От зубастой к экономной

ОТ ЗУБАСТОЙ К ЭКОНОМНОЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ТЕСТ 4х4

ОТ ЗУБАСТОЙ К ЭКОНОМНОЙ

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ "НИВЫ" НА РАЗНЫХ ШИНАХ

ТЕКСТ / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН

ФОТО / АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

За долгие годы выпуска популярнейшего российского вседорожника шинники не очень-то баловали его. Считали, что старая, испытанная диагональная шина ВлИ-5 с зубастым протектором полностью решает проблемы сельских владельцев автомобиля, а появившаяся затем радиальная ВлИ-10 с протектором ("под цивилизованные дороги") удовлетворит всех остальных. Лишь в последнее десятилетие у владельцев "нив" появилась возможность выбирать шины по своему разумению. И, конечно, по деньгам.

ГОРОДСКИЕ ПРИСТРАСТИЯ

У этого автомобиля немало почитателей в городах. У каждого свои причины для этого: одному нравится, что с "верхотуры" лучше ориентироваться в плотном транспортном потоке, другому по душе большие, 16-дюймовые колеса, прощающие многие неточности пилотирования. Так или иначе, но горожане нечасто используют "Ниву" как вседорожник. Более того, в угоду моде многие даже ухудшают эти качества машины, перекраивая ее до неузнаваемости.

Но коли так, то зачем городской "Ниве" шина ВлИ-5, тем более с давно известными ее недостатками. Крупные, редкие шашки на периферии протектора - сами по себе сильный источник шума, к тому же они еще и равномерно распределены! Это приводит к резонансным колебаниям: шина надрывно "поет" сначала на скорости около 50 км/ч, а потом - после 90 км/ч. К шуму шин добавляются еще и трансмиссионные шумы. В конечном счете, если ехать быстрее 100 км/ч, в автомобиле все гудит и вибрирует, а сиденья превращаются в вибромассажеры. Об этом лучше всего знают сами владельцы "нив". Это еще не все. Неотключаемый передний мост заставляет двигатель потреблять больше топлива, но немалый вклад в это вносят и сами шины.

СОПОСТАВИМ

Мы решили сравнить, как влияют на топливную экономичность "Нивы" три разных комплекта шин: ВлИ-5 (170/80-16), ВлИ-10 (175/ 80R16) и "Кама Flame" (205/70R16). Последний мы выбрали, опираясь на мнение продавцов шин: по их данным, владельцы "нив" предпочитают именно эту модель. Скорее всего потому, что она, обеспечивая хорошую проходимость, не очень шумная, годится для зимы и лета и изо всех 16-дюймовых самая широкая - 205 мм. Правда, монтировать ее нужно на более широкий диск - стандартный штампованный узок, а шире - только литые. Но они в несколько раз дороже стандартных и не каждому по карману. Поэтому, несмотря на рекомендации производителя, большинство монтирует их на стандартные диски. Так сделали и мы.

Первый тест - определение динамических характеристик автомобиля (рис. 1). Оказалось, что с шинами ВлИ-5 время разгона до 120 км/ч аж на 6 секунд больше, чем с шинами ВлИ-10 и "Кама Flame". Мало того, максимальная скорость "Нивы" на ВлИ-5 меньше на 5 км/ч, чем у других участников теста! Это уже серьезно. Значит, затраты мощности на качение "дубовых" диагональных, да еще и зубастых ВлИ-5 гораздо больше, чем радиальных, поэтому при движении с одной и той же скоростью автомобиль на шинах ВлИ-10 и "Кама Flame" расходует меньше топлива.

ИЗМЕРЯЕМ РАСХОД

Представим сразу результаты. При равномерном движении по гладкому асфальту на разных скоростях расход бензина на 100 км пути с шинами ВлИ-5 оказался на 0,8 л больше, чем на других. А с увеличением скорости до 110 км/ч - еще выше. Но с такой скоростью на ВлИ-5 ехать не очень комфортно. Хочешь не хочешь - а отпустишь педаль газа, чтобы в салоне стало чуть тише и не так сильно трясло. Из графика расхода топлива (рис. 2) видно, что даже на малых скоростях шины ВлИ-5 заставляют двигатель расходовать бензина больше. К тому же с ними эластичность автомобиля (время разгона на одной передаче) существенно хуже, а значит, и совершать обгон сложнее. Разница в 2-2,5 секунды - это очень много.

А теперь результаты теста на выбег автомобиля. Он показал, что с 50 км/ч до остановки "Нива" на шинах ВлИ-10 и "Кама Flame" проходит почти одинаковое расстояние - около 500 метров. А вот на ВлИ-5 оно даже меньше 400 метров. Разница в 100 метров на скоростях, когда аэродинамическое сопротивление минимально, свидетельствует о высоком сопротивлении шины качению, которое ухудшает динамические характеристики машины (см. табл.) и повышает расход топлива.

Первоначально "нивы" комплектовались четырехступенчатой коробкой передач, не имеющей повышающей "экономической" передачи. С появлением пятиступенчатых коробок заметную экономию топлива на пятой передаче (около 7%) ощутили владельцы "Жигулей". На "Ниве" этот показатель может быть ничуть не меньше, но шины ВлИ-5 на больших скоростях способны свести экономию к минимуму.

Разработчики шины ВлИ-5 в свое время вряд ли беспокоились о комфорте и топливной экономичности. Их задача была - создать хорошую шину для бездорожья. С чем она успешно справляется и поныне. Собственно, "Нива" и была ориентирована на жителей села, для которых, полагали, главное - проходимость, а шум от вибрации - третьестепенное.

Сегодня отношение к "Ниве" изменилось, и чаще ее можно встретить в городе, а не в деревне. А горожанам вряд ли стоит обувать автомобиль в зубастые, но ленивые ВлИ-5. Кстати, кроме отечественных шин, в продаже много импортных - вот только цены многих смутят...

Наши выводы. Мы сравнили три типа шин для "Нивы" только с позиций их влияния на динамические показатели. ВлИ-10 и "Кама Flame" по этим признакам - практически близнецы, одинаково удовлетворят городского владельца "Нивы". Шины же ВлИ-5 рационально эксплуатировать тем, кто часто и много ездит по бездорожью. В более легких условиях, особенно на асфальтированных дорогах приемлемого качества, они не дают никаких преимуществ, а, напротив, существенно ухудшают динамические показатели автомобиля и увеличивают расход топлива.

Рис. 1. Динамические характеристики "Нивы" при разгоне с места.

Рис. 2. Расход топлива на 100 км пути при равномерном движении на четвертой передаче с установившимися скоростями.

Подпишитесь на «За рулем» в