. Газ — вещь опасная — тут самое время посмотреть, в каком непотребном состоянии находятся частные «газели», занятые перевозками пассажиров!

Справедливости ради отметим, что и мастера, установщики ГБО, бывают разные. Сплошь и рядом приходится сталкиваться с халтурным монтажом: турецкие хомуты на шлангах затянуты вполсилы (иначе порвутся), на газовых магистральных трубках не сделано компенсационных петель, в цепи электроснабжения бензинового и газового клапанов нет предохранителей. Не ломая голову и не царапая рук, нередко врезают подогрев редуктора в шланги отопителя. Зимой такие машины легко узнать по обмороженным ушам владельцев и замерзшим стеклам.

Задавшись целью проверить, с чем в наши дни столкнется автомобилист, отдав предпочтение газу, мы решили перевести на него редакционную «Оду», но так, чтобы уложиться в 2–2,5 тыс. руб. Напомним, цена «Солекса» с установкой и различными мелочами — 1300–1500 руб.

Начали с того, что обзвонили с десяток московских фирм. Оказалось, что новую аппаратуру дешевле 5 тыс. руб. купить весьма трудно. По газете бесплатных объявлений стали искать бывшую в употреблении. В конце концов нашли устроивший нас вариант, хотя за пределы сметы пришлось выйти. О том, как она повела себя на нашей «Оде», мы со временем расскажем.

VAZ 2106. Дорогой «Тартарини» и дешевые хомуты. Трубка от клапана к редуктору без петли может лопнуть, а в ней 16 атмосфер.

Укатанную работой «Газель» хозяин продал. Но проверенную аппаратуру снял, чтобы установить на новый автомобиль.

Смеситель лучше поставить сверху — не придется лишний раз лезть в карбюратор.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии