Двухтактный... "форд"

ДВУХТАКТНЫЙ... «ФОРД»

]

ТЕХНИКА

АГРЕГАТЫ

ДВУХТАКТНЫЙ... «ФОРД»

Да не один. Целых сто таких автомобилей уже наездили в общей сложности более 5 млн. км, лишний раз подтвердив истину, что история развивается по спирали.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Итак, австралийская фирма «Орбитал» без излишнего шума оборудовала в 1996 году своими новыми двухтактными двигателями сотню «Форд-Фестива», назвав их «Орбитал ЭкоСпорт 1.2», и теперь вместе с «Фордом» подводит итоги широкомасштабного эксперимента. Посмотрим и мы, что из этого вышло.

До сих пор двухтактные двигатели ассоциируются у нас с трескучими мопедами, бензопилами да «трабантами» из бывшей ГДР. При всей простоте конструкции и высоком КПД двухтактного рабочего цикла поставить такой мотор на мало-мальски приличный автомобиль сегодня вряд ли кто решится. Высокий расход топлива, голубой выхлоп, рывки при работе, беспорядочные вспышки в цилиндрах в режиме принудительного холостого хода (торможение двигателем) — все это хорошо знакомо мотоциклистам. Но современные технологии, как оказалось, способны на многое.

Двигатель «Орбитал» снабжен ультрамодной электронной системой непосредственного впрыска топлива и... воздуха в цилиндры, при этом он обходится, как и положено двухтактнику, без распредвала и клапанов. К тому же в трехцилиндровом моторе мощностью 76 л. с. вспышки следуют через каждые 120° поворота коленчатого вала, что позволяет снять высокий крутящий момент уже при весьма небольших оборотах. В отличие от четырехтактной конструкции, состоящей в среднем из 560 элементов, в новом двигателе их всего 340, что снизило вес до 85 кг против обычных 120. Так что основной интерес к «Орбиталу» должны проявить разработчики автомобилей малого класса. Из других новаций отметим роликовые и игольчатые подшипники в опорах коленвала и в шатунах.

Но как все-таки удалось исключить зазор в разрезных головках шатунов? А их... не разрезали. По специальной технологии цельная проточенная головка раскалывается на две части, которые потом свинчиваются вместе так, что не остается даже намека на зазор! Масло для смазки подается специальным электронно-управляемым насосом, причем излишки вновь поступают в систему. Поэтому пятилитрового бачка хватает на 10–12 тысяч километров пробега. Это гарантирует отсутствие голубого выхлопа.

Теперь о впрыске. В моторе применены хитрые сдвоенные форсунки. Сначала воздух сжимается отдельным компрессором и поступает в общий воздухопровод, подобный топливопроводу системы «коммон рейл». Оттуда через форсунки часть необходимого его количества «впрыскивается» в камеру сгорания. Одновременно через вторую форсунку инжектируется бензин. Результат — отлично распыленная рабочая смесь оптимального состава, выполнение норм Евро III и снижение расхода топлива на 40%!

Корреспондентам из немецкого журнала «Аутомагазин» удалось протестировать один из «ЭкоСпортов», пробежавший уже 50 000 км. Вот результаты. Единственное, что выдает присутствие под капотом двухтактника — это меньшая эффективность торможения двигателем. В остальном — прекрасная эластичность (на пятой передаче разгон от 60 до 100 км/ч или от 80 до 120 км/ч занимает 17,5–18 с), неплохая динамика (от 0 до 100 км/ч за 12,6 с), небольшой расход топлива (в среднем 6,5 л/100 км в городском цикле для машины массой 910 кг с работающим кондиционером) и масла (4,6 л/10 000 км)...

Вы можете усомниться — 100 экземпляров для массового производства буквально капля. Оправданны ли оптимистические ожидания? И тут уместно заметить, что фирма «Орбитал» далеко не новичок в двигателестроении: австралийские двухтактники давно и успешно работают на катерах и яхтах, заслужив высокую репутацию. Да и «приживить» на автомобиль их пытаются не впервые: один из первых прототипов «Доджа-Неон» приводился в движение таким мотором, притом расположенным... под задним сиденьем. Финансовые затруднения «Крайслера» заставили тогда приостановить этот проект, и серийный «Неон» стал вполне тривиальной по конструкции машиной. Теперь вот «двухтактное знамя» подхватил «Форд»; не дремлют и японские фирмы.

Еще раз подчеркнем: основная заслуга австралийцев не в том, что они поддерживают на плаву некогда популярный тип двигателя, а, скорее, в разработке и внедрении изящного способа подготовки хорошо перемешанной топливной смеси (благодаря воздушному впрыску). Это позволило решить извечную проблему чистоты выхлопа и, таким образом, претендовать на место под капотом современного автомобиля.

Что же дальше? В 2000 году таким мотором планируется серийно оснащать индонезийскую модель «Пипл Моуэр» — своего рода дальневосточный «Фольксваген». А там — видно будет. Во всяком случае, двухтактный цикл в автомобиле еще не умер и собирается доказать это всем.

Двигатель «Орбитал» в разрезе.

Их роднит двухтактный цикл. ДКВ 50-х годов и современный «Форд-Фестива».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии