Необычные решения в автопроме: спиралеход, камбаломобиль и другие

Забавные факты, курьезы и остроумные решения из мира автомобилей и путей сообщения с давних пор коллекционирует Михаил Колодочкин. В сегодняшней подборке можно прочитать про уникальный грузовик Колхида и шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ‑4904, узнать о водяном балласте, киноролях Нивы, камбаломобиле и заодно познакомиться с самым прожорливым радиоприемником.

Из племени безносых

«Колхида» — это не только роман Константина Паустовского. В конце 1950‑х годов конструкторы Кутаисского автозавода (Грузия) разработали два грузовых автомобиля: версия с бортовой платформой получила индекс КАЗ‑605, а седельный тягач — КАЗ‑606. Их отличительной чертой являлась бескапотная компоновка с расположением кабины над двигателем. Серийный выпуск КАЗ‑606 начался в 1961 году, машине присвоили имя Колхида. В целом она оказалась весьма прогрессивной — со спальным местом, вентилятором, противотуманными фарами, рычагом переключения передач на рулевой колонке. Недостатки — расход топлива в полсотни литров на 100 км, а также скромная максимальная скорость: 65 км/ч.

Без воды — ни туды и ни сюды

Если верить воспоминаниям одного из бывших инженеров компании Ford, первая попытка компании срочно создать конкурента популярному фольксвагеновскому Транспортеру оказалась курьезной. Фургончик FK1000 на базе переднеприводного седана Taunus 12М кардинально отличался от заднемоторного Транспортера расположением двигателя точно над передней осью. Но гладко оказалось лишь на бумаге, а на ходу у порожнего автомобиля задние колеса едва касались земли и уж точно не могли обеспечить устойчивое движение. Поэтому в задней части грузовой платформы решили установить две секретные (!) емкости с водой, которые были заполнены раз и навсегда. Эти глухие балластные цистерны никогда не рекламировались, общественность узнала об их существовании намного позже. Впрочем, уже через год канистры исчезли: мотор немного подвинули назад, чем резко ухудшили комфорт в кабине, но подправили управляемость.

Мираж

Играть в кино иностранцев всегда тяжело. Но когда вариантов нет, то приходится. В трехсерийном детективе «Мираж», снятом в 1983 году на Рижской киностудии по мотивам романа Чейза «Весь мир в кармане», на роль американского инкассаторского автомобиля пригласили Ниву. И она, будучи основательно «загримированной», прекрасно справилась со своей миссией: благодаря скромным габаритам наша соотечественница легко (не в пример американским моделям-акселератам) въехала внутрь трейлера, что и требовалось по сюжету.

Спиралеходы

В популярной детской книжке «Незнайка в Солнечном городе» описаны фантастические автомобили-спиралеходы, у которых вместо колес были винты — как у мясорубки. Подобные машины существовали и на самом деле. Например, самый большой в мире шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ‑4904. Шнеки были изготовлены из алюминиевого сплава; длина каждого — шесть метров, диаметр — полтора. Их вращали два V‑образных 180‑сильных бензиновых мотора ЗИЛ‑375 (такими оснащали грузовики Урал). Шнекомобиль двигался в любом направлении. Принцип поворота — как у гусеничного транспорта: за счет подтормаживания одного из бортов. Проходимость — отменная. Такие вездеходы трудились в поисково‑спасательных службах, у геологов, нефтяников. Однако они не могли передвигаться по твердому покрытию, да и скорость была невысокой. Поэтому в итоге их выжили гусеничные «проходимцы».

Прожорливое радио

Шикарный трехдиапазонный радиоприемник, который устанавливали когда-то на легендарный ЗИМ, и сегодня вызывает уважение. Шестиламповый супергетеродин обладал высокой чувствительностью и хорошо звучал. Но был у него существенный недостаток — прожорливость. Накал ламп, анодные токи, а также вибратор-преобразователь, превращающий постоянный ток в переменный, - суммарное потребление доходило до 8 А. ­Поэтому штатный аккумулятор на 68 А·ч мог изрядно подсесть всего за несколько часов работы приемника при заглушенном моторе. Зимовский генератор при этом был неважным помощником: выдавал всего 18 А.

Камбаломобиль

В период с 1944 по 1948 год немецкий авиаконструктор Готтлоб Эспенлауб построил один из самых необычных автомобилей, позаимствовав некоторые узлы у бомбардировщика Junkers. Однообъемник с очень широким (2,5 м) и совсем низким (1,2 м) алюминиевым кузовом получил прозвище Flunder («камбала»). В салоне было девять мест, боковые гнутые окна заходили на крышу. Передняя ось имела обычную колею, но колеса не поворачивались! Рулили задними. Сдвинутые вплотную задние колеса позволили обойтись без рулевой трапеции, поскольку они поворачивались примерно как у телеги. Похоже, что на такой машине было удобно парковаться передом.

Фото: из архива автора
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (30)

Самые новые

Уже тогда форд нашел о чем умолчать))) Почему мы удивляемся дизельгейту)))

Ответить#
+3

А как вы про воду скажете —- на смех поднимут...

Ответить#
0

Оригинальное решение. облагородить немного — антифриз, замену раз в 4 года и т.д. )))) Если покопаться у современных авто гораздо больше всяких приблуд, причем не особо и нужных по сути.

Ответить#
+1

Подскажите!

Ответить#
0

интересно, спасибо

если уж вспоминать Незнайку, небось выяснится, что и на сиропе ездили

а еще интересно, Носов придумал шнекоходы или увидел их где-то

Ответить#
+4

У меня эта книжка до сих пор цела: более 50 лет лежит! С картинками! Кстати, там упомянуты шнекоходы с одним ротором, которые приезде «сносило в сторону»!

Ответить#
+1

«Не боюсь я ни волка, ни рыси,
А боюсь машину из города Кутаиси»

Ответить#
+3

Кроме текста, скопипащенного из википедии, Колхида была очень интересна тем, что она была по идее — модульная. «Лёгким движением руки» она должна была превращаться в бортовик, самосвал, автобус и т.п. Исходно предусматривалась возможность быстрой перестыковки по раме и кардану. Но — не сыграло, в серии от этого быстро (или вообще сразу? не помню) ушли. Ну и качество исполнения такое, что сыграть — не могло никак, кроме как в ящик.

Шнекоходы — это огромное сопротивление движению и большой момент на поворот, если под шнеки попадала разная среда. Жить такое не могло, кроме как в исключительно болотном варианте. Но это слишком уж узкая ниша.

Ответить#
0

Даже тут наш тролль гадость сказал...

Ответить#
+1

Вы можете поправить ошибки в моём тексте? Что именно не так, кроме записного Вашего несогласия?
Я был бы благодарен, если б кто поправил насчёт модульности — вроде твёрдо помню, что делалось это, чтобы одним экземпляром мотор-управление-кабина перекрыть разные нужды при нехватке автотранспорта.
Но, может, меня память подводит? Интересный ведь момент с точки зрения автоистории.

Ответить#
0

Вот пусть доказательства представит этой модульности.

Ответить#
0

писал уже дважды — не утверждаю, наоброт, спрашиваю — может, кто-нибудь что-то знает по теме, поможет поправить память?

Ответить#
0

А он без этого не может.

Ответить#
0
Ответить#
0

Второй раз в Колхиде проехать не возникало желание даже пассажиром, особенно летом в гору. А было ещё такое чудо ЕрАЗ...и не плохой в принципе автомобиль ГДР-овский IFA W50, только вот звук детонация от дизеля жуткая.

Ответить#
+3

Насколько я помню, первым грузовиком с кабиной над двигателем (бескапотным) считался УАЗ-450. Во всяком случае, так писали в №11 за 1974 год.

Ответить#
+1

Мне не хотелось бы спорить, тут мнения могут расходиться.

Ответить#
+1

Правильно — 450Д-58 год; Колхида — 61 год; 66 — 64 год.

Ответить#
+2

Мы спорили на эту тему. В итоге я не стал писать, что Колхида была именно первой:)

Ответить#
+1

Именно так. МАЗ-500 пошёл в 1965-м.

Ответить#
+1

По-моему армейский ГАЗ-66!?

Ответить#
+1

ЕрАЗ так и называли — «армянское чудо»...

Ответить#
+1

Ераз в переводе с армянского и есть «мечта», «сон». И еразы были воспроизводством рафиков. Так что никаких собственных отличий они не имели, кроме нем модифицированного качества — немного ниже плинтуса

Ответить#
0

А я всю жизнь думал, что ЕрАЗ это Ереванский автомобильный завод. Кстати, в основе ЕрАЗов был ГАЗ-21.

Ответить#
+1

А я всю жизнь думал, что ЕрАЗ это Ереванский автомобильный завод.
Да. Игра слов получилась.

Кстати, в основе ЕрАЗов был ГАЗ-21.
В основе ЕрАЗов был RAF, точнее, это просто была старая версия рафика. А в основе рафика — да, была Волга. Что не удивительно — широким выбором плафторм наш автопром похвастаться не мог.

Ответить#
0

Забавно:))))))

Ответить#
+1

Спасибо, Михаил Владимирович! Отличная подборка! То, что броневик Супервеллинг в фильме «Мираж» играет «Нива», я заметил ещё в детстве, когда фильм только вышел на экран.
Радио в «Членовозе» послушать тоже довелось, но про такое энергопотребление для меня новость.
Про воду в кузове не знал. Действительно, курьёзный случай.
Ждём продолжения.

Ответить#
+1

Спасибо, Евгений. Сегодня это моя любимая рубрика, хоть и крошечная. Кстати, я ее тащу с 2015 года, насколько помню, так что было уже два десятка выпусков. Просто кто-то до сих пор полагал, что на сайте это никому не интересно.

Ответить#
+3

Да, в журнале уже несколько лет —- одна из последних страничек. И без фамилии автора кстати

Ответить#
+1

Этот кто-то футлярно мыслит. Хотя, скорее всего, мыслит популистски. Ну, что делать, доход журнала превыше всего. Нужно быть в духе времени, не будет дохода, не будет журнала. Ведь все проекты, ну или почти все (99%) создаются для денег. Мы это понимаем. А о количестве интереса к статье можно судить по количеству комментариев, а у Вас их всегда в достатке.

Ответить#
+1

Спасибо еще раз. Но во главе угла, действительно, клики... Кому кликнули больше, тот и молодец

Ответить#
0