В полосатый рейс

В ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС

]

/КОНЦЕПЦИЯ

В ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС

На Московском автосалоне МИМС-2002 случайно оказались рядом два автомобиля, сходных

по назначению, но весьма различных по конструкции. Интриги в их заочное состязание добавило то,

что у обеих машин — газовские корни. Итак, знакомьтесь: «Тигр» ГАЗ-2975 и «Бархан» на шасси ГАЗ-66.

ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Напомним предысторию. Два года назад нижегородская компания ICT — «Промышленные компьютерные технологии» разработала и изготовила для заказчика из Объединенных Арабских Эмиратов многоцелевой автомобиль повышенной проходимости Tiger (ЗР, 2001, № 5). Прототипы были показаны на выставке вооружений в Абу-Даби, потом проходили длительные испытания в пустыне, но контракт на поставку машин так и не подписали. Почему — можно только гадать.

С тех пор ситуация изменилась. Выяснилось, что основной разработчик автомобиля — все-таки Горьковский автозавод, а компания ICT — его дочерняя структура. Готовые образцы автомобиля, пусть и не пошедшего на экспорт, грех не попытаться предложить на внутреннем рынке. Здесь уже ширма ни к чему — на МИМС-2002 был показан обрусевший «Тигр» с чуть измененной облицовкой радиатора и обычным газовским индексом ГАЗ-2975. К машине проявили интерес силовые структуры, организации топливно-энергетического комплекса.

Через пару недель после выставки журналистам дали вволю погонять на «тиграх» по заводскому полигону в Березовой Пойме. Утробно рыча, полугрузовая машина утюжила внедорожную трассу: осторожно сползала с откосов, ныряла в рвы и выпрыгивала из них, перебрасывая через крышу кучи песка. Другой «Тигр» — темно-зеленый броневик, как курьерский поезд, пролетал по спецдорогам, шлепая на неровной брусчатке зубастыми «мишленами».

Напомним, что «Тигр» — рамной конструкции, а его ходовая часть разработана на основе узлов от бронетранспортера. Например, независимые подвески — мощнейшие двойные поперечные рычаги с упругими элементами в виде торсионов. Дорожный просвет под почти плоским днищем — целых 400 мм. Его можно изменять в диапазоне примерно 100 мм путем регулировки торсионов. Подвеска сочетает в себе мягкость и огромную энергоемкость: проведя за рулем пятнадцать минут, начинаешь просто наплевательски относиться к выбоинам, камням, ямам и волнам — колеса ходят вверх-вниз, а кузов едва шелохнется. И даже если не хватит полного хода подвески в 325 мм, не беда — пятитонный «Тигр» просто снесет препятствие прочнейшей передней защитой. Танк, а не машина! Точнее, линкор — потому что разворот диаметром восемнадцать метров не назовешь иначе, как морским термином «циркуляция».

Двигатель — американский шестицилиндровый турбодизель «Камминс» объемом 5,9 л и мощностью 180 (или 215) л.с. Коробка передач установлена механическая — шестиступенчатая венгерская РАБА. Напомним, что на первых образцах для Эмиратов стояли автоматические «аллисоны». Ну а кроме того — раздаточная коробка с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала, кулачковые межколесные дифференциалы повышенного трения, колесные редукторы, централизованная подкачка шин.

Разработаны несколько вариантов кузовов: двухместный с грузовой платформой и брезентовым верхом (ГАЗ-29752), цельнометаллический четырехдверный пассажирский (ГАЗ-29751), восьмиместный бронированный. Есть даже образец с алюминиевым кузовом. Передние сиденья разделены широким «столом» — кожухом выступающего в салон силового агрегата, сзади — просторный диван или сиденья по бортам. Возможна установка любых других кузовов, рамная конструкция позволяет.

Казалось бы — вот он, многоцелевой автомобиль повышенной проходимости для армии. Такие машины приняты на вооружение во многих странах мира — только в России их роль по-прежнему исполняют «бронированные» мешками с песком «уралы» и четырехосные плавающие «бэтээры», как правило, не видевшие воды глубже горной речки. Правда, тут возникают разные «но»...

Начнем с того, что применение узлов от гораздо более тяжелого донора обусловило немалую снаряженную массу 5,0–5,3 т. «Основоположник жанра» — созданный еще пятнадцать лет назад американский «Хаммер» вдвое легче: всего-то 2,7 т. Примерно столько же весят появившиеся позже швейцарский «Бухер», итальянский VAT, испанский «Вамтак». Причем все эти машины берут на борт полторы-две тонны груза. Конечно, избыток массы создает огромный запас прочности, а у него свои плюсы — подорванный на обочине фугас едва ли сбросит нижегородского хищника с дороги, а разворотить подвеску не всякой мине под силу. Но тот же «Хаммер» с противопулевой броней весит всего 3,7 т и даже с защитой днища от противотанковой(!) мины — менее 4,5 т. «Тигр» с легкой пятимиллиметровой броней потянет тонн на шесть. Добавьте полторы тонны груза — и представьте такую махину на слабонесущем грунте: в грязи, на песке, на болотистой почве. Не потому ли не состоялся альянс с Эмиратами?

Другое «но» — импортный силовой агрегат, чего «по определению» не должно быть в военной технике. Впрочем, у ГАЗа «на выходе» шестицилиндровый турбодизель ГАЗ-562 с пятиступенчатой механической коробкой передач. А с отечественным агрегатом и цена машины должна снизиться.

И тут возникает третье «но». Цена, конечно, снизится, но ненамного. По утверждению одного из высших заводских менеджеров, американский мотор обходится заводу всего в $4,8 тыс. и погоды в ценообразовании не делает. Но тогда непонятно, с какой стати заявлено, что «Тигр» будет примерно на 30% дешевле «Хаммера»: «всего-то» 65–80 тыс. долларов! Однако военные бюджеты России и США различаются куда сильнее. Нашей армии просто не по карману такой автомобиль — ведь, по идее, он должен стать массовым, почти как «уазик». Конечно, есть потребность у МВД и ФСБ, есть газовики и нефтяники, но они не станут крупными заказчиками — десяток-другой машин, больше ни к чему. Получается, что сам по себе «Тигр» вроде хорош, но в дело не годится — ни в пески, ни в Красную Армию...

На массивной передней панели разместились привычные «военные» приборы. Между сиденьями — широкий кожух силового агрегата.

Двухместный полугрузовой ГАЗ-29752 с брезентовым верхом.

Прочнейшая независимая подвеска досталась «Тигру» от БТР.

Внутри лонжеронов рамы — регулируемые торсионы.

Восьмиместный «Тигр»

с пятимиллиметровой противопулевой броней.

Под капотом «Тигра» — рядная «шестерка» «Камминс В-180» объемом 5,9 л.

В заднем отсеке и грузовой, и бронированной модификаций разместятся шесть человек или полторы тонны груза.

«БАРХАН-66»

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШАССИ ГАЗ-66 

«Это че, типа „Хаммер“?» — поинтересовался, глядя снизу, хозяин «Ленд Крузера». — «Это типа ГАЗ-66». — ???...

ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Спугнув лязгом включенной второй передачи зазевавшийся «Гольф», громадный вездеход отчалил со светофора. Господи, не зацепить бы кого ненароком: почти два с половиной метра ширины, пять с половиной метров длины, вокруг, как стрижи перед дождем, низко вьются легковушки, едва достигая крышами радиаторной решетки.

Однако через полчаса я освоился, радуясь возможности поразмять руки «мужскими» усилиями на руле и вспоминая давно позабытый двойной выжим сцепления с перегазовкой. Вездеход безотказно притягивает взгляды окружающих: заинтересованные, восторженные, а из вседорожников — и ревнивые; замечаю оттопыренные вверх большие пальцы. Некоторые машины пристраиваются рядом, чтобы получше рассмотреть это чудо, имя которому — «Бархан».

А начиналось все прозаически. Небольшой фирме «Ретростиль», занимающейся восстановлением старинных машин и изготовлением другой необычной автомобильной техники, понадобился мощный тягач для буксировки прицепа-автовоза. Другие, скорее всего, использовали бы импортный вседорожник, но «стилевцы» решили построить тягач самостоятельно, использовав шасси... да-да, того самого ГАЗ-66! Естественно, без некоторых переделок не обошлось, но рама, двигатель, коробки передач и раздаточная, трансмиссия, подвески, мосты, тормоза и управление — это все «родное». Оригинальные лишь бензобаки — две емкости по 120 л установлены по бокам рамы под днищем кузова. Неизменной сохранена и база 3300 мм, так что по сути «Бархан» — это «шишига» с новым кузовом.

Чтобы сделать машину более привлекательной, вместо стандартных шин на измененных дисках смонтировали чуть меньшие — такие используют в сельхозтехнике. Это несколько снизило внедорожные качества автомобиля, но в большинстве случаев и оставшихся хватит с избытком: 260 мм просвета под редукторами и почти полметра в середине базы, пониженная передача в «раздатке», жестко подключаемый передний мост, межколесные кулачковые дифференциалы повышенного трения. А ведь еще есть лебедка и централизованная система подкачки шин, к которой нужно лишь подсоединить нестандартные колеса. Впрочем, ничто не мешает при желании вернуться к штатным покрышкам.

Во внешности «Бархана» без труда угадываются некоторые элементы ГАЗ-66 — например, двери или ветровое стекло с характерными боковыми форточками. Действительно, на изготовление кузова пошло, с учетом неизбежных ошибок, несколько «шестьдесят шестых» кабин. Формально это пятидверный универсал максимальной вместимостью до двенадцати человек в пассажирском варианте или семь человек и 700 кг груза — в грузопассажирском. По сути же, огромный салон размером 3400х2000х1240 мм можно распланировать и обустроить, как угодно. В отличие от того же «Хаммера», у которого посреди салона тянется широченный и высокий тоннель, скрывающий двигатель и агрегаты трансмиссии, а четыре сиденья установлены в узких углублениях по его бокам, почти все семь(!) квадратных метров пола «Бархана» абсолютно плоские. Выступают лишь арки задних колес — их удобно использовать в качестве лавок. Неизбежная плата за такую компоновку — большая высота машины, достигающая 2,3 м.

Внешность в духе «милитари» настраивает на аскетичность в интерьере — тем более неожиданными оказываются удобная посадка за рулем, обширная приборная панель с привычным «военным» набором шкал, но отделанная пластиком под ценные породы дерева, аккуратный салон с комфортабельными «легковыми» креслами, электростеклоподъемники, люк в крыше.

Год эксплуатации подтвердил правильность основных технических решений. А интерес к «Бархану» подсказал: это не просто утилитарная «хозяйка», а нечто большее. Машину показали на выставке «Автоэкзотика», а потом, после перекраски и отделки — на Московском автосалоне МИМС-2002. Успех, как говорится, превзошел все ожидания.

Оказывается, такой автомобиль будет полезен армии, силовым структурам, МЧС, нефтяникам, газовикам, да мало ли еще кому. Помимо показанной модификации, разработаны варианты с грузовой платформой, в том числе и под установку легкого артиллерийского вооружения, десантная с брезентовым верхом, медицинская с увеличенной высотой крыши. Большой плюс в глазах таких потребителей — использование только распространенных отечественных узлов и агрегатов. Автомобиль без лишних «наворотов», да еще небольшой серией, получится достаточно недорогой, а отремонтировать его можно будет в любой глуши, в любом колхозе или военной части. Оборотная сторона этого достоинства — низкая надежность узлов, слабая прожорливая бензиновая «восьмерка», архаичная четырехступенчатая коробка с синхронизаторами лишь на III и IV передачах, неэффективный, вечно текущий усилитель руля. Впрочем, и эти болячки лечатся кропотливой доводкой, что как раз может позволить себе небольшая фирма.

Другая категория покупателей — состоятельные оригиналы, которым нужно на охоту ездить или просто хочется заткнуть за пояс соседа на «Гелендевагене». Такие на выставке подходили с конкретным вопросом «Сколько стоит?». Ответить можно лишь приблизительно — при штучном производстве — примерно от $35 тыс. На заказ, в принципе, можно поставить любые импортные двигатель и коробку передач, оборудовать салон всеми мыслимыми атрибутами роскоши, вплоть до джакузи в багажном отсеке — соответственно возрастет и цена. Ездит же Шварценеггер на «Хаммере»...

За рулем «Бархана» куда удобнее, чем в «агрегатном доноре». Передняя панель отделана пластиком, имитирующим ценные породы дерева.

Просвет под корпусом редуктора составляет 260 мм, между колесами установлены кулачковые дифференциалы повышенного трения.

Капот с крыльями откидывается вперед, открывая доступ к двигателю — 4,3-литровой «восьмерке» от ГАЗ-66.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии