В полосатый рейс

В ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС

/КОНЦЕПЦИЯ

В ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС

На Московском автосалоне МИМС-2002 случайно оказались рядом два автомобиля, сходных

по назначению, но весьма различных по конструкции. Интриги в их заочное состязание добавило то,

что у обеих машин - газовские корни. Итак, знакомьтесь: "Тигр" ГАЗ-2975 и "Бархан" на шасси ГАЗ-66.

ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Напомним предысторию. Два года назад нижегородская компания ICT - "Промышленные компьютерные технологии" разработала и изготовила для заказчика из Объединенных Арабских Эмиратов многоцелевой автомобиль повышенной проходимости Tiger (ЗР, 2001, № 5). Прототипы были показаны на выставке вооружений в Абу-Даби, потом проходили длительные испытания в пустыне, но контракт на поставку машин так и не подписали. Почему - можно только гадать.

С тех пор ситуация изменилась. Выяснилось, что основной разработчик автомобиля - все-таки Горьковский автозавод, а компания ICT - его дочерняя структура. Готовые образцы автомобиля, пусть и не пошедшего на экспорт, грех не попытаться предложить на внутреннем рынке. Здесь уже ширма ни к чему - на МИМС-2002 был показан обрусевший "Тигр" с чуть измененной облицовкой радиатора и обычным газовским индексом ГАЗ-2975. К машине проявили интерес силовые структуры, организации топливно-энергетического комплекса.

Через пару недель после выставки журналистам дали вволю погонять на "тиграх" по заводскому полигону в Березовой Пойме. Утробно рыча, полугрузовая машина утюжила внедорожную трассу: осторожно сползала с откосов, ныряла в рвы и выпрыгивала из них, перебрасывая через крышу кучи песка. Другой "Тигр" - темно-зеленый броневик, как курьерский поезд, пролетал по спецдорогам, шлепая на неровной брусчатке зубастыми "мишленами".

Напомним, что "Тигр" - рамной конструкции, а его ходовая часть разработана на основе узлов от бронетранспортера. Например, независимые подвески - мощнейшие двойные поперечные рычаги с упругими элементами в виде торсионов. Дорожный просвет под почти плоским днищем - целых 400 мм. Его можно изменять в диапазоне примерно 100 мм путем регулировки торсионов. Подвеска сочетает в себе мягкость и огромную энергоемкость: проведя за рулем пятнадцать минут, начинаешь просто наплевательски относиться к выбоинам, камням, ямам и волнам - колеса ходят вверх-вниз, а кузов едва шелохнется. И даже если не хватит полного хода подвески в 325 мм, не беда - пятитонный "Тигр" просто снесет препятствие прочнейшей передней защитой. Танк, а не машина! Точнее, линкор - потому что разворот диаметром восемнадцать метров не назовешь иначе, как морским термином "циркуляция".

Двигатель - американский шестицилиндровый турбодизель "Камминс" объемом 5,9 л и мощностью 180 (или 215) л.с. Коробка передач установлена механическая - шестиступенчатая венгерская РАБА. Напомним, что на первых образцах для Эмиратов стояли автоматические "аллисоны". Ну а кроме того - раздаточная коробка с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала, кулачковые межколесные дифференциалы повышенного трения, колесные редукторы, централизованная подкачка шин.

Разработаны несколько вариантов кузовов: двухместный с грузовой платформой и брезентовым верхом (ГАЗ-29752), цельнометаллический четырехдверный пассажирский (ГАЗ-29751), восьмиместный бронированный. Есть даже образец с алюминиевым кузовом. Передние сиденья разделены широким "столом" - кожухом выступающего в салон силового агрегата, сзади - просторный диван или сиденья по бортам. Возможна установка любых других кузовов, рамная конструкция позволяет.

Казалось бы - вот он, многоцелевой автомобиль повышенной проходимости для армии. Такие машины приняты на вооружение во многих странах мира - только в России их роль по-прежнему исполняют "бронированные" мешками с песком "уралы" и четырехосные плавающие "бэтээры", как правило, не видевшие воды глубже горной речки. Правда, тут возникают разные "но"...

Начнем с того, что применение узлов от гораздо более тяжелого донора обусловило немалую снаряженную массу 5,0-5,3 т. "Основоположник жанра" - созданный еще пятнадцать лет назад американский "Хаммер" вдвое легче: всего-то 2,7 т. Примерно столько же весят появившиеся позже швейцарский "Бухер", итальянский VAT, испанский "Вамтак". Причем все эти машины берут на борт полторы-две тонны груза. Конечно, избыток массы создает огромный запас прочности, а у него свои плюсы - подорванный на обочине фугас едва ли сбросит нижегородского хищника с дороги, а разворотить подвеску не всякой мине под силу. Но тот же "Хаммер" с противопулевой броней весит всего 3,7 т и даже с защитой днища от противотанковой(!) мины - менее 4,5 т. "Тигр" с легкой пятимиллиметровой броней потянет тонн на шесть. Добавьте полторы тонны груза - и представьте такую махину на слабонесущем грунте: в грязи, на песке, на болотистой почве. Не потому ли не состоялся альянс с Эмиратами?

Другое "но" - импортный силовой агрегат, чего "по определению" не должно быть в военной технике. Впрочем, у ГАЗа "на выходе" шестицилиндровый турбодизель ГАЗ-562 с пятиступенчатой механической коробкой передач. А с отечественным агрегатом и цена машины должна снизиться.

И тут возникает третье "но". Цена, конечно, снизится, но ненамного. По утверждению одного из высших заводских менеджеров, американский мотор обходится заводу всего в $4,8 тыс. и погоды в ценообразовании не делает. Но тогда непонятно, с какой стати заявлено, что "Тигр" будет примерно на 30% дешевле "Хаммера": "всего-то" 65-80 тыс. долларов! Однако военные бюджеты России и США различаются куда сильнее. Нашей армии просто не по карману такой автомобиль - ведь, по идее, он должен стать массовым, почти как "уазик". Конечно, есть потребность у МВД и ФСБ, есть газовики и нефтяники, но они не станут крупными заказчиками - десяток-другой машин, больше ни к чему. Получается, что сам по себе "Тигр" вроде хорош, но в дело не годится - ни в пески, ни в Красную Армию...

На массивной передней панели разместились привычные "военные" приборы. Между сиденьями - широкий кожух силового агрегата.

Двухместный полугрузовой ГАЗ-29752 с брезентовым верхом.

Прочнейшая независимая подвеска досталась "Тигру" от БТР.

Внутри лонжеронов рамы - регулируемые торсионы.

Восьмиместный "Тигр"

с пятимиллиметровой противопулевой броней.

Под капотом "Тигра" - рядная "шестерка" "Камминс В-180" объемом 5,9 л.

В заднем отсеке и грузовой, и бронированной модификаций разместятся шесть человек или полторы тонны груза.

"БАРХАН-66"

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД НА ШАССИ ГАЗ-66

"Это че, типа "Хаммер"?" - поинтересовался, глядя снизу, хозяин "Ленд Крузера". - "Это типа ГАЗ-66". - ???...

ТЕКСТ / ЮРИЙ НЕЧЕТОВ

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Спугнув лязгом включенной второй передачи зазевавшийся "Гольф", громадный вездеход отчалил со светофора. Господи, не зацепить бы кого ненароком: почти два с половиной метра ширины, пять с половиной метров длины, вокруг, как стрижи перед дождем, низко вьются легковушки, едва достигая крышами радиаторной решетки.

Однако через полчаса я освоился, радуясь возможности поразмять руки "мужскими" усилиями на руле и вспоминая давно позабытый двойной выжим сцепления с перегазовкой. Вездеход безотказно притягивает взгляды окружающих: заинтересованные, восторженные, а из вседорожников - и ревнивые; замечаю оттопыренные вверх большие пальцы. Некоторые машины пристраиваются рядом, чтобы получше рассмотреть это чудо, имя которому - "Бархан".

А начиналось все прозаически. Небольшой фирме "Ретростиль", занимающейся восстановлением старинных машин и изготовлением другой необычной автомобильной техники, понадобился мощный тягач для буксировки прицепа-автовоза. Другие, скорее всего, использовали бы импортный вседорожник, но "стилевцы" решили построить тягач самостоятельно, использовав шасси... да-да, того самого ГАЗ-66! Естественно, без некоторых переделок не обошлось, но рама, двигатель, коробки передач и раздаточная, трансмиссия, подвески, мосты, тормоза и управление - это все "родное". Оригинальные лишь бензобаки - две емкости по 120 л установлены по бокам рамы под днищем кузова. Неизменной сохранена и база 3300 мм, так что по сути "Бархан" - это "шишига" с новым кузовом.

Чтобы сделать машину более привлекательной, вместо стандартных шин на измененных дисках смонтировали чуть меньшие - такие используют в сельхозтехнике. Это несколько снизило внедорожные качества автомобиля, но в большинстве случаев и оставшихся хватит с избытком: 260 мм просвета под редукторами и почти полметра в середине базы, пониженная передача в "раздатке", жестко подключаемый передний мост, межколесные кулачковые дифференциалы повышенного трения. А ведь еще есть лебедка и централизованная система подкачки шин, к которой нужно лишь подсоединить нестандартные колеса. Впрочем, ничто не мешает при желании вернуться к штатным покрышкам.

Во внешности "Бархана" без труда угадываются некоторые элементы ГАЗ-66 - например, двери или ветровое стекло с характерными боковыми форточками. Действительно, на изготовление кузова пошло, с учетом неизбежных ошибок, несколько "шестьдесят шестых" кабин. Формально это пятидверный универсал максимальной вместимостью до двенадцати человек в пассажирском варианте или семь человек и 700 кг груза - в грузопассажирском. По сути же, огромный салон размером 3400х2000х1240 мм можно распланировать и обустроить, как угодно. В отличие от того же "Хаммера", у которого посреди салона тянется широченный и высокий тоннель, скрывающий двигатель и агрегаты трансмиссии, а четыре сиденья установлены в узких углублениях по его бокам, почти все семь(!) квадратных метров пола "Бархана" абсолютно плоские. Выступают лишь арки задних колес - их удобно использовать в качестве лавок. Неизбежная плата за такую компоновку - большая высота машины, достигающая 2,3 м.

Внешность в духе "милитари" настраивает на аскетичность в интерьере - тем более неожиданными оказываются удобная посадка за рулем, обширная приборная панель с привычным "военным" набором шкал, но отделанная пластиком под ценные породы дерева, аккуратный салон с комфортабельными "легковыми" креслами, электростеклоподъемники, люк в крыше.

Год эксплуатации подтвердил правильность основных технических решений. А интерес к "Бархану" подсказал: это не просто утилитарная "хозяйка", а нечто большее. Машину показали на выставке "Автоэкзотика", а потом, после перекраски и отделки - на Московском автосалоне МИМС-2002. Успех, как говорится, превзошел все ожидания.

Оказывается, такой автомобиль будет полезен армии, силовым структурам, МЧС, нефтяникам, газовикам, да мало ли еще кому. Помимо показанной модификации, разработаны варианты с грузовой платформой, в том числе и под установку легкого артиллерийского вооружения, десантная с брезентовым верхом, медицинская с увеличенной высотой крыши. Большой плюс в глазах таких потребителей - использование только распространенных отечественных узлов и агрегатов. Автомобиль без лишних "наворотов", да еще небольшой серией, получится достаточно недорогой, а отремонтировать его можно будет в любой глуши, в любом колхозе или военной части. Оборотная сторона этого достоинства - низкая надежность узлов, слабая прожорливая бензиновая "восьмерка", архаичная четырехступенчатая коробка с синхронизаторами лишь на III и IV передачах, неэффективный, вечно текущий усилитель руля. Впрочем, и эти болячки лечатся кропотливой доводкой, что как раз может позволить себе небольшая фирма.

Другая категория покупателей - состоятельные оригиналы, которым нужно на охоту ездить или просто хочется заткнуть за пояс соседа на "Гелендевагене". Такие на выставке подходили с конкретным вопросом "Сколько стоит?". Ответить можно лишь приблизительно - при штучном производстве - примерно от $35 тыс. На заказ, в принципе, можно поставить любые импортные двигатель и коробку передач, оборудовать салон всеми мыслимыми атрибутами роскоши, вплоть до джакузи в багажном отсеке - соответственно возрастет и цена. Ездит же Шварценеггер на "Хаммере"...

За рулем "Бархана" куда удобнее, чем в "агрегатном доноре". Передняя панель отделана пластиком, имитирующим ценные породы дерева.

Просвет под корпусом редуктора составляет 260 мм, между колесами установлены кулачковые дифференциалы повышенного трения.

Капот с крыльями откидывается вперед, открывая доступ к двигателю - 4,3-литровой "восьмерке" от ГАЗ-66.

Подпишитесь на «За рулем» в